ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№07 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

300-летие освящения Троицкого собора

16 июня для Свято-Троицкого монастыря г.Тюмени особая дата – это день 300-летия со дня освящения Троицкого собора.

Уже без малого три столетия Троицкий собор является архитектурной доминантой города Тюмени. Поэтому неудивительным является тот факт, что в летописях, архивных документах, заметках многочисленных путешественников и воспоминаниях горожан сведения о соборе представлены достаточно широко.

Святитель Филофей испросил у царя Петра I разрешение на постройку нового соборного храма монастыря и финансовую помощь на это благое дело. Петр I не только дал на то свое согласие, но и повелел построить близ монастыря кирпичные сараи для изготовления и обжига кирпича, а рубку и доставку строительного леса и дров повелел возложить на подгородных крестьян и ссыльных. Из Москвы святитель Филофей отправился в Малороссию, чтобы подыскать среди монахов Киево-Печерской Лавры иконописцев и мастеров, умевших резать и золотить иконостас.

В марте 1707 г. царский указ о строительстве каменной церкви в Спасском Преображенском монастыре был получен в Тобольске, откуда его сразу же прислали в Тюмень. Наместнику монастыря Василиду, которому Святитель поручил непосредственное руководство строительными работами, удалось договориться с воеводой, чтобы лес на сооружение сараев и солома на их покрытие тоже были заготовлены и доставлены в монастырь тюменским крестьянам. В ответ крестьяне подали челобитную, «чтоб им в том… лесу и в соломе дать сроку, покамест не начнетца в Спасском монастыре каменное строение». Между тем каменное строение не могло начаться прежде, чем будет заготовлен кирпич, для производства которого и предназначались сараи. Тобольские воеводы людей Василиду не дали: из шести тюменских ссыльных один служил палачом, еще один – приставом, четверо остальных были заняты завершением строительства колокольни Благовещенского собора.

Не дождавшись помощи от воеводской администрации, Василид подал митрополиту Филофею челобитную. 15 июля 1707 г. митрополит просил тобольских воевод «вместо ссыльных людей прислать для работы тюменских казачьих детей, а также каменщиков, сколько человек пристойно». Ни казачьих детей, ни каменщиков в 1707 г. прислано не было.

21 апреля 1708 г. «каменный» мастер Матвей Максимов составил проект собора. 8 мая 1708 г. святитель Филофей вновь обратился к тобольским воеводам с просьбой «дать каменщиков на Тюмени, сколько человек понадобится, и впредь по тому ж давать тех каменщиков по вся годы до освящения церкви».

Дела продвигались медленно. Не хватало рабочих рук, которые еще были заняты на строительстве колокольни Благовещенского собора. 18 мая 1708 г. тобольские воеводы отправили посыльных по селениям Тюменского уезда, чтобы они выслали рабочих «для копания рвов под монастырский каменный собор да каменщиков для клажи и бутки в том же монастыре церкви каменной тотчас».

Указом от 12 июня 1709 г. император Петр повелел отпустить из тобольской казны на строительство Троицкого собора тысячу рублей. Завершение строительства колокольни Благовещенского собора также способствовало оживлению работ на монастырской строительной площадке. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Матвей Гагарин, который распорядился отправить строить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось также кузнецами и плотниками.

На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 г. Святитель принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Свято-Троицкий монастырь. До прибытия 14 августа 1711 г. митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) он управлял епархией из монастыря. Строительство собора шло теперь под непосредственным руководством святителя Филофея. 9 декабря 1714 г. вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга, каменное строительство, однако в Тюменской обители строительство продолжалось.

В 1715 г. собор был построен, и схимитрополит испросил у правящего архиерея, святого митрополита Иоанна, благословенную грамоту на его освящение. Вскоре эта грамота была получена: «Великий господин преосвященнейший Иоанн, Божиею милостию митрополит Тобольский и всея Сибири – преосвященному архиерею, схимонаху Феодору радоватися о Господе. В нынешнем 1715 г. июня в 3 день на желание преосвященства вашего мы великий господин позволяем в Тюмени при Спасове монастыре, новопостроенную каменную церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы посланным от нас освященным антиминсом посвятить паствы вашея архимандриту или игумену, из которой обители преосвященство ваше призвать изволит, с прочими града Тюмени с протопопы и со священники соборне, по преданию святыя апостольския восточныя Церкви малым освящением.

И по сей нашей благословенной архиерейской грамоте, преосвященству вашему о посвящении тоя церкве по вышеписанному велеть исполняти невозбранно. К сей благословенной грамоте великий господин преосвященнейший Иоанн митрополит Тобольский и всея Сибири велел печать свою приложить».

Троицкий собор был освящен 3/16 июня 1715 г. Двухэтажный, пятиглавый Троицкий собор стал настоящей жемчужиной обители. Внутри храм украшен был великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок. Как видно из «Завещания» святителя Филофея, собор должен был иметь пять престолов: кроме главного Троицкого, второй – Успения Пресвятой Богородицы (в память его пострижения и воспитания в Киево-Печерской лавре); третий – в честь Преображения Господня (чтобы сохранить старое название монастыря в одном из его престолов); четвертый – на хорах, в память великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского; пятый «южный» в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских. Предполагавшийся четвертый престол устроен не был.

Внутреннее убранство собора поражало своей красотой: храм был очень светлым, что в основном не свойственно древним храмам.

Великолепный пятиярусный резной иконостас, просуществовавший более полутора столетий, блистал позолотой и яркостью красок. Роспись стен собора и иконы для иконостасов четырех приделов были написаны мастерами-монахами, вызванными святителем Филофеем из Киева.

Татьяна НИКОЛАЕВА,
Центр защиты материнства «Покров»
(г.Тюмень)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.