«Так должны мужья любить своих жен,
как свои тела:
любящий свою жену любит самого себя…
Тайна сия велика…»
(Еф. 5, 28, 32)
Такими словами обращается к нам апостол Павел, назидая нас и свидетельствуя о важности брака, освященного Церковью. Хотелось бы предложить вниманию читателей размышления о церковном браке, одном из семи Таинств церковных – Таинстве Венчания.
Зачем надо прибегать к этому, одному
из самых красивых и желанных, Таинству,
что дает это Таинство супругам, к чему обязывает их?
Бог есть Любовь. По любви Он сотворил
и человека, и этот бесценный дар Он даровал Своему образу и подобию – человеку.
Вот почему Адам, дав имена всем тварям,
не мог полностью возрадоваться и излить
свою любовь на всех окружающих его тварей: не нашлось творения, подобного Адаму. И Господь созидает жену. «Вот плоть от
плоти моей и кость от костей моих», – восклицает Адам.
Здесь позволю сделать отступление и акцентировать внимание на том, что любовь, к
сожалению, может приобрести гипертрофированные качества. Это когда человек любит животных больше, чем людей. Известны
случаи, когда хозяин выводит своего
питомца на прогулку без намордника
и зверь кусает окружающих. А хозяин заявляет, что пусть лучше кусает, чем ему выводить свое «чадо»
в наморднике. Или известны случаи,
когда хозяева «хоронят» своих домашних животных на кладбищах, где
погребают усопших людей.
Те, кто знаком со Священным
Писанием, помнят, что уже в первой главе книги Бытия описывается
установление брака Самим Господом еще в раю. «И благословил их
Бог, и сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над
рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и
над всею землею, и над всяким животным,
пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).
Основа брака, конечно же, чувство любви к своей второй половине. И не случайно перед совершительными словами Таинства Венчания: «Господи Боже наш, славою
и честью венчай я (их)», – священнослужитель спрашивает: «Имеешь ли ты (имя жениха) желание благое и непринужденное и
твердую мысль взять в жены (имя невесты),
которую перед собой здесь видишь?» И отвечает жених: «Имею, честный отче». Продолжая спрашивать об искренности своего
намерения и истинной любви, священник вопрошает: «Не обещался ли иной невесте?» И
слышит ответ: «Не обещался, честный отче».
Такие же вопросы слышит и невеста и также подтверждает свое непринужденное, осознанное желание вступить в брак с женихом, который ей мил и дорог.
Именно в церковном браке как христианском Таинстве совершается то, что давно утратил мир: восстанавливается райская
гармония между человеком и остальным миром животных существ. В раю не было вражды между человеком и животными. Более
того, и сами животные не истребляли друг
друга. В житиях святых мы находим множество примеров, когда дикие животные служили святым.
В церковном браке созидается подлинная
любовь и единение мужчины и женщины. Так
что они (муж и жена) уже не двое, но одна
плоть. Само слово «Таинство» говорит, что в
нем происходит нечто таинственное. В церковных Таинствах Бог дарует людям то, без
чего невозможна вечная жизнь, – святость.
Итак, в Таинстве Венчания совершается не просто человеческое единение, как
в браке, который регистрируется в органах
ЗАГС. Здесь Бог сочетает двоих воедино.
Благословляется их супружеский союз – во
образ духовного союза Христа с Церковью,
испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Во время Венчания читается отрывок
из Евангелия от Иоанна, где повествуется
о том, как Господь был приглашен на брак
в Кану Галилейскую. Здесь во время брачного торжества Христос совершил Свое первое чудо – воду превратил в хорошее вино,
для того чтобы радость этого пира не прекратилась и чтобы уверовали в Него ученики Его. Так и во время церковного Таинства
Венчания Сам Господь присутствует в храме и благословляет и освящает союз любящих друг друга жениха и невесты.
Более подробно о Таинстве Венчания
можно узнать из брошюр, которые имеются
в каждом церковном киоске. И очень правильно, когда молодожены готовятся к Таинству должным образом.
Обычно молодожены проходят собеседование со священником, приступают к Таинству брака после покаяния и причащения за
Божественной литургией в самый день венчания или накануне этого знаменательного для
будущей семьи дня. Ведь они должны быть
соучастниками в церковной молитве. Без
этого для них Таинство превратится в непонятный ритуал. А ведь в нем столько прекрасных слов, молитв, символов. «В Церкви
все премудро, свято, благолепно, животворно, поучительно; тут текут струи жизни, тут
мир, радость, свобода», – так писал святой
праведный Иоанн Кронштадтский.
Жениху и невесте вручаются венчальные
свечи, зажженные от лампады, которая горит в алтаре на святом престоле. Эти свечи знаменуют, что взаимная любовь должна гореть на протяжении всей жизни ярко,
тепло и пламенно и жизнь православной семьи должна сиять светом добродетелей. Кроме того, свечи служат и символом благодати, подаваемой в Таинстве.
Обручение жениха и невесты совершается венчальными кольцами, освященными на
святом престоле. Сама форма кольца означает нерасторжимость брачного союза: круг
есть символ вечности. Обмен кольцами означает полное взаимное доверие, единодушие,
согласие и взаимную поддержку.
И, наконец, венчальные венцы – это царские короны, знак величия и достоинства,
символ особого избрания. Символ царства,
царствования – прежде всего над самим
собою, над своими чувствами и желаниями, над своими страстями. А еще – это награда за сохранение девственности до брака. Нельзя распечатывать этот хрустальный
сосуд невинности до времени, положенного
Самим Богом. Вот почему в прежнее время так берегли честь свою юноши и девушки. И, наоборот, считалось позором не сохранить целомудрия до брака. «Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение
победы, для того чтобы показать, что они,
непобедимые страстию до брака, таковыми
приступают к брачному ложу, то есть в состоянии победителей похоти плотской», – так
писал Иоанн Златоуст в своих поучениях.
«Ты положил на главах их венцы из драгоценных камней, они просили у Тебя жизни,
и Ты дал ее им», – звучит прокимен перед
чтением Апостола и Евангелия.
Мы переживаем время, когда корабль
семьи, который плывет по волнам моря житейского, претерпевает шторм и часто тонет, разбиваясь о рифы и камни испытаний.
Много браков распадается из-за супружеской
неверности. И если молодые люди до брака
развратили себя, то как можно потом оставаться верным, будучи побежденным страстью блудного греха. Последствия такой беспечной жизни страшны. Это и нежеланные
дети, которых потом убивают в гинекологических кабинетах те, кому заповедано спасать жизни, а не уничтожать. Это и различные страшные болезни – СПИД и прочие. Это
и брошенные дети, число которых превышает число беспризорных детей в годы войны.
Это впоследствии и сами родители – брошенные в домах престарелых черствыми и
немилосердными детьми. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», – учит
Священное Писание.
Подведем итог всему изложенному. Невозможно исчерпать глубину духовных богатств, имеющихся в Таинстве святого Венчания. Хочется пожелать, чтобы эти богатства наполнили сердца каждой супружеской
пары. Брак должен заключаться раз и навсегда. Брак скрепляет взаимная любовь и
верность. Фундаментом счастья в браке являются вера, нравственное чувство и христианская совесть, которые взращивают добрые плоды совместной жизни супругов, их
детей, внуков и правнуков.
В своем священническом служении мне
приходилось венчать супружеские пары, которые отметили золотую свадьбу и даже
60-летний юбилей. На примере этих пар подтверждаются слова о любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не
бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Этими словами апостола Павла хочется
завершить некоторые мысли о великой Тайне любви. И молитвенно желаю, чтобы все
создаваемые семьи были крепкими и служили образцом для других супружеских пар.
Протоиерей Вадим Баранов,
настоятель храма в честь
Казанской иконы
Божией Матери с. Исетское
|