425 лет назад в сонме древних патриарших кафедр появилась еще одна - Московская. 26 января 1589 г. в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Константинопольский Иеремия с собором архиереев совершил интронизацию первого русского Патриарха - Иова. Восточные Патриархи на соборах 1590 и 1593 гг. признали за русским Патриархом пятое по чести место в диптихе Поместных Православных Церквей.
Установление Патриаршества было обусловлено возросшим духовным авторитетом Русской Церкви и укреплением Московского государства. После падения Византии Русская Церковь стала оплотом Вселенского Православия. Патриаршество возвысило перед лицом всего христианского мира Русскую Церковь и ее Предстоятеля. Русь в то время являлась единственным независимым Православным государством и осознавалась защитницей Вселенского Православия.
На протяжении истории русские Патриархи являли образцы подлинного апостольского служения и евангельской любви. Они были лучшими людьми своего времени, духовными вождями, защитниками догматов веры и церковных канонов, попечителями, просветителями, благоустроителями, исповедниками.
В допетровской Руси Патриарх был проповедником идей церковности, которая освящала всю русскую жизнь, включая и государственное строительство. Он принимал непосредственное участие в земских соборах. Постановления соборов начинались словами: «По благословению отца нашего Патриарха...». Сам царь и народ одинаково преклонялись перед общим духовным авторитетом христианского начала, имевшего живое воплощение в лице Патриарха.
Вся русская история XVII в. свидетельствует о высочайшем авторитете Патриархов. Наиболее значимыми в этом отношении являются свт. Иов и свт. Ермоген, пастырская твердость которых помогала народу и государству преодолеть соблазны и искушения Смутного времени. Оба Патриарха причислены к лику святых: Ермоген как священномученик в 1913 г., Иов как святитель в 1989 г.
В трудные времена Смуты свт. Иов фактически первым возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам. В 1605 г. Первосвятитель, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен и, претерпев множество поношений, сослан в Старицкий монастырь.
После свержения Лжедмитрия свт. Иов не смог из-за немощи возвратиться на перво-святительский престол. На свое место он благословил митрополита Ермогена. 3 июня 1606 г. Собором иерархов свт. Ермоген был поставлен Патриархом. В это время ему было более 70 лет. Когда Лжедмитрий II подошел к Москве и остановился в Тушино, Патриарх Ермоген обличал мятежников и убеждал народ в том, что Лжедмитрий II - самозванец.
Патриарх вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на самоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов, которые осадили Лавру в 1608 г. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно. В 1610 г. интервенты с позором отступили. После боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского Москва была занята польскими войсками. Патриарх Ермоген открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая народ встать на защиту Родины. В ответ поляки подожгли город, взяв Патриарха под стражу. Когда народное ополчение Минина и Пожарского выступило к Москве, Первосвятитель благословил народ на освободительный подвиг.
17 февраля 1612 г. он мученически скончался в заключении от голода и жажды. Вскоре Москва была освобождена - наказ святителя Ермогена осуществлен.
Смутное время кончилось. Важнейшим событием стало возвращение в 1619 г. из польского плена и восшествие на Патриарший престол Филарета. Этот акт знаменовал начало восстановления государственности во главе с Царем и Патриархом. Патриарх Филарет, будучи отцом царя Михаила по крови и его наставником в светских и духовных делах, оказался в положении соправителя страны. Во время правления Патриарха Филарета в 1620 г. была учреждена Тобольская епархия, что имело большое значение для упрочения Православия среди народов Сибири. Туда был поставлен первый архиепископ Киприан. Именно при Патрирхе Филарете оформилось то соотношение власти Царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для православной державы. Патриаршество Филарета отличалось деятельным участием Первосвятителя в определении внутренней и внешней политики государства.
Показательно, что упразднение Патриаршества царем Петром I косвенно явилось признанием значимости первосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля Церкви. Стремившаяся к безграничному господству во всех сферах жизни светская власть желала быть совершенно независимой от духовного влияния Патриаршества, требовавшего от власти строгой моральной ответственности за все деяния.
Велением Петра I в 1721 г. был учрежден подконтрольный государству Святейший Правительствующий Синод. Патриаршество было упразднено, начался так называемый Синодальный период в истории Русской Православной Церкви.
Попьпхи восстановления Патриаршего служения предпринимались на всем протяжении Синодальной эпохи. Патриаршество имело не только церковное, но и общенациональное значение. Как в XVII, так и в XX в. обретение Россией Патриарха происходило накануне социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель.
Поэтому первый же Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после 200-летнего перерыва, в 1917 г. восстановил Патриаршество в России. Как известно, у восстановления Патриаршества были и горячие сторонники, и убежденные противники. Про-мыслительным образом Патриаршество было восстановлено: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца - Патриарха.
5 (18) ноября 1917 г. в Храме Христа Спасителя по жребию Патриархом был избран Митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). Узнав об избрании, свт. Тихон сказал: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано «плач, и стон, и горе»».
Святейший Патриарх стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри в пору «обновленческого» раскола. Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В его посланиях провозглашается: «Российская Православная Церковь ... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки ... ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены». Жизнь Его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения Богослужений в различные храмы. Все Патриаршество
свт. Тихона было беспрерывным подвигом. Эти годы он фактически жил в заключении и умер в 1925 г. в борьбе и скорби.
Двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) до 1943 г. осуществлял управление Церковью сначала в звании Заместителя Местоблюстителя, а затем -Местоблюстителя Патриаршего Престола. Совершая свое служение в чрезвычайно сложных условиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилия к сохранению единства Церкви.
С Православием безбожная власть оказалась вынужденной считаться, особенно в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В этот период искренняя патриотическая позиция Патриархов Сергия и Алексия (Симанского) нашла отклик и поддержку в сердцах миллионов соотечественников.
Сохранение института Патриаршества помогло Русской Православной Церкви выстоять в период нового гонения, обрушившегося на Церковь на рубеже 50-60-х годов XX в., пережить эти гонения и выйти на рубеж новой эпохи, эпохи «Второго Крещения Руси».
Первосвятительское служение Патриарха Алексия II началось с наступлением этой эпохи. В конце 80-х гг. XX в. пришло избавление от гнета безбожной власти. Плоды жизни и служения Первосвятителя обильны. За 18 лет Патриаршества Алексия II количество храмов умножилось до тридцати тысяч, а количество монастырей - с 18 до 800! Символом возрождения Русской Церкви в 1990-х годах стало восстановление в Москве
Храма Христа Спасителя, разрушенного безбожниками в 1931 г.
Важной частью служения Святейшего Патриарха Алексия II стали поездки по епархиям, которых за 18 лет своего первосвя-тительства он совершил около 180. Каждый визит Святейшего Владыки давал сильнейший толчок к возрождению церковной жизни.
Документы, подписанные Патриархом Алексием II совместно с государственными структурами, заложили основы для развития
духовного попечения Церкви о больных и престарелых, о военнослужащих и работниках правоохранительных органов.
За время служения Патриарха Алексия II было образовано большое число епархий. В 2008 г. их было уже 157, открыто 87 духовных учебных заведений.
Патриарху Алексию II удалось совместно с Предстоятелем Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром объединить две ветви русского Православия.
Жизнь пятнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настолько сложна и многогранна, его свершения так велики и значительны, что потребуются годы, чтобы во всей полноте понять и оценить его самоотверженные труды на ниве служения Церкви Божией.
В декабре 2008 г., после смерти Патриарха Алексия II, Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 27 января 2009 г. на Поместном Соборе он был избран шестнадцатым Патриархом Русской Православной Церкви. Церемония Интронизации состоялась 1 февраля 2009 г.
СМИ отмечали, что Патриарх Кирилл известен как человек широкой эрудиции, фундаментальных знаний и высокого интеллекта. Патриарх Кирилл - публичная фигура. Будучи еще митрополитом, председателем Отдела внешних церковных связей, он на протяжении многих лет регулярно выступал по телевидению и в других средствах массовой информации. Патриарх Кирилл - выдающийся оратор, мастер слова. Его проповеди и выступления отличаются насыщенностью и глубиной мысли, динамизмом, яркостью формулировок.
2 февраля 2009 г. в Большом Кремлевском дворце Президент России Д.А. Медведев дал прием для участников Поместного Собора, на котором Патриарх Кирилл отметил важность выстраивания таких отношений между Церковью и государством, которые были бы основаны на принципе «симфонии» - со-работничества и согласия при взаимном невмешательстве во внутренние дела друг друга.
1 февраля 2014 г. исполнилось 5 лет с того дня, когда Русскую Православную Церковь возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Патриарх Кирилл инициировал основание Высшего Церковного Совета, который координирует работу Синодальных отделов. Также была проведена реформа церковной структуры на местах: образовано множество новых епархий, которые объединены в митрополии.
Происходит масштабная реформа духовного образования, пересматриваются программы духовных школ.
Велика деятельность Патриарха Кирилла на каноническом пространстве Русской Православной Церкви за пределами России и на территории других Поместных Церквей в сфере братских контактов. Предстоятели Поместных Церквей за эти 5 лет также побывали в пределах Русской Православной Церкви. Только одно празднование 1025-летия Крещения Руси, состоявшееся в июле 2013 г. в Москве, Киеве и Минске, собрало девять Предстоятелей, а также представителей всех поместных Православных Церквей.
В избрании митрополита Кирилла на престол московских первосвятителей нельзя не увидеть особого действия Промысла Божия, сохраняющего Церковь среди всех треволнений современного мира. «Патриарх Кирилл своей личной харизмой вдохнул второе дыхание в то служение, которое перенял у своих предшественников, и одновременно вдохнул новую жизнь в различные направления церковной жизни», - свидетельствует митрополит Волоколамский Иларион.
Верим, что молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами преподобного Сергия Радонежского и всех святых Господь и впредь не оставит Русской земли Своей неоскудевающей милостью и даст духовную благодать и духовную силу Предстоятелю Русской Православной Церкви право править слово Христовой истины и вести церковный корабль неизменным курсом к Небесному Отечеству.
Иерей Владимир ЯЗОВ,
настоятель храма во имя Святой Троицы,
с. Нижняя Тавда, Тюменское благочиние
|