Святой апостол Петр – старший брат апостола Андрея Первозванного – до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел
жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель
Иоанн Златоуст. «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что
значит «камень» (Петр)», – так сказал Господь, когда Андрей привел
к Нему своего брата Петра (Ин. 1, 42). И хотя Петр сразу возгорелся
пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на
апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость.
Вскоре Господь Сам посетил дом Петра
и прикосновением руки исцелил его тещу от
горячки (Мк. 1, 29-31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра
быть свидетелем Своей Божественной славы
на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей
Божественной силы при воскрешении дочери
Иаира (Лк. 8, 41-56), Своего Божественного
молитвенного бдения в Гефсиманском саду
(Мф. 26, 37-41). Апостол Петр был настолько
горячо предан Господу Иисусу Христу в своем
служении, что Господь чаще, чем другим, по
пускал ему обнаруживать свои человеческие
немощи, назидая этим и других учеников,
забывающих слова: «Без Меня не можете
творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например,
святой Петр был единственным из учеников,
который, узнав Господа Иисуса Христа, шед
шего по морю, пошел навстречу Ему по воде,
но, вдруг усомнившись в Божественной помощи
своего Учителя, стал тонуть, однако был спа
сен Господом, упрекнувшим его в маловерии
(Мф. 14, 28-31). Святой апостол Петр был и
тем единственным из учеников, кто на вопрос
Господа, за кого они почитают Его, ответил
сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф.
16, 16). Апостол Петр был единственным из
защищавших Господа от пришедших предать
Учителя на страдание и смерть. Он был и
единственным учеником, при искушении триж
ды отрекшимся от Христа. Однако Господь,
приняв слезное покаяние Своего ученика,
удостоил его первым из апостолов лицезреть
Себя Воскресшего (Лк. 24, 34).
В своих апостольских путешествиях (цер
ковные историки насчитывают их шесть), ко
торые святой Петр совершал из Иерусалима,
он благовествовал в Самарии и Иудее, Гали
лее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии
и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и
Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции.
На всем протяжении своего проповедниче
ского пути святой апостол Петр рукополагал
в епископы и пресвитеры наиболее верных
из своих учеников, поучал народ премудрости
Божией, исцелял больных, изгонял нечистых
духов из одержимых. В Риме, последнем ме
сте своего пребывания, апостол Петр святым
благовествованием умножал число христиан
и укреплял их в вере, поражал врагов и об
личал обманщиков.
В Риме апостол Петр был предвозвещен
Самим Господом о скорой кончине (2 Петр.
1, 14). По повелению императора Нерона,
жаждавшего отомстить апостолу за погибель
своего друга Симона волхва и за обращение ко
Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67
году, предположительно 29 июня, был распят.
Перед мученической кончиной, считая себя
недостойным принять такую
же казнь, какой подвергся
его любимый Учитель, апо
стол Петр просил мучителей
распять его головой вниз,
желая даже во время смер
ти преклонить свою голову
Господу.
Святой апостол Па
вел происходил из колена
Вениаминова, до своего
апостольского служения на
зывался Савлом. Родился
он в киликийском городе
Тарсе от знатных родите
лей и имел права римского
гражданства. Савл был
воспитан с надлежащей
строгостью в отеческом
законе и принадлежал
к секте фарисеев. Для
продолжения образования
родители отправили его в Иерусалим к из
вестному учителю Гамалиилу, который был
членом синедриона. Несмотря на веротерпи
мость своего учителя, который впоследствии
принял Святое Крещение (память 2 августа),
Савл был истовым иудеем, разжигавшим в
себе ненависть к христианам. Он одобрил
убиение архидиакона Стефана (+34; память
27 декабря), по некоторым свидетельствам
приходившегося ему родственником, и даже
охранял одежды тех, кто побивал святого
мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуж
дал людей порицать Господа Иисуса Христа
(Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона
разрешение преследовать христиан повсюду,
где бы они ни появлялись, и приводить их в
Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2).
Однажды, это было в 34 году, на пути
в Дамаск, куда Савл был направлен с по
ручением от первосвященников предать на
мучения укрывавшихся
там от гонений христиан,
Божественный Свет, пре
восходивший солнечное
сияние, внезапно осиял
Савла. Все сопровождав
шие его воины упали
на землю, и он услы
шал голос, говоривший
ему: «Савл! Савл! Что
ты гонишь Меня? Трудно
тебе идти против рожна».
Савл спросил: «Кто Ты,
Господи?». Голос отве
тил: «Я Иисус, Которого
ты гонишь. Но встань и
стань на ноги твои; ибо
Я для того явился к тебе,
чтобы поставить тебя
служителем и свидетелем
того, что ты видел и что
Я открою тебе, избавляя
тебя от народа иудейского и от язычников,
к которым Я теперь посылаю тебя открыть
глаза им, чтобы они обратились от тьмы к
свету и от власти сатаны к Богу и верою в
Меня получили прощение грехов и жребий
с освященными» (Деян. 26, 13-18). Спутники
Савла слышали голос, но слов разобрать не
могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного
Света, он ничего не видел до тех пор, пока
окончательно не прозрели его духовные очи.
В Дамаске он три дня пребывал в посте и
молитве, не принимая пищи и пития. В этом
городе жил один из 70 учеников Христовых,
святой апостол Анания (память 1 октября).
Господь в видении открыл ему все случив
шееся с Павлом и повелел идти к бедному
слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть
ему зрение (Деян. 9, 10-12). Апостол Анания
исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя
отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв
Святое Крещение, Савл был наречен Павлом
и сделался, по выражению святителя Иоанна
Златоуста, из волка – агнцем, из терния –
виноградом, из плевел – пшеницей, из врага –
другом, из богохульника – богословом. Святой
апостол Павел стал горячо проповедовать в
синагогах Дамаска о том, что Христос есть
воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как
гонителя христиан, теперь воспылали к нему
гневом и ненавистью и решили его убить.
Однако христиане спасли апостола Павла:
помогая ему уйти от погони, они спустили
его в корзине из окна дома, примыкавшего
к городской стене.
В своих непрестанных трудах апостол
Павел переносил неисчислимые скорби. В
одном из Посланий он признается, что не раз
бывал в темницах и многократно при смерти.
Все свои нужды и скорби святой апостол
Павел переносил с великим смирением и
слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо
в любое время готов был умереть за имя
Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на
непрестанные гонения, которые претерпевал
апостол Павел, он испытывал к себе и вели
кое уважение своих современников.
По некоторым преданиям, апостол Павел
помогал апостолу Петру одолеть Симона волх
ва и обратить к христианству двух любимых
жен императора Нерона, за что был осужден
на смерть. Другие источники указывают, что
причиной казни апостола Павла послужил
факт обращения им в христианство главного
императорского виночерпия. По некоторым
данным, день смерти апостола Павла со
впадает с днем смерти апостола Петра, по
другим – она произошла ровно через год
после распятия апостола Петра. Как римский
гражданин, апостол Павел был усечен мечом.
Празднуя память первоверховных апо
столов, Православная Церковь прославляет
духовную твердость святого Петра и разум
святого Павла, воспевает в них образ об
ращения согрешающих и исправляющихся:
в апостоле Петре – образ отвергшегося от
Господа и покаявшегося, в апостоле Павле
– образ сопротивлявшегося проповеди Го
сподней и потом уверовавшего.
Н.П. КОТОВА,
директор Духовно-просветительского
центра при Успенско-Никольском храме
г. Ялуторовска.
Т. Молодых, староста религиозной
группы во имя Святой Живоначальной
Троицы с. Старый Кавдык
|