Более 300 лет тому назад человек, подыскивая место для поселения, стоял на высоком берегу полноводного Вагая и хозяйским
взором осматривал местность. В небольших
озерах и реке есть рыба, глубокие, пугающие своей чернотой омуты годятся для постройки мельницы; кругом заливные луга, в
лесу грибы, ягоды, дичь, недалеко пахотные
поля. Место подходило для жизни и ведения
хозяйства. И так здесь появилась деревня,
которую назвали Малышкина (Малышенка,
с.Малышенское).
Деревня Малышкина Ишимского уезда Тобольской губернии упоминается в Переписной книге тобольского дворянина Алексея Струнина за 1710 г.
В 1742 г. в селе Малышенском церковь уже была, и называлась она Николаевской, во имя святителя Николая Чудотворца. Эта церковь и построенные на ее месте в 1759 и 1762 гг. другие сгорели, так как были деревянными. Около 13 лет после этого Малышкина не имела своей церкви. Жителям приходилось посещать храм в деревне Медведевой, находящейся далеко от села, и было очень неудобно добираться.
В мае 1776 г. выборные крестьяне Александр Плюхин, Ефим Смолин, Сергей и Василий Малышкины обратились с прошением о разрешении построить в Малышкиной деревянную церковь в честь Сретения Господня. Новая деревянная церковь была построена и освящена 21 мая 1777 г. Она получила название Сретенской. Возможно, и она сгорела, так как некоторые источники считают первой Сретенской церковью ту, которая была построена в 1797 г., т.е. последнюю действующую церковь XVIII века.
Имеются данные о церкви, построенной в 1839 г. Эта церковь сохранилась до 1916 г. В этот год, в связи со строительством нового храма в селе Малышенском, епархиальное начальство разрешило населению деревни Шулындиной Малышенского прихода приобрести за 3000 рублей эту церковь. Дело в том, что деревянные здания в те времена были разборные – их можно было раскатывать по бревнам и перевозить
в другие села, собирая там вновь.
Ведомость о церкви во имя Сретения Господня Ишимского уезда Тобольской епархии в селе Малышенском за 1915 г. сообщает, что церковь (1839 г.) построена по плану и фасаду, выданному в 1834 г. Церковь деревянная, на каменном фундаменте, крыша покрыта железом. Снаружи церковь обшита тесом, а внутри оштукатурена. Вокруг церкви деревянная ограда.
Церкви принадлежали здание церковноприходской школы с квартирой для учащихся, дома для церковнослужителей, деревянная караулка, крытая железом, на каменном фундаменте, пятистенный амбар, дом для квартиры и просфорня. Церковь имела 198 десятин пахотной и сенокосной земли.
В приход входили деревни: Одина, Русакова, Бесказобова, Свинина, Кармацкая, Медвежка, Мокрушина, Шулындина, Хмелевка, Михайловка, Святославка. Всего 694 двора. 2100
прихожан мужского пола и 2004 женского. К
церкви было приписано 3 часовни: Мокрушенская во имя Предтечи Господня Иоанна, Шулындинская в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в д.Казанцева во имя святителя Николая и Архангела Михаила.
В штате церкви было 2 священника, диакон и 2 псаломщика. В церковной библиотеке находилось 114 книг.
В 1888 г. открылась церковно-приходская
школа. В ней занимались 13 мальчиков и
3 девочки. На их содержание поступало от
Усть-Ламенского уездного отделения Тобольского епархального училищного совета 390 рублей. Много лет в школе преподавала учительница Катаева Александра Серапионовна. «За усердное и внимательное отношение к учебно-воспитательному делу в церковно-приходской школе и ее благоустройству» А.С.Катаева получила в 1906 г. грамоту. Также в селе была школа Министерства народного просвещения (с 1878 г.), где одним из преподаваемых предметов был
Закон Божий.
Близлежащими к Малышенскому храму
церквями были: Георгиевская в Дранковой,
Вознесенская в с. Голышманово, Покровская
в Аромашево, Пророко-Ильинская в Евсино,
Петропавловская в Кармацкой.
В начале XX века среди прихожан Малышенского прихода возникла благочестивая мысль вместо старого деревянного храма построить просторный каменный, поскольку село было многолюдным с зажиточным населением. Строительное отделение Тобольского губернского управления утвердило проект на постройку церкви в марте 1910 г.
16 августа 1910 г. «Тобольские епархиальные ведомости» сообщают, что разрешен сбор пожертвований в течение года на постройку храма в с. Малышенском. К строительству храма приступили в 1911 г.
Каменная Сретенская церковь была построена в 1916 г.: величественное здание из красного кирпича 36 метров в длину и 16,8
метров в ширину. Церковь, гордость прихожан, являлась духовно-просветительским центром и главным украшением села.
Жила Малышенка по деревенскому укладу: вставали рано, растили хлеб, торговали, ловили рыбу, косили сено, посещали храм,
крестили детей, отмечали церковные праздники. На Сретение и Троицу в Малышенке проходили ярмарки, на которые съезжались торговцы и покупатели со всей округи.
Октябрьская революция 1917 г. изменила
мир. Последующее время для Церкви названо «черными днями русского Православия».
По всей России после противоцерковных декретов прокатилась волна насилий и разгромов церквей. Эти мрачные события коснулись и Малышенки.
В июле 1936 г. районные власти отказались регистрировать на должность настоятеля храма протоиерея И.Овчинникова. Председатель местного совета запретил священникам проводить службы. 11 мая 1937 г. вышло постановление Голышмановского райисполкома о закрытии Сретенской церкви и передаче ее под клуб. 10 марта 1938 г. безвинно расстрелян священник этого храма Федор Свинцов.
В храме демонстрировали фильмы, веселилась молодежь. Верующие воспринимали это как дурной сон. Теплилась надежда,
что службы в церкви возобновятся. Еще несколько лет по обычаю жители Малышенки отмечали престольный праздник Сретения Господня, принимая гостей из других деревень.
В Рождество Христово и Пасху от дома к
дому переходил бывший церковнослужитель
Петр Иванович Баянов, поздравлял хозяев с
праздником, пел тропари, кондаки и величания. Несмотря на опасность (могли арестовать), этот худенький, небольшого роста старичок нес слово Божие людям, продолжал
свою службу Господу.
Когда построили клуб, то церковь стали
использовали как склад, сушили пшеницу и
картофель. Прошло 16 лет со времени закрытия церкви. В Малышенке намечалось строительство МТМ, нужен был кирпич. И тогда
власти решили разрушить церковь.
12 января 1953 г. по распоряжению
Голышмановского райсовета комиссия из
пяти человек, в которой было два техникастроителя, произвела осмотр здания бывшей
церкви. Комиссия решила: «к дальнейшей
эксплуатации здание не пригодно». В акте
было отмечено, что от подошвы фундамента
до купольных сводов имеются трещины до 5
см шириной, просматривается деформация
стен и неравномерная осадка фундамента.
На основании этого акта 1 марта появилось
распоряжение Тюменского облисполкома,
разрешающее произвести разборку церкви и
пригодные материалы использовать на строительство. То же было подтверждено 30 декабря 1953 г.: Голышмановский райисполком разрешил «Евсинской МТС произвести разборку здания Малышенской церкви для строительства машинно-тракторной мастерской».
В следующем году шли подготовительные
работы: под фундамент одной половины церкви делали подкоп и подводили толстые деревянные стойки. В назначенный день на площади у церкви собрались люди. Рабочие набросали вокруг стоек дрова и подожгли их.
Когда дрова, а следом и стойки сгорели, эта
половина здания рухнула.
И вздрогнула земля! И зарыдали небеса!
А люди? Что чувствовали они, как реагировали на очередной вандализм? Они молчали. Кто плакал, но без слов – время было
жесткое, шел 1954 год. Молодежь, находящаяся под влиянием яростной антирелигиозной пропаганды, была насильно отторгнута от
Церкви и поэтому одобряла решение властей.
Через некоторое время уронили и другую половину. Кирпич оказался непригодным
для строительства: огромные каменные глыбы упорно сопротивлялись разрушению, ведь
строили церковь добротно, на века.
Так Малышенка лишилась небесного покровительства.
Прошло уже много лет. Осознают ли сегодня жители села и соседних деревень, какую святыню они потеряли? Найдутся ли среди них люди, готовые возглавить движение за возрождение духовной жизни на селе, вместе с единомышленниками создать общину, организовать работу воскресной школы, шаг за шагом двигаться к возрождению храма?
Если найдутся, то помоги им, Господи, познать Тебя и войти в Церковь Твою. Хочется надеяться, что колокольный звон возрожденной Сретенской церкви вновь будет слышим.
Один из священников, который служил в
Малышенской церкви, это Михаил Федорович Лебедев – человек с прекрасными качествами души и сердца. Двадцатитрехлетний отец Михаил был перемещен в Малышенку на место умершего отца сразу старшим священником. Здесь он с усердием приступил к исполнению своих пастырских обязанностей. Прихожане полюбили его за обходительность и отзывчивость к их нуждам,
за готовность помочь всем.
Малышенский приход нравился отцу Михаилу. Он говорил, что всегда бы служил там, если бы была на то воля начальства. Позднее вспоминал: «Сборы хлеба меня не тяготили. Приедешь в деревню, соберешь хлебца и тут же оставишь: на своей лошадке трудно везти, и в следующий праздник богатенький мужичок привезет тебе твой сбор. Вся
суть – приобрести любовь, снискать уважение прихожан, и жить будет легко».
Во время служения в Малышенском храме отцу Михаилу было чудесное вразумление во сне, оставившее неизгладимый след в его душе до конца жизни. Однажды отец Михаил не вычитал всего положенного «Правила готовящимся к причащению Святых Таин», заснул и видит сон: стоит грозный строй святителей, угрожающих ему строгим наказанием. В стороне от них Николай Чудотворец, упрашивающий пощадить молодого иерея, обещающий взять его под свое покровительство и ручающийся за него… Проснулся отец Михаил и дал себе слово никогда
не сокращать молитвенного правила, что и
исполнял в дальнейшем.
Лучшим доказательством благотворной
деятельности священника в Малышенском
приходе служит то, что именно здесь отец
Михаил получил первую награду. Позднее он
говорил: «Я так был рад набедреннику, что,
кажется, получая и высшие награды (до ордена святой Анны 2-й степени), так не радовался и так не был готов к трудам на пользу своей паствы».
Недолго прослужил священник в этом
приходе (1869-76 гг.), ему был предназначен другой жизненный путь, соответствующий его силам и способностям. Прихожане
горестно расставались с добрым человеком,
честным и трудолюбивым пастырем.
Преосвященный Ефрем, обозревая епархию, посетил село Малышенское. Беседуя с молодым священником, владыка отметил его
знания, любознательность, начитанность, и
отец Михаил был переведен на должность
законоучителя и преподавателя в женское
духовное училище. Позднее он был возведен в сан протоиерея.
Вот еще имена некоторых священников,
служивших в Малышенском храме, найденные в «Тобольских епархиальных ведомостях»: Филипп Вавилов, Федор Лебедев,
Александр Менщиков, Евгений Словцов, Владимир Белоглазов, Василий Холуйский, Петр
Александров, Александр Дмитриев, Виктор
Соколов, Иоанн Овчинников, Иоанн Плахинский и, конечно же, род священников Свинцовых – Иоанн, Венедикт и пострадавший в
1938 г. Федор. Материал об этом последнем священническом роде опубликован в
№94 журнала «Православный просветитель».
Все эти священники ревностно исполняли
пастырское служение, находили слова утешения, назидания, ободрения, вселяли надежду на помощь Божию.
Галина Степановна БАЖЕНОВА,
пос. Боровский Тюменского района,
уроженка с. Малышенка
|