Гонения советской власти на Русскую
Православную Церковь в 20-30-х годах ХХ
века не обошли стороной и Тюменскую область. Среди многих новомучеников и исповедников нашей епархии хочется обратить
внимание на священнослужителей и насельников Абалакского мужского монастыря.
В Тобольской губернии после прихода большевиков к власти в 1919 году начались гонения на верующих. Особенно подвергался нападкам Абалакский монастырь, пользовавшийся к тому времени у православных Тобольской губернии большим почитанием. Зависть и ненависть большевиков была направлена большей частью на монастырское духовенство, церковное имущество и почитаемые
абалакские святыни.
С самого начала советской власти большевики стали проводить грабительскую политику: отобрали у монастыря здание гостиницы, построенной игуменом Антонием. В ней предполагалось разместить исполком, замотдел, училище, квартиру и больницу. На самом же деле
ничего из этого сделано не было.
Следующий удар – изъятие церковных ценностей, которое началось в Тобольске в 1922 году. Не обошло оно и Абалакский монастырь.
Указ Тобольского исполкома от 20 января 1923
года предписывал: «Все имущество религиозных организаций является народным достоянием. Все здания и предметы, предназначенные
специально для богослужебных целей, должны
передаваться бесплатно в пользование религиозных соответствующих обществ по договорам». То есть религиозные общины должны
были добровольно отдать свое имущество советской власти, после чего брать только некоторые предметы для своих нужд с разрешения соответствующих комитетов.
Участь монастыря сполна
разделили и его насельники.
Упомянем нескольких из них.
В 1921 году указом Святейшего Патриарха Тихона на
должность настоятеля Абалакского монастыря был назначен
архимандрит Аркадий (Гусев).
В апреле 1930 года он был обвинен в антисоветской деятельности и арестован. Решением
Тройки ППОГПУ по Уралу от
28 мая 1930 года заключен в
концлагерь на три года, но ввиду преклонного возраста освобожден от наказания. Реабилитирован 2 августа 1989 года.
Иеромонах Николай, в
миру Алексеев Николай Алексеевич, родился в 1867 году, происходил из
мещан Санкт-Петербурга. Помогал монастырю тем, что ездил в столицу для сбора пожертвований. В 1937 году был арестован и
обвинен в том, что состоял в контрреволюционной организации церковников. Постановлением Тройки при УНКВД Омской области
от 10 октября 1937 года приговорен к расстрелу. Через два дня приговор был исполнен. Реабилитирован 11 января 1993 года.
Монах Михаил, в миру Жучков Михаил
Яковлевич, родился в 1868 году в селе Новлево Тульской губернии. Был обвинен в том,
что являлся членом контрреволюционной повстанческой организации духовенства, подготавливающей вооруженное восстание против
советской власти. Так же, как и иеромонах
Николай, был приговорен Тройкой при УНКВД
Омской области к расстрелу 10 октября 1937
года. Реабилитирован 30 декабря 1956 года.
Иеромонах Герман, в миру Осипов Герман Ефимович, родился в 1877 году. Происходил из мещан г. Боровичи Новгородской губернии. В 1923 году был осужден
за скрытие церковных ценностей и приговорен к трем годам лишения свободы, отбывал наказание один год и три месяца.
С 1924 года служил в деревне Скрипуново Зеньковского сельсовета Самаровского
района. В 1936 году за неуплату государственного налога приговорен к одному году
исправительно-трудовых работ.
Следует отметить, что отец Герман отличался ревностью в церковном богослужении и любовью к детям, что сильно раздражало его гонителей. Приведем выписку из
обвинительного заключения 1937 года: «Не
проходило ни одного дня, даже незначительного праздника, чтобы Осипов не служил в
Церкви и довольно продолжительное время.
Особенно он служил в те дни, когда следовало проводить собрания населения для
проведения тех или иных мероприятий, что
приводило к их срыву. Дети-школьники под
влиянием своих родителей и частого посещения церкви не воспитываются в антирелигиозном духе, а наоборот, в школе приводят церковные цитаты и даже отказываются в школе писать сочинения на тему:
«Враги Советской власти – попы и монахи».
Осипов Г.Е. систематически проводил антисоветскую агитацию среди местного населения, одновременно дискредитируя новую
Конституцию СССР. Кроме того Осипов, с
контрреволюционной целью, заманивал на
квартиру детей, угощая их различного рода
сладостями».
В марте 1937 года отец Герман был арестован за антисоветскую агитацию среди
местного населения. Сохранился протокол
допроса 1 марта 1937 года, где он отвечает: «Новая конституция ничего не дала народу – это я сказал потому, что церковь не
открывают, а конституция предусматривает
свободу совершения религиозных обрядов и
верований. Я недоволен тем, что на меня
накладывают налоги, а дохода у меня нет,
так как я за совершение обрядов не получал, а совершал их бесплатно. Я детей люблю, и в том, что я их угощал конфетами,
цели у меня не было». Других обвинений,
видимо, большевики представить не могли.
21 июля 1937 вышло постановление
спецколлегии Омского областного суда: «лишить свободы сроком на пять лет». Дальнейшая судьба иеромонаха Германа неизвестна, так как в материалах дела сведений об этом нет.
Из материалов следствия НКВД видно,
что это был человек святой жизни и необычайной кротости. Впоследствии выяснилось,
что предъявленные ему обвинения были безосновательны, а в его высказываниях не содержалось никаких призывов к свержению,
подрыву или ослаблению советской власти.
На основании ст.15 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» иеромонах Герман (Осипов) был признан невиновным и реабилитирован 15 ноября 1999 года.
Антон ЗОЛЬНИКОВ,
Тобольская духовная семинария,
5 курс
|