Евангелие от Иоанна, 10 глава:
1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор
овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;
2 а входящий дверью есть пастырь овцам.
3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он
зовет своих овец по имени и выводит их.
4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним
идут, потому что знают голос его.
5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают
чужого голоса.
6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое
Он говорил им.
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам,
что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и
разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и
выйдет, и пажить найдет.
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.
Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь
свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит
приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает
овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою
полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех
надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно
стадо и один Пастырь.
В Библии люди образно названы овцами более 400 раз, а Господь назван пастухом или пастырем 100 с лишним раз. Овцы
и Пастырь – одна из важнейших метафор,
позволяющая понять, каков наш Господь, как
Он относится к нам.
Образы, которые Господь Иисус Христос использует в евангельской притче о
Добром Пастыре, являлись очень понятными для тогдашних жителей Иудеи. Овцеводство было одним из главных занятий в регионе. В каждой деревне имелось несколько стад, которые на ночь собирали в общий загон. У загона всегда находился сторож, придверник. Он закрывал дверь и ночью охранял овец от воров, разбойников и
хищников. Утром приходили пастыри и звали каждый своих овец по имени: «Черное
ухо! Белоножка! Ленивец! Все за мной, сегодня трава необычайно вкусная!» Узнав голос своего пастыря, овцы сразу просыпались и выходили из загона, одна за другой.
А остальные овцы продолжали мирно спать.
«Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по
имени и выводит их» (Ин. 10, 3).
В то время в Палестине было два вида
овечьих загонов. В селах и городах были общие загоны, в которых все стада проводили
ночь. Такие загоны имели прочные двери,
ключ от которых держал только привратник.
Когда же овцы бывали далеко на холмах в теплое время года и не возвращались в селения и города на ночь, их собирали в загоны на склонах холмов. Эти загоны были под открытым небом и защищались только стеной из камней с отверстием
в ней, через которое овцы могли входить и
выходить. И в нем не было никаких дверей.
По ночам сам пастух ложился поперек
входа, и ни одна овца не могла выйти иначе, как переступив через него. В самом буквальном смысле пастух становился дверью:
«Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь
овцам» (Ин. 10, 7)
Утром он выводил овец на пажити, а
вечером перед входом осматривал каждую,
залечивал раны, мазал елеем и только после этого пропускал в загон. Ночью и днем
он бодрствовал, чтобы защищать овец, кормить их и заботиться о них.
В Палестине пастыри шли перед овцами
и вели их голосом, а не кнутом или палкой. Травы росло не очень много, поэтому
приходилось идти от одной пажити к другой.
Овцы отличаются от других стадных животных тем, что всегда следуют за пастухом,
идущим впереди стада. Коровы или, например, козы воспринимают только пастуха, подгоняющего их сзади кнутом: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы
за ним идут, потому что знают голос его.
Все, сколько их ни приходило предо Мною,
суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» (Ин. 10, 4, 8).
У богатых овцеводов, конечно, могло
быть несколько стад овец, и тогда эти люди
брали наемников-пастырей, но на наемников нельзя было полностью положиться, потому что те работали ради денег. Когда нападал хищник или разбойник, наемник убегал и оставлял стадо. Только пастырь мог
рисковать собой ради стада, которое для
него – сама жизнь: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою
за овец. А наемник, не пастырь, которому
овцы не свои, видит приходящего волка, и
оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит,
потому что наемник, и нерадит об овцах»
(Ин. 10, 11-13).
Овцы слушают своего пастыря. У них
особо развит слух, и они полагаются полностью на пастыря. Без пастыря отара не
может сама найти пажить, без пастыря она
просто погибнет. У овец плохое зрение, и в
любой момент каждая может застрять в кустарнике или упасть в овраг. И только пастырь способен разыскать и спасти такую
овцу. Но почему Иисус Христос сравнивает Свое служение людям с работой пастыря? Овцы на самом деле обладают удивительной способностью узнавать своего пастуха, и пастухи знают это.
Когда к поильным воротам подгоняют большое стадо овец, а через несколько
минут туда приходит еще два
стада, то все овцы перемешиваются так, что их невозможно разделить. Но, когда овцы напились и пастухи
начинают звать своих овец,
каждая овечка идет на голос только своего пастыря. И, удивительное
дело, овцы никогда не путают голос своего пастуха с голосами других. «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают
Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю
Отца» (Ин. 10, 14-15).
Зимой, когда метель заносит стадо овец,
животные обязательно разбегаются. Но если
они видят стоящего пастуха, то окружают
его стадом со всех сторон и стоят на месте. Стоит пастуху лечь на землю, чтобы
укрыться от метели, как овцы побредут в
разные стороны и погибнут от метели. Случалось так, что пастухи замерзали, стоя на
ногах, пытаясь спасти овец. Когда же кончалась метель и на помощь приходили другие
пастухи, они находили овец, стоящих плотно друг к другу, при этом никто из них не
погиб, кроме пастуха: «И жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10, 15).
Пастух играет со своими овцами, чтобы скоротать время. Он делает вид, будто убегает от них. Овцы вскоре настигают его и окружают со всех сторон, блея
и кружась от радости. Они знают, что
их пастух не оставит их и не покинет.
Овцы часто сбиваются с пути и не
могут самостоятельно найти дорогу домой. Поэтому многим так знаком образ
пастуха, ищущего заблудившуюся овцу.
Также ей сложно самой для себя находить пропитание, важно привести овечку
на пажить или к источнику воды. «Есть
у Меня и другие овцы, которые не сего
двора, и тех надлежит Мне привести: и они
услышат голос Мой, и будет одно стадо и
один Пастырь» (Ин. 10, 16).
По материалам сайта bible-facts.ru
|