Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого
равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные
судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) – была дочерью
Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя
к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить
князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и
Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым, умелым воином, обладал государственным
умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
«Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде),
но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась
она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном
Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину
в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским
языческим именем Володимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира.
В 970 году Святослав, отправляясь в по-
ход, из которого ему не суждено уже было
вернуться, поделил Русскую Землю меж
тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк,
в Овруче, центре Древлянской земли, Олег,
в Новгороде – Владимир. Первые годы
княжения мы видим Владимира яростным
язычником. Он возглавляет поход, в котором
ему сочувствует вся языческая Русь, против
Ярополка-христианина или, во всяком случае,
по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня
978 года
в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни – миром, а непокорных – мечем».
Молодой Владимир предавался бурной
чувственной жизни, хотя далеко не был
таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою,
мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял
и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины
и для всего Киева щедрые и веселые пиры.
Но Господь готовил ему иное поприще.
Где умножается грех, там, по слову Апостола,
преизобилует благодать. «И прииде на него
посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль
в сердце его, да разумеет суету идольского
прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Дело
принятия Крещения облегчалось для него
внешними обстоятельствами. Византийскую
империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый
из которых уже примеривал царскую корону.
В трудных условиях императоры, братьясоправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.
События развивались быстро. В августе
987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь,
осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И истощились богатства
его (Василия), и побудила его нужда вступить
в переписку с царем Руссов. Они были его
врагами, но он просил у них помощи, – пишет о событиях 980-х годов один из арабских
хронистов. – И царь Руссов согласился на
это, и просил свойства с ним».
В награду за военную помощь Владимир
просил руки сестры императоров Анны, что
было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили
замуж за «варварских» государей, даже
христиан. В свое время руки той же Анны
домогался для своего сына император Оттон
Великий, и ему было отказано, но сейчас
Константинополь вынужден был согласиться.
Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь
императорам шесть тысяч варягов, принять
святое Крещение и при этом условии получить
руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила
вхождение Руси в благодатное лоно Церкви
Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию
военную подмогу. С помощью русских мятеж
был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки,
обрадованные неожиданным избавлением, не
торопились выполнить свою часть уговора.
Возмущенный греческим лукавством,
князь Владимир «вборзе собра вся своя» и
двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот
византийского господства на Черном море,
один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар
был настолько чувствителен, что эхо его
отозвалось по всем Византийским пределам.
Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн,
прибыли вскоре в Царьград за царевной.
Восемь дней ушло на сборы Анны, которую
братья утешали, подчеркивая значительность
предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их,
сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир,
к титулам которого прибавился новый, еще
более блестящий – цесарь (царь, император).
С царевной прибыл посвященный святым
Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой,
клиром, многими святыми мощами и другими
святынями. В древнем Херсонесе, где каждый
камень помнил святого Андрея Первозванного,
свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив
и подтвердив исконное единство благовестия
Христова на Руси и в Византии.
Наступило незабываемое и единственное
в русской истории утро Kрещения киевлян
в водах Днепра. Накануне святой Владимир
объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или
раб – будет мне враг». Священное желание
святого князя было исполнено беспрекословно:
«В одно время вся земля наша восславила
Христа со Отцем и Святым Духом».
Всюду по Святой Руси, от древних городов
до дальних погостов, повелел святой Владимир
ниспровергнуть языческие требища, иссечь
истуканов, а на месте их рубить по холмам
церкви, освящать престолы для Бескровной
Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу
земли, на возвышенных местах, у излучин рек,
на старинном пути «из варяг в греки» – словно
путеводные знаки, светочи народной святости.
Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе
и благодати», святитель Иларион, Митрополит
Киевский, восклицал: «Капища разрушаются и
церкви поставляются, идолы сокрушаются и
иконы святых являются, бесы убегают, Крест
грады освящает». С первых веков христианства
ведет начало обычай воздвигать храмы на
развалинах языческих святилищ или на крови
святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия
Великого на холме, где находился жертвенник
Перуна, и заложил каменный храм Успения
Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля).
Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм,
ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного
Устава, святого князя Владимира гласил: «Се
даю церкви сей Святыя Богородицы десятину
из всего своего княжения, и тако же и по
всей земле Русской от всего княжья суда
десятую векшу, из торгу – десятую неделю,
а из домов на всяко лето – десятое всякого
стада и всякого жита, чудной Матери Божией
и чудному Спасу». Устав перечислял также
«церковных людей», освобождавшихся от
судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.
Киевскую митрополичью кафедру при свя-
том Владимире занимали последовательно
митрополиты: святой Михаил († 15 июня 991),
митрополит Феофилакт, переведенный в Киев
с кафедры Севастии Армянской (991-997), митрополит Леонтий (997-1008), митрополит Иоанн
I (1008-1037). Их трудами были открыты первые
епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким
Корсунянин († 1030, составитель Иоакимовской
летописи), Владимиро-Волынская (открыта
11 мая 992 года), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. «Сице же и по
всем грады и по селам воздвизахуся церкви и
монастыри, и умножахуся священницы, и вера
православная цветяше и сияше яко солнце».
Святой Владимир твердой рукой сдерживал
на рубежах врагов, строил города, крепости. Им
построена первая в русской истории «засечная
черта» – линия оборонительных пунктов против
кочевников. «Нача ставити Володимер грады
по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по
Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами
и одолевал их». Действенным оружием часто
была мирная христианская проповедь среди
степных язычников. В Никоновской летописи
под 990 годом записано: «Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре
князя и просветишася Божественным Крещением». В следующем году «прииде печенегский
князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися
во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше
Владимиру чистым сердцем». Под влиянием
святого князя крестились и некоторые видные
иноземцы, например, живший несколько лет
в Киеве норвежский конунг (король) Олаф
Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд
Путешественник, основатель монастыря святого
Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком,
и другие. В далекой Исландии поэты-скальды
назвали Бога «хранителем греков и русских».
В 1007 году святой Владимир перенес
в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя,
в 1011 году, там же была погребена его
супруга, сподвижница многих его начинаний,
блаженная царица Анна. После ее кончины
князь вступил в новый брак – с младшей
дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.
Эпоха святого Владимира была ключевым
периодом для государственного становления
Православной Руси. Объединение славянских
земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе
с соседними племенами и государствами.
Крещение Руси от православной Византии
было важнейшим шагом ее государственного
самоопределения. Главным врагом святого
Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение
западнославянских и восточнославянских
племен под эгидой католической Польши.
Это соперничество восходит еще ко времени, когда Владимир был язычником: «В
лето 6489 (981). Иде Володимер на ляхи и
взя грады их, Перемышль, Червень и иные
грады, иже есть под Русью». Последние годы
Х века также наполнены войнами святого
Владимира и Болеслава.
После кратковременного затишья (первое
десятилетие ХI века) «великое противостояние»
вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве
был раскрыт заговор против святого Владимира – Святополк Окаянный, женившийся на
дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны,
католический епископ Колобжегский Рейберн.
Заговор Святополка и Рейберна был
прямым покушением на историческое существование Русского государства и Русской
Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и
Рейберн вскоре скончался в заточении.
Святой Владимир не мстил «гонящим и
ненавидевшим» его. Принесший притворное
покаяние Святополк был оставлен на свободе.
Новая беда назревала на Севере, в
Новгороде. Ярослав, еще не столь «мудрый», каким он вошел позже в русскую
историю, ставший в 1010 году держателем
Новгородских земель, задумал отложиться
от своего отца, великого князя Киевского,
завел отдельное войско, перестал платить
в Киев обычную дань и десятину. Единству
Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность.
В гневе и скорби князь повелел «мосты
мостить, гати гатить», готовиться к походу
на Новгород. Силы его были на исходе.
В приготовлениях к последнему своему, к
счастью, несостоявшемуся, походу креститель
Руси тяжело заболел и предал дух Господу
в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года.
Он правил Русским государством тридцать
семь лет (978-1015), из них двадцать восемь
лет прожил во святом Крещении.
Имя и дело святого равноапостольного
Владимира, которого народ назвал Красным
Солнышком, связано со всей последуюшей
историей Русской Церкви. «Им мы обожились
и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг
его продолжили его сыновья, внуки, правнуки,
владевшие Русской землей в течение почти
шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, – до последнего
Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при
котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным
Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым
Александром Невским после того, как 15
мая 1240 года, помощью и заступлением
святого Владимира, была им одержана
знаменитая Невская победа над шведскими
крестоносцами.
Православие. ru
|