Канонизация святителя Иоанна Тобольского.
Богослужение на Соборной площади. Тобольск.
10 июня 1916 г.
|
Федор Антонович Рождаев (Раждаев) родился в 1883 г. в деревне Мокрая Савалеевка Симбирской губернии (с 1920 г. – на территории Татарстана); в письменных источниках упоминается с 1662 г. В XVIII – первой
половине XIX вв. ее жители относились к категории удельных крестьян. Занимались земледелием и разведением скота. Число жителей на 1880 г. составляло 394 человека.
Деревенский отрок Федор окончил второклассную школу. Неизвестно, какие обстоятельства привели его из Симбирской глубинки в столицу, но в 1911 г., после окончания Вторых Московских пастырских курсов,
28-летний Федор Рождаев был рукоположен во диакона и в том же году – во
священника. Принят на службу по духовному ведомству в Тобольскую епархию,
возглавляемую Преосвященным Евсевием (Гроздовым).
Резолюцией архипастыря от 16 мая
1911 г., за номером 3443, Феодор Рождаев был определен на вакансию священника к Спасской церкви села Уватского Тобольского уезда. Состоял законоучителем уватской школы.
В 1914 г. резолюцией Преосвященного Варнавы (Накропина) священник село-Уватской церкви Тобольского уезда Феодор Рождаев был утвержден на трехлетие председателем церковно-приходского
попечительства. В 1915 г., по распоряжению епархиального начальства, утвержден
членом благочиннического совета по благочинию священника Павла Сосунова (2-й благочиннический округ Тобольского уезда). С
марта 1916 г. утвержден благочинным 2-го
благочиннического округа Тобольского уезда.
В августе 1916 г. отец благочинный Феодор Рождаев выступил в Тобольских епархиальных ведомостях со статьей в разделе «Отклики Иоанновских Тобольских торжеств» в
связи с канонизацией святителя Иоанна Тобольского, совершенной 10 июня 1916 г. собором из тринадцати архиереев во главе с
митрополитом Московским и Коломенским
Макарием (Невским).
Автор пишет:
«Долго и нетерпеливо прихожане села
Уватского ожидали этого славного и светлого торжества, но далеко не всем им удалось
побывать на месте прославления святых мощей в богоспасаемом граде Тобольске: обремененные мирскими заботами, многие из них
принуждены были остаться дома при своих
сельскохозяйственных работах и дома встретить светлый праздник прославления.
Понятно поэтому, с каким отрадным чувством шли они, прихожане, в свой местный
храм, несмотря на то, что некоторые деревни находятся на расстоянии 5-10-17 верст
от села, и сообщение между ними, благодаря разливу р. Иртыша, возможно лишь только на лодках».
Тобольские праздничные торжества были
одним из последних всеобщих всплесков
религиозно-патриотических чувств – на горизонте реял Красный – кровавый – Октябрь.
А еще через двадцать лет, летом 1937 г., в
том же «богоспасаемом граде Тобольске»,
в двух шагах от места прославления сибирского чудотворца, полягут, сраженные расстрельной пулей, священно- и церковнослужители, монашествующие и миряне, приговоренные к высшей мере наказания тройкой Омского УНКВД. Среди них окажется и
священник Феодор Рождаев.
…Но вернемся к октябрю 1917 г. Еще отдаются распоряжения епархиального начальства о назначениях, перемещениях, увольнениях и других переменах по службе священно- и церковнослужителей епархии. Священник села Уватского Феодор Рождаев утверждается в качестве благочинного и председателя благочиннического совета 2-го благочиния Тобольского уезда. В 1919 г. «за
отлично-усердную и беспорочную службу»
награжден скуфьей.
В том же 1919 г. прервется выпуск Тобольских епархиальных ведомостей. Осколки
сведений о судьбах священства Тобольской
епархии будут отныне оседать в самых разнообразных документальных источниках, начиная от пока еще действующей канцелярии
епископа Тобольского и заканчивая пухлыми томами грядущих следственных дел органов чрезвычайки – ОГПУ – НКВД. Поэтому лакуны в жизнеописаниях духовенства
неизбежны.
Такая лакуна длиной в шестнадцать лет –
срок для человеческой жизни немалый – присутствует и в жизнеописании Федора Рождаева. За отсутствием документальных свидетельств, мы не знаем, как складывалась его
судьба после Октябрьской революции. Продолжал ли он служить в Спасской церкви
села Уватского или в другом храме на тобольской земле? Подвергался ли репрессиям в конце 1920-х – начале 1930-х гг., когда начались массовые аресты священнослужителей в рамках групповых дел и ссылки
осужденных коллегией ОГПУ в концлагеря
или на поселения в северные и иные отдаленные территории? Каким образом и когда
священник Феодор Рождаев оказался в Тюмени и стал клириком Всехсвятской церкви?
Во всяком случае, тобольская чаша весов «перетягивает» тюменскую. Показательно, что когда в 1937 году в Тюмени начались массовые аресты духовенства в рамках большого террора, священник Всехсвятской церкви Феодор Рождаев был арестован на два месяца раньше остальных – 3 мая, а не 5-6 июля, когда разом были «обезврежены» несколько десятков «недобитых контриков» из числа тюменского духовенства и мирян. К
тому же Федор Рождаев был немедленно этапирован в Тобольск, где проходил по делу №2377 «О контрреволюционной организации». Вероятно, материалов на контрреволюционера Рождаева у тобольских товарищей было предостаточно, и они опередили своих тюменских коллег.
Но и в Тюмени Федор Рождаев числился как опаснейший контрреволюционный элемент, состоявший в составе
руководства тюменской контрреволюционной группы, что зафиксировано в «признательных показаниях» еще одного из «руководителей» этой группы священника Константина Ленкова, проходившего по архивному уголовному делу №7116.
Тобольский тюремный замок и место массовых
расстрелов в 1937-1938 гг.
Всехсвятский храм г. Тюмени
|
Одновременно с Константином Ленковым в рамках группового дела тюменских
церковников проходил священник Всехсвятской церкви Михаил Красноцветов. В ходе
допроса от 6 июля 1937 г. он показал, что
на собрании церковного совета, состоявшегося примерно в марте 1937 года по случаю годовщины возвращения Всехсвятской
церкви из «илларионовщины» в лоно «сергиевского течения», присутствовал «Рождаев – священник Всехсвятской церкви». Таким образом, мы можем приблизительно
очертить хронологические рамки служения
о. Феодора во Всехсвятской церкви: достоверно – с марта 1937 г. по 3 мая 1937 г.,
предположительно – с конца 1936 – начала
1937 г. по 3 мая 1937 г.
Священник Феодор Рождаев был арестован 3 мая 1937 г. по тобольскому групповому делу №2377 «О контрреволюционной организации» под руководством архиепископа Тобольского и Тюменского Артемия (Ильинского).
По делу №2377 о контрреволюционной
организации церковников проходила большая группа духовенства, куда вошел и священник Всехсвятской церкви города Тюмени Феодор Рождаев.
По делу также проходили:
– священники кладбищенской церкви
св. Семи отроков Ефесских города Тобольска: Василий Скосырев, Николай Русанов,
Алексий Преображенский, заштатные священники Вячеслав Дьяконов и Иоанн Минервин, протодиакон Афанасий Чернышев,
псаломщик Григорий Стержных;
– настоятель Введенского храма села
Долгоярского Тобольского района протоиерей Коронат Булатников (в бытность соработник о. Феодора Рождаева на благочинническом поприще: благочинный 1-го благочиния Тобольского уезда (о. Феодор – благочинный 2-го благочиния того же уезда));
– священник Христорождественской церкви села Кугаево Тобольского района Вениамин Добромыслов;
– священник деревни Новоселова Тобольского района Павел Кугаевский;
– священник Троицкой церкви слободы
Тавдинской (ныне с. Нижняя Тавда) Григорий Погорелов; последнее место служения –
с. Булашево Тобольского района;
– и.о. священника Спасской церкви села
Бронниковского Тобольского района священник и миссионер Иоанн Купцов;
– бывшая монахиня Иоанновского монастыря г. Тобольска Варвара Кугаевская, родная сестра священника Павла Кугаевского;
– псаломщик г. Тобольска Ефим Кайдалов;
– монастырский воспитанник Гликерий Почережцев;
– священническая жена Ираида Покровская;
– сын священнослужителя Петр Унжаков и др.
Руководителем тобольской контрреволюционной организации, наряду с архиепископом Артемием, был также признан Иван
Алексеевич Карабинов (1878-1937) – профессор Санкт-Петербургской духовной академии, отбывающий в Тобольске пятилетнюю ссылку по приговору коллегии ОГПУ
от 3 марта 1934 г.
Историческая справка. И.А. Карабинов – профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре литургики, магистр богословия. Выдающийся литургист начала XX века. В качестве ученого-эксперта
являлся одним из активных участников Поместного собора 1917–1918 гг. После закрытия в 1918 г. Петроградской духовной академии поступил на службу во вновь образованный Единый государственный архивный
фонд, где проработал до 1921 г. Благодаря его сотрудникам от полной гибели были
спасены архивы и библиотеки Петроградской
духовной академии и семинарии, Александро-Невской Лавры, Петроградской духовной консистории, Палестинского общества, многих
церквей и монастырей. С 1920 по 1923 гг.
Храм святого пророка Божия Илии с. Уват
|
И.А. Карабинов преподавал на кафедре литургики в Петроградском богословском институте. 29 мая 1922 г. был арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей»; проходил в качестве одного
из обвиняемых по Петроградскому процессу
об изъятии церковных ценностей в рамках
группового «дела митрополита Вениамина».
Оправдан за недоказанностью преступления.
С 1923 по 1925 гг. служил псаломщиком в
Александро-Невской Свято-Троицкой Лавре и в храме бывшего Стрелкового полка.
Позднее работал в архивах частных предприятий и заведующим архивом Балтийского судостроительного завода. Арестован
22 декабря 1933 г. 3 марта 1934 г. коллегией ОГПУ осужден по обвинению в «активном участии в контрреволюционной
церковно-монархической организации, ставящей своей целью свержение советской власти и реставрацию монархии». Приговорен к
пяти годам исправительно-трудовых лагерей,
с заменой на высылку в Обь-Иртышскую область. В Тобольске жил по улице Большая
Октябрьская, дом 15, кв. 2. Служил архивариусом, но документы о его служебной деятельности не сохранились. 26 апреля 1937 г.
вновь арестован по обвинению в руководстве контрреволюционной повстанческой организацией церковников.
Арестованные по делу о контрреволюционной организации обвинялись по следующим пунктам:
– контрреволюционная пораженческая
агитация в пользу иностранных капиталистических государств;
– восхваление старого монархического строя;
– искажение газетных сообщений о событиях в Испании;
– распространение повстанческой агитации;
– хранение и распространение литературы контрреволюционно-монархического содержания;
– распространение клеветнических слухов о голоде и непосильном труде в колхозах;
– восхваление контрреволюционера
Троцкого;
– использование в контрреволюционных
целях новой Советской Конституции.
23 августа 1937 г. священник Феодор
Рождаев в числе других обвиняемых по делу
«О контрреволюционной организации» тройкой Омского УНКВД, по обвинению в нарушении статей 58-10-11 УК РСФСР, был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 30 августа 1937 г. в городе Тобольске.
Расстрелы проходили во дворе тюремного
замка между больничным корпусом и домовым храмом Александра Невского. Место захоронения невинно убиенных в материалах
архивного уголовного дела не указывается.
Все участники, проходившие по делу
№2377, были посмертно реабилитированы
4 января 1958 г., за отсутствием состава
преступления, на основании ст.4 п.5 УПК
РСФСР. По данным Книги памяти Тюменской области, Федор Антонович Рождаев реабилитирован 6 июля 1957 г.
Вместо послесловия. 6 октября 1989 г. в
поселке Уват была зарегистрирована православная община Русской Православной Церкви. В 1994 г. здесь был возведен однопрестольный деревянный храм в честь св. пророка Божия Илии.
Остается пожелать, чтобы в храмовый
синодик было навечно занесено имя священника ФЕОДОРА РОЖДАЕВА, многие годы
служившего на Уватской земле и пострадавшего за веру Христову даже до смерти.
Г.В. Коротаева, г. Тюмень
|