ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№07 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Из Книги памяти храма Всех святых города Тюмени: священник Феодор Рождаев (1883-1937)


Канонизация святителя Иоанна Тобольского. Богослужение на Соборной площади. Тобольск. 10 июня 1916 г.

Федор Антонович Рождаев (Раждаев) родился в 1883 г. в деревне Мокрая Савалеевка Симбирской губернии (с 1920 г. – на территории Татарстана); в письменных источниках упоминается с 1662 г. В XVIII – первой половине XIX вв. ее жители относились к категории удельных крестьян. Занимались земледелием и разведением скота. Число жителей на 1880 г. составляло 394 человека.

Деревенский отрок Федор окончил второклассную школу. Неизвестно, какие обстоятельства привели его из Симбирской глубинки в столицу, но в 1911 г., после окончания Вторых Московских пастырских курсов, 28-летний Федор Рождаев был рукоположен во диакона и в том же году – во священника. Принят на службу по духовному ведомству в Тобольскую епархию, возглавляемую Преосвященным Евсевием (Гроздовым).

Резолюцией архипастыря от 16 мая 1911 г., за номером 3443, Феодор Рождаев был определен на вакансию священника к Спасской церкви села Уватского Тобольского уезда. Состоял законоучителем уватской школы.

В 1914 г. резолюцией Преосвященного Варнавы (Накропина) священник село-Уватской церкви Тобольского уезда Феодор Рождаев был утвержден на трехлетие председателем церковно-приходского попечительства. В 1915 г., по распоряжению епархиального начальства, утвержден членом благочиннического совета по благочинию священника Павла Сосунова (2-й благочиннический округ Тобольского уезда). С марта 1916 г. утвержден благочинным 2-го благочиннического округа Тобольского уезда.

В августе 1916 г. отец благочинный Феодор Рождаев выступил в Тобольских епархиальных ведомостях со статьей в разделе «Отклики Иоанновских Тобольских торжеств» в связи с канонизацией святителя Иоанна Тобольского, совершенной 10 июня 1916 г. собором из тринадцати архиереев во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским).

Автор пишет:

«Долго и нетерпеливо прихожане села Уватского ожидали этого славного и светлого торжества, но далеко не всем им удалось побывать на месте прославления святых мощей в богоспасаемом граде Тобольске: обремененные мирскими заботами, многие из них принуждены были остаться дома при своих сельскохозяйственных работах и дома встретить светлый праздник прославления.

Понятно поэтому, с каким отрадным чувством шли они, прихожане, в свой местный храм, несмотря на то, что некоторые деревни находятся на расстоянии 5-10-17 верст от села, и сообщение между ними, благодаря разливу р. Иртыша, возможно лишь только на лодках».

Тобольские праздничные торжества были одним из последних всеобщих всплесков религиозно-патриотических чувств – на горизонте реял Красный – кровавый – Октябрь. А еще через двадцать лет, летом 1937 г., в том же «богоспасаемом граде Тобольске», в двух шагах от места прославления сибирского чудотворца, полягут, сраженные расстрельной пулей, священно- и церковнослужители, монашествующие и миряне, приговоренные к высшей мере наказания тройкой Омского УНКВД. Среди них окажется и священник Феодор Рождаев.

…Но вернемся к октябрю 1917 г. Еще отдаются распоряжения епархиального начальства о назначениях, перемещениях, увольнениях и других переменах по службе священно- и церковнослужителей епархии. Священник села Уватского Феодор Рождаев утверждается в качестве благочинного и председателя благочиннического совета 2-го благочиния Тобольского уезда. В 1919 г. «за отлично-усердную и беспорочную службу» награжден скуфьей.

В том же 1919 г. прервется выпуск Тобольских епархиальных ведомостей. Осколки сведений о судьбах священства Тобольской епархии будут отныне оседать в самых разнообразных документальных источниках, начиная от пока еще действующей канцелярии епископа Тобольского и заканчивая пухлыми томами грядущих следственных дел органов чрезвычайки – ОГПУ – НКВД. Поэтому лакуны в жизнеописаниях духовенства неизбежны.

Такая лакуна длиной в шестнадцать лет – срок для человеческой жизни немалый – присутствует и в жизнеописании Федора Рождаева. За отсутствием документальных свидетельств, мы не знаем, как складывалась его судьба после Октябрьской революции. Продолжал ли он служить в Спасской церкви села Уватского или в другом храме на тобольской земле? Подвергался ли репрессиям в конце 1920-х – начале 1930-х гг., когда начались массовые аресты священнослужителей в рамках групповых дел и ссылки осужденных коллегией ОГПУ в концлагеря или на поселения в северные и иные отдаленные территории? Каким образом и когда священник Феодор Рождаев оказался в Тюмени и стал клириком Всехсвятской церкви?

Во всяком случае, тобольская чаша весов «перетягивает» тюменскую. Показательно, что когда в 1937 году в Тюмени начались массовые аресты духовенства в рамках большого террора, священник Всехсвятской церкви Феодор Рождаев был арестован на два месяца раньше остальных – 3 мая, а не 5-6 июля, когда разом были «обезврежены» несколько десятков «недобитых контриков» из числа тюменского духовенства и мирян. К тому же Федор Рождаев был немедленно этапирован в Тобольск, где проходил по делу №2377 «О контрреволюционной организации». Вероятно, материалов на контрреволюционера Рождаева у тобольских товарищей было предостаточно, и они опередили своих тюменских коллег.

Но и в Тюмени Федор Рождаев числился как опаснейший контрреволюционный элемент, состоявший в составе руководства тюменской контрреволюционной группы, что зафиксировано в «признательных показаниях» еще одного из «руководителей» этой группы священника Константина Ленкова, проходившего по архивному уголовному делу №7116.


Тобольский тюремный замок и место массовых расстрелов в 1937-1938 гг.


Всехсвятский храм г. Тюмени

Одновременно с Константином Ленковым в рамках группового дела тюменских церковников проходил священник Всехсвятской церкви Михаил Красноцветов. В ходе допроса от 6 июля 1937 г. он показал, что на собрании церковного совета, состоявшегося примерно в марте 1937 года по случаю годовщины возвращения Всехсвятской церкви из «илларионовщины» в лоно «сергиевского течения», присутствовал «Рождаев – священник Всехсвятской церкви». Таким образом, мы можем приблизительно очертить хронологические рамки служения о. Феодора во Всехсвятской церкви: достоверно – с марта 1937 г. по 3 мая 1937 г., предположительно – с конца 1936 – начала 1937 г. по 3 мая 1937 г.

Священник Феодор Рождаев был арестован 3 мая 1937 г. по тобольскому групповому делу №2377 «О контрреволюционной организации» под руководством архиепископа Тобольского и Тюменского Артемия (Ильинского).

По делу №2377 о контрреволюционной организации церковников проходила большая группа духовенства, куда вошел и священник Всехсвятской церкви города Тюмени Феодор Рождаев.

По делу также проходили:
– священники кладбищенской церкви св. Семи отроков Ефесских города Тобольска: Василий Скосырев, Николай Русанов, Алексий Преображенский, заштатные священники Вячеслав Дьяконов и Иоанн Минервин, протодиакон Афанасий Чернышев, псаломщик Григорий Стержных;
– настоятель Введенского храма села Долгоярского Тобольского района протоиерей Коронат Булатников (в бытность соработник о. Феодора Рождаева на благочинническом поприще: благочинный 1-го благочиния Тобольского уезда (о. Феодор – благочинный 2-го благочиния того же уезда));
– священник Христорождественской церкви села Кугаево Тобольского района Вениамин Добромыслов;
– священник деревни Новоселова Тобольского района Павел Кугаевский;
– священник Троицкой церкви слободы Тавдинской (ныне с. Нижняя Тавда) Григорий Погорелов; последнее место служения – с. Булашево Тобольского района;
– и.о. священника Спасской церкви села Бронниковского Тобольского района священник и миссионер Иоанн Купцов;
– бывшая монахиня Иоанновского монастыря г. Тобольска Варвара Кугаевская, родная сестра священника Павла Кугаевского;
– псаломщик г. Тобольска Ефим Кайдалов;
– монастырский воспитанник Гликерий Почережцев;
– священническая жена Ираида Покровская;
– сын священнослужителя Петр Унжаков и др.

Руководителем тобольской контрреволюционной организации, наряду с архиепископом Артемием, был также признан Иван Алексеевич Карабинов (1878-1937) – профессор Санкт-Петербургской духовной академии, отбывающий в Тобольске пятилетнюю ссылку по приговору коллегии ОГПУ от 3 марта 1934 г.

Историческая справка. И.А. Карабинов – профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре литургики, магистр богословия. Выдающийся литургист начала XX века. В качестве ученого-эксперта являлся одним из активных участников Поместного собора 1917–1918 гг. После закрытия в 1918 г. Петроградской духовной академии поступил на службу во вновь образованный Единый государственный архивный фонд, где проработал до 1921 г. Благодаря его сотрудникам от полной гибели были спасены архивы и библиотеки Петроградской духовной академии и семинарии, Александро-Невской Лавры, Петроградской духовной консистории, Палестинского общества, многих церквей и монастырей. С 1920 по 1923 гг.


Храм святого пророка Божия Илии с. Уват

И.А. Карабинов преподавал на кафедре литургики в Петроградском богословском институте. 29 мая 1922 г. был арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей»; проходил в качестве одного из обвиняемых по Петроградскому процессу об изъятии церковных ценностей в рамках группового «дела митрополита Вениамина». Оправдан за недоказанностью преступления. С 1923 по 1925 гг. служил псаломщиком в Александро-Невской Свято-Троицкой Лавре и в храме бывшего Стрелкового полка.

Позднее работал в архивах частных предприятий и заведующим архивом Балтийского судостроительного завода. Арестован 22 декабря 1933 г. 3 марта 1934 г. коллегией ОГПУ осужден по обвинению в «активном участии в контрреволюционной церковно-монархической организации, ставящей своей целью свержение советской власти и реставрацию монархии». Приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, с заменой на высылку в Обь-Иртышскую область. В Тобольске жил по улице Большая Октябрьская, дом 15, кв. 2. Служил архивариусом, но документы о его служебной деятельности не сохранились. 26 апреля 1937 г. вновь арестован по обвинению в руководстве контрреволюционной повстанческой организацией церковников.

Арестованные по делу о контрреволюционной организации обвинялись по следующим пунктам:
– контрреволюционная пораженческая агитация в пользу иностранных капиталистических государств;
– восхваление старого монархического строя;
– искажение газетных сообщений о событиях в Испании;
– распространение повстанческой агитации;
– хранение и распространение литературы контрреволюционно-монархического содержания;
– распространение клеветнических слухов о голоде и непосильном труде в колхозах;
– восхваление контрреволюционера Троцкого;
– использование в контрреволюционных целях новой Советской Конституции.

23 августа 1937 г. священник Феодор Рождаев в числе других обвиняемых по делу «О контрреволюционной организации» тройкой Омского УНКВД, по обвинению в нарушении статей 58-10-11 УК РСФСР, был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 30 августа 1937 г. в городе Тобольске. Расстрелы проходили во дворе тюремного замка между больничным корпусом и домовым храмом Александра Невского. Место захоронения невинно убиенных в материалах архивного уголовного дела не указывается. Все участники, проходившие по делу №2377, были посмертно реабилитированы 4 января 1958 г., за отсутствием состава преступления, на основании ст.4 п.5 УПК РСФСР. По данным Книги памяти Тюменской области, Федор Антонович Рождаев реабилитирован 6 июля 1957 г.

Вместо послесловия. 6 октября 1989 г. в поселке Уват была зарегистрирована православная община Русской Православной Церкви. В 1994 г. здесь был возведен однопрестольный деревянный храм в честь св. пророка Божия Илии.

Остается пожелать, чтобы в храмовый синодик было навечно занесено имя священника ФЕОДОРА РОЖДАЕВА, многие годы служившего на Уватской земле и пострадавшего за веру Христову даже до смерти.

Г.В. Коротаева, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.