Господь дал заповедь человеку трудиться на этой земле. При этом человек должен не только добывать потребное для личной жизни, но и стремиться творить добрые дела для общего блага. Лукавый отвращает
человека от исполнения воли Божией совершать добрые дела, трудиться и соблазняет к праздности и развлечению. Нередко, забывая о призвании к доброделанию, эгоистичный человек всецело предает себя развлечениям и, по неумеренности в них, согрешает.
Труд надо чередовать и с отдыхом. Народная пословица гласит: «Делу – время, потехе – час». Большую часть активной жизни человек должен посвятить делам добра. В Священном Писании говорится: шесть дней трудись и только один день отдохни от дел своих. Вот разумная пропорция труда и отдыха. Грех нарушил здравомыслие человека,
в его душе поселилась леность, праздность и беззаботное легкомыслие. Сложились целые слои населения, которые паразитируют на труде деятельной части общества. Такую категорию людей ярко изобразил Иван Андреевич Крылов в басне «Стрекоза и муравей».
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И, до вешних только дней,
Прокорми и обогрей!» –
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ты ль в лето?» –
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было!
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило». –
«А, так ты…» – «Я без души
Лето целое все пела». –
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
В этой басне Иван Андреевич Крылов
очень выразительно показывает быстротечность времени. Оглянуться не успеваем, как
пролетает детство наших детей, все пролетает
безвозвратно. Однако остается ценность прожитого. Если человек добродетельный и талантливый, то он оставляет в памяти будущих
поколений много своих добрых дел, которые
приносят пользу людям. Жизнь добродетельного человека наполнена смыслом и полезным
содержанием. Все это приносит удовлетворение человеку, все это угодно Богу. Праздный
и легкомысленный человек не может определить цену времени и прожигает его в увеселениях беззаботно. Жизнь такого человека
бесплодна, а душа «злой тоской удручена».
Чтобы достойно и правильно прожить
жизнь, важно, исполняя волю Божию, творить добрые дела и избегать чрезмерной
праздности, греховной лености и пагубного легкомыслия.
+ М.Д.
|