ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№07 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

От Господа стопы человеческие исправляются

Мы сидим в приемном кабинете протоиерея Максима Иванова в Георгиевско-Вознесенском храме, что в тюменском заречье, за «мостом влюбленных», в исторической части города. Уважительный, внимательный и терпеливый, батюшка смотрит на меня и удивляется:

– Ты пришел поговорить ко мне о преподобном Максиме Греке? На нашем приходе я больше отмечаю День тезоименитства 4 февраля, в день кончины преподобного. И каждый раз в этот день из года в год я произношу проповедь по его Житию, и фактически нет ничего нового, существенного. Ведь сколько ни сказано и ни написано об этом великом святом – источники все давно известны, и их можно прочесть, о различных фактах из его жизни узнать в новоизданных книгах, вообще в средствах массовой информации.

– Отче, он твой небесный покровитель, и никто так не почувствует истинный дух и характер его, как носящий имя святого и старающийся подражать своему небесному заступнику. Кроме того, ты учился в Московской духовной академии в знаменитой Троице-Сергиевой Лавре, где многострадальный старец Максим провел последние земные годы и был погребен, почему память его особенно близка тем, кто каким-либо образом связан был в своей жизни с обителью преподобного Сергия Радонежского. Ты, отец Максим, напитан тем духовно-молитвенным духом, что в изобилии несет в себе Троице-Сергиева Лавра и который не только дополнен духом святого Максима как яркой индивидуальности, но и созвучен с духом других подвижников этой святой обители. Знаю и вспоминаю также и то, о чем напомнил мне иерей Петр Овсянников (православные тюменцы хорошо знают этого священника, сейчас он служит в г. Тобольске), а именно: в раскопках, проводившихся в июле 1996 г. в Лавре с целью обретения мощей блаженного аввы Максима, ты тоже принимал участие. Кстати, нынче ровно 20 лет обретения святыни – круглая дата. – Это было прекрасное время, – задумался и как-то оживился, внутренне озарился отец Максим и продолжал: – Собрали всех студентов академии, носящих имя Максим, и поручили им помогать осуществлять это доброе начинание под руководством историка, церковного археолога С.А.Беляева. Мы поочередно копали и относили землю на носилках.

Раскопки проходили у северо-западной стороны Свято-Духовского храма, где был погребен преподобный Максим. Работали кропотливо, постепенно снимался слой за слоем, и на каждом культурном слое можно было обнаружить косточки умерших в разные годы и века насельников, благотворителей или жертвователей монастыря. Обнаружили святые останки угодника Божия не мы, сейчас уже не помню, кто именно, но трудились усердно. Потому, помню, что после обретения и освидетельствования мощей специальной комиссией собрали всех участников раскопок и тепло поблагодарили. Затем собрался весь «освященный собор», пришли многие монашествующие, миряне, начальствующие, наместник Лавры – тогда архимандрит, ныне архиепископ, Феогност, собрались певчие хора с знаменитым регентом архимандритом Матфеем (+2009). Трогательно и по-лаврски могуче и широко зазвучала торжественная прославляюще-победная молитвенная песнь и величание «Ублажаем тя, преподобне отче наш Максиме…». Святой Максим был прославлен в 1988 г., а теперь на христиан нашла новая радость – обретение его многоцелебных мощей…

Да, мысленно думается мне, вот так в жизни каждого совершается свой особенный жизненный промысл Божий, и сколько всего можно было бы найти и узнать, если бы каждый рассказал о чем-то своем уникальном и сокровенном, таинственном и чудесном! Точно – «и самому миру не вместить бы написанных книг». Сколько же сотворил Господь наш Иисус, если эти заимствованные нами из святого Евангелия слова обратил к Нему Его любимый ученик Иоанн Богослов? И вот наш, тюменский, отец Максим участвует в наше же время в поисках своего небесного покровителя и, крепко надеемся, входит в разряд истинных земных его чад не только по дару и благодати святого, но и по собственному, личному взаимодействию, чтобы свершилось – «по имени и житие его». Когда отец Максим воцерковлялся (это было начало 1990-х), протоиерей Валерий Гордеев предложил своему духовному сыну выбрать небесного молитвенника и предстателя самому, так сказать, по внутреннему устроению (память двух великих отцов – Максима Грека и Максима Исповедника совершается в один день). Максим Иванов избрал Грека. Я глядел на отца Максима, сидящего предо мной, рассматривал его греческой выкройки подрясник и летнюю греческую скуфью и пытался мысленно отыскать некое внешнее или внутреннее сходство в нем вообще с греком и конкретно с преподобным Максимом, личностный образ которого так здесь востребован и имя которого почило на батюшке. А он, словно уловив мою мысль, широко улыбался, показывая ряд прекрасных здоровых белых зубов с богатой растительностью на лице в виде аккуратной и густой бороды и красивой, чуть вьющейся копны черных волос, – улыбался, охватывая меня проницательным взглядом черных глаз, и всем своим видом как бы вопрошал: «Разве я хотя бы чуть-чуть не похож на грека?» Преподобный Максим Грек по своим подвигам принадлежит Русской Православной Церкви. Он родился в 1470 г. в Арте, в Греции. Начальное образование получил на о.Керкира (Корфу). В поисках истины и подлинного знания Михаил Триволис (мирское имя святого) много путешествовал по Европе (Париж, Флоренция, Венеция и др.), глубоко изучил философию, богословие, историю, словесные науки, основательно языки латинский, древнегреческий, занимался освоением французского и итальянского. Подобно своему небесному покровителю Максиму Исповеднику, он являлся образованнейшим человеком своего времени.

Постепенно духовные искания приводят Михаила на Афон, где он принимает постриг в Ватопедском монастыре. Отец Максим Иванов во время беседы рассказал, что ему посчастливилось неоднократно бывать на Афоне. В Ватопеде сохранились места, связанные с подвижническими трудами преподобного Максима, и даже, к примеру, старинный обеденный стол, за которым ученик и последователь Христов некогда сидел и вкушал трапезу. Иноки обители по сию пору считают преподобного Максима «своим» святым и весьма почитают.

Вообще, на Афоне любят и знают Максима Грека, хотя он все же стал русским святым, чадом Русской Православной Церкви. Так в Христовой Церкви в действительности исполняются слова дивного апостола Павла: «Во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского». На Афоне святой Максим продолжил свое высшее образование и самообразование, с увлечением изучая древние рукописи.

В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим, к тому времени пробывший на Афоне около 10 лет, получил благословение ехать в Москву. Кстати, нынешний 2016 год знаменателен. Отмечается 1000-летие пребывания русских на Святой Горе Афон. А, как мы видим, и афониты (Максим Грек и др.) с успехом и всеобщей пользой подвизались на русской земле.

По прибытии Максиму было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, позже толкование на книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг. Усердно, тщательно преподобный Максим стремился исполнить порученное, однако славянский язык не был родным для него, и ученый грек не сразу в достаточной мере овладел им. Кроме того, перевод осуществлялся «двойной», т.е. с греческого на латинский и только затем на славянский язык. Отсюда возникали неточности в переводе.

Митрополит Варлаам весьма ценил труды преподобного Максима. Но когда московскую кафедру занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый предстоятель Русской Церкви благословил, чтобы святой перевел на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим отказался, объясняя свой поступок тем, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот прецедент послужил началом неприязни митрополита к Максиму Греку.

Несмотря на очевидную немилость, преподобный Максим продолжал усердно трудиться над духовным и религиозно-нравственным просвещением Руси. Он писал письма против папства, язычества, дискутировал с мусульманами. Образованный переводчик перевел, кроме прочего, толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, написал несколько собственных сочинений.

Когда Василий Иоаннович решил развестись с супругой Соломонией, по причине ее неплодства, Максим, стараясь уберечь князя от нехристианского поступка, направил «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых убеждал, что высокое положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Это не понравилось последнему, и тогда Максиму припомнили все. Незначительные и редкие описки и ошибки, обнаруженные в переводах, были вменены Максиму в вину как сознательная, умышленная порча книг. Поднялись многочисленные клеветники и завистники, не забывшие его обличений, и те, от кого обиды и злобы святой никак не ожидал, потому что ранее только благодетельствовал им. В результате Максима обвинили в ереси и заключили сначала в Иосифо-Волоцкий, а затем, спустя несколько лет, перевели в Тверской Отроч монастырь.

С того времени начался иной, мученический и многострадальный период жизни преподобного. Тяжело было осужденному в темнице, но среди душевных и физических страданий преподобный обрел и великую милость Божию. Он удостоился видения ангела, утешившего исповедника истины: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В суровой неволе преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Святой Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»

Находясь в монастыре города Твери, инок Максим написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, – пело все существо преподобного старца, – о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…»

Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни Максим Грек провел в Троицком Сергиевом монастыре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды сказались на здоровье преподобного, но духом он был бодр и продолжал свои труды. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Гонения и заключение не сломили преподобного Максима.

Преподобный преставился во всеобщем уважении и почитании 21 января (3 февраля) 1556 года и был погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троицкой обители.

В исторических свидетельствах зафиксировано немало чудес и благодатных проявлений, совершившихся у гробницы святого.

В связи с 20-летием обретения мощей преподобного Максима Грека и с 20-летием 4-го выпуска возрожденной Тобольской духовной семинарии (в этом именно выпуске мне посчастливилось закончить семинарию), хочется вкратце сказать еще об одном, необычно ярком по дарованиям человеке, тесно связанном с Тобольско-Тюменской епархией и приснопамятным Максимом Греком, – ныне здравствующем епископе Елецком и Лебедянском Максиме (Дмитриеве). 6 октября 1989 г. он был возведен в сан игумена и назначен инспектором возрожденной Тобольской семинарии. Здесь его трудами и с благословения митрополита (тогда еще епископа) Тобольского Димитрия был создан и обучен мужской семинарский хор (сейчас им управляет протоиерей Игорь Хмелев). Вспоминаются, помимо хора и спевок, интересные и живые уроки отца Максима по церковному пению, лекции по знаменному распеву, многочисленные миссионерские поездки и многое другое светлое, что внес он в образовательный процесс духовной семинарии и повседневную жизнь ее учащихся.

Интересно обратить внимание на то, что владыка Максим был пострижен в монашество 24 марта 1988 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры с именем Максим в честь преподобного Максима Грека. Это был первый из постриженных в честь этого святого, так как официальное прославление угодника Божия состоялось в том же году на Юбилейном Поместном Соборе, который проходил в стенах Лавры с 6 по 10 июня.

Сейчас, «поздним умом», вспоминается горячий, ревностный по Богу, к нравственному началу, чистоте и красоте православного церковного пения нрав игумена Максима, и в этом просматривается его сходство с искателем, борцом за истину и правду преподобным Максимом Греком. Как епископ владыка Максим до Елецка, с 2002 по 2013 год, нес свое апостольское служение на Алтае. После обретения мощи преподобного Максима были положены в церкви Сошествия Святого Духа. Затем некоторое время находились в Успенском соборе Лавры.

Сейчас они пребывают в Трапезной Сергиевской церкви, а на прежнем месте в Успенском соборе – рака с мощами святителя Макария (Невского), просветителя Алтайского и митрополита Московского. Так Всемилостивый Господь наш Иисус Христос соединяет в жизни и исторических судьбах людей Алтай и Афон, русских и греков, Россию, Троице-Сергиеву Лавру и Ватопед.

В текущем году мы были свидетелями важного исторического события: с 27 по 29 мая состоялся совместный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и президента России Владимира Путина на Святую Гору Афон, приуроченный к празднованию 1000-летия русского монашества на Афоне. В связи с этим вспоминается пребывание Патриарха Кирилла на Святой Горе Афон в июне 2013 года.

В приветственном слове Патриарху игумен обители Ватопед архимандрит Ефрем подтвердил тогда важнейшую роль России для Святой Афонской Горы. «Во времена турецкого владычества, – отметил, в частности, почтенный архимандрит, – Россия неоднократно помогала Ватопедской обители и всей Святой Горе. Этому способствовало пребывание в пределах российской державы как преподобного Максима Грека, ватопедского монаха, в XVI веке, так и других ученых отцов-святогорцев в разные годы.

Преподобный Максим Грек, выдающийся ученый и добродетельный святогорский монах, прибыл в Россию… чтобы продолжить переводческую деятельность, начатую святыми Кириллом и Мефодием, став тем самым одним из просветителей русского народа. В архиве нашего монастыря хранится славянская рукопись бесед святителя Иоанна Златоуста в переводе святого Максима Грека, написанная его учеником Сильваном в Троице-Сергиевой Лавре в 1524 г. Также хранится икона Божией Матери, которую великий государь Василий III даровал монаху Неофиту, проигумену Ватопедской обители, сопровождавшему преподобного Максима в Россию в 1517 году».

В ответном слове, обращенном к игумену обители Ефрему и ее насельникам, Святейший Патриарх Кирилл также высоко оценил преподобного Максима Грека, принесшего в Россию подлинное образование и просвещение, отметил дух исповеднического служения Божьего угодника ради истины и указал на тесную духовную связь двух великих обителей. «История Святой Горы, – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, – связывается с историей Русской Церкви на протяжении тысячи лет. И Вы очень хорошо это проиллюстрировали в своем слове, приведя большое количество ярких примеров связей Святой Руси с Ватопедским монастырем. Среди многих имен, которые Вы назвали, хотел бы подчеркнуть имя Максима Грека – ватопедского монаха, который много потрудился в деле просвещения русского народа и переводов церковной письменности с греческого на церковнославянский язык. Частица его мощей была передана Ватопедскому монастырю в 2000 году, а сами мощи его почивают в Троице-Сергиевой Лавре – нашей святой и прославленной обители».

Многое повидал, изучил, многого, в плане земного преуспеяния, мог добиться святой Максим, если бы искал благ мира сего. Но подобно сибирскому чудотворцу Иоанну Тобольскому, 100-летие прославления которого мы отмечаем в этом году, не искал своей воли, а жил по воле Божьей, не стремился получить земных благ, но всецело увлечен был к небесным. По воле Господа он оставил теплый климат Афона и по послушанию отправился на суровую для южанина русскую землю, как позже, в начале XVIII века, и просветитель Сибири святитель Иоанн из Чернигова в хладный Тоболеск.

Многое постиг Максим Грек на этой земле, стяжал настоящее знание, духовность и образованность. С этим «стяжанием» прибыл на Русскую землю, которую обильно просвещал беседами, проповедями, переводами, посланиями, поучениями. Здесь же и пострадал, и здесь, достигнув всепрощения и жертвенной любви, вечной немеркнущей небесной славы сподобился…

И все же от «Господа стопы человеческие исправляются». Каждый человеческий талант вложен Создателем всяческих в природу и естество наше и облагодатствован Духом Святым, чтобы человек м-а-к-с-и-м-ально был задействован в Божьем благобытии и приложен всеми гранями своих умений, способностей и дарований к Богу, ближнему, к окружающему нас миру и чтобы в плодотворных деятельных и молитвенных трудах нашел свое успокоение, счастье, призвание, смысл бытия.

Таким призван быть всякий человек, таким был и преподобный Максим Грек. Труден и тернист был добровольно им избранный путь святого во Христе, сопровождающийся подлинным послушанием и отсечением воли своей пред Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. И тем большую Божественную благодать и вечную неувядающую славу, горячую молитвенную память и благотворное земное почитание обрел он, ибо сказано: «…кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Диакон Валерий Казанцев,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.