ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№07 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Притча о добром пастыре

Евангелие от Иоанна, 10 глава:

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;

2 а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

В Библии люди образно названы овцами более 400 раз, а Господь назван пастухом или пастырем 100 с лишним раз. Овцы и Пастырь – одна из важнейших метафор, позволяющая понять, каков наш Господь, как Он относится к нам.

Образы, которые Господь Иисус Христос использует в евангельской притче о Добром Пастыре, являлись очень понятными для тогдашних жителей Иудеи. Овцеводство было одним из главных занятий в регионе. В каждой деревне имелось несколько стад, которые на ночь собирали в общий загон. У загона всегда находился сторож, придверник. Он закрывал дверь и ночью охранял овец от воров, разбойников и хищников. Утром приходили пастыри и звали каждый своих овец по имени: «Черное ухо! Белоножка! Ленивец! Все за мной, сегодня трава необычайно вкусная!» Узнав голос своего пастыря, овцы сразу просыпались и выходили из загона, одна за другой. А остальные овцы продолжали мирно спать. «Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их» (Ин. 10, 3).

В то время в Палестине было два вида овечьих загонов. В селах и городах были общие загоны, в которых все стада проводили ночь. Такие загоны имели прочные двери, ключ от которых держал только привратник.

Когда же овцы бывали далеко на холмах в теплое время года и не возвращались в селения и города на ночь, их собирали в загоны на склонах холмов. Эти загоны были под открытым небом и защищались только стеной из камней с отверстием в ней, через которое овцы могли входить и выходить. И в нем не было никаких дверей. По ночам сам пастух ложился поперек входа, и ни одна овца не могла выйти иначе, как переступив через него. В самом буквальном смысле пастух становился дверью: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам» (Ин. 10, 7)

Утром он выводил овец на пажити, а вечером перед входом осматривал каждую, залечивал раны, мазал елеем и только после этого пропускал в загон. Ночью и днем он бодрствовал, чтобы защищать овец, кормить их и заботиться о них.

В Палестине пастыри шли перед овцами и вели их голосом, а не кнутом или палкой. Травы росло не очень много, поэтому приходилось идти от одной пажити к другой. Овцы отличаются от других стадных животных тем, что всегда следуют за пастухом, идущим впереди стада. Коровы или, например, козы воспринимают только пастуха, подгоняющего их сзади кнутом: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» (Ин. 10, 4, 8).

У богатых овцеводов, конечно, могло быть несколько стад овец, и тогда эти люди брали наемников-пастырей, но на наемников нельзя было полностью положиться, потому что те работали ради денег. Когда нападал хищник или разбойник, наемник убегал и оставлял стадо. Только пастырь мог рисковать собой ради стада, которое для него – сама жизнь: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (Ин. 10, 11-13).

Овцы слушают своего пастыря. У них особо развит слух, и они полагаются полностью на пастыря. Без пастыря отара не может сама найти пажить, без пастыря она просто погибнет. У овец плохое зрение, и в любой момент каждая может застрять в кустарнике или упасть в овраг. И только пастырь способен разыскать и спасти такую овцу. Но почему Иисус Христос сравнивает Свое служение людям с работой пастыря? Овцы на самом деле обладают удивительной способностью узнавать своего пастуха, и пастухи знают это.

Когда к поильным воротам подгоняют большое стадо овец, а через несколько минут туда приходит еще два стада, то все овцы перемешиваются так, что их невозможно разделить. Но, когда овцы напились и пастухи начинают звать своих овец, каждая овечка идет на голос только своего пастыря. И, удивительное дело, овцы никогда не путают голос своего пастуха с голосами других. «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин. 10, 14-15).

Зимой, когда метель заносит стадо овец, животные обязательно разбегаются. Но если они видят стоящего пастуха, то окружают его стадом со всех сторон и стоят на месте. Стоит пастуху лечь на землю, чтобы укрыться от метели, как овцы побредут в разные стороны и погибнут от метели. Случалось так, что пастухи замерзали, стоя на ногах, пытаясь спасти овец. Когда же кончалась метель и на помощь приходили другие пастухи, они находили овец, стоящих плотно друг к другу, при этом никто из них не погиб, кроме пастуха: «И жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10, 15).

Пастух играет со своими овцами, чтобы скоротать время. Он делает вид, будто убегает от них. Овцы вскоре настигают его и окружают со всех сторон, блея и кружась от радости. Они знают, что их пастух не оставит их и не покинет.

Овцы часто сбиваются с пути и не могут самостоятельно найти дорогу домой. Поэтому многим так знаком образ пастуха, ищущего заблудившуюся овцу. Также ей сложно самой для себя находить пропитание, важно привести овечку на пажить или к источнику воды. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16).

По материалам сайта bible-facts.ru

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.