Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, сегодня Церковь Христова облеклась в праздничные
одежды, духовно прославляя двух великих
апостолов – Петра и Павла. Все апостолы трудились над устроением Христовой
Церкви, но чествуемые ныне святые апостолы Петр и Павел потрудились больше
всех и за свою пламенную ревность и
горячую любовь к Господу Иисусу Христу
и ближним названы первоверховными,
как достойные всякой похвалы. Вся Церковь Христова благодарна им за те труды, болезни, скорби, гонения, бедствия,
какие претерпели они, распространяя
веру Христову и обращая людей от тьмы
язычества к свету Христова учения.
Святой апостол Петр (назывался он
также Кифою или Симоном) происходил
из небольшого городка Вифсаиды и по
занятию был рыбарь. После призвания
своего он следовал за Господом неотступно и за свою любовь к Спасителю
удостоился стать избранным учеником
Его вместе с Иаковом и Иоанном Богословом. Именно им троим довелось
быть свидетелями многих тайн судеб
Божественных. Верным Господу святой апостол Петр оставался до конца
своей жизни. Правда, в стесненных
обстоятельствах апостол по малодушию
отрекся от Господа во дворе первосвященника, но это свое отречение он
омыл горячими слезами покаяния и после Воскресения Христова по троекратном вопрошении его Господом: любишь
ли Меня (Ин. 21:15)? – был восстановлен в
апостольском звании и служении.
Первоначально апостол Петр проповедовал Евангелие преимущественно среди
иудеев в Иерусалиме; затем он проповедовал
в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Понте,
Галатии и, наконец, пришел в Рим, где и
был заключен в темницу. Свою преданность
и верность Господу он запечатлел мученической кончиной: был распят на кресте вниз
головой в 67-м году от Рождества Христова.
Церковное предание гласит, что, когда император Нерон воздвиг гонение на христиан в
Риме, римские христиане просили апостола
Петра укрыться и выйти из города. Когда
же апостол, преклонившись на их просьбы,
пошел, то, подойдя уже к окраине города,
увидел грядущего ему навстречу Спасителя и
в трепете вопросил Его: «Куда Ты, Господи,
идешь?» Господь же отвечал ему: «Иду, чтобы вторично быть распятым». Из этих слов
Господа святой апостол Петр уразумел, что
наступил для него час прославить Господа
своей смертью. Он вернулся в город и был
осужден императором Нероном на распятие.
Считая себя недостойным того, чтобы принять такую же смерть, как Господь, апостол
Петр просил, чтобы его распяли вниз головою, что и было исполнено: 29 июня он вместе с чествуемым ныне же святым апостолом
Павлом был предан мученической смерти.
Что же до апостола Павла (называвшегося прежде Савлом), то настоящая его жизнь
такова. Происходил он из Киликийского
города Тарса и до обращения своего был
яростным гонителем христиан, так что сам
отыскивал и предавал их на мучения. Но
однажды, когда он направлялся в Дамаск,
чтобы и там преследовать христиан, на пути
осиял его небесный свет, и был к нему голос:
– Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
– Кто Ты, Господи? – спросил он.
– Я Иисус, Которого ты гонишь.
Трудно тебе идти против рожна.
– Господи! что повелишь мне делать? –
спросил он снова.
И Господь сказал ему: «Иди в город; и
сказано будет тебе, что тебе надобно делать»
(Деян. 9:4-6).
От озарения Небесным светом Савл
лишился зрения. По прибытии же своем в
город, после крещения от ученика Христова
Анании, он тотчас прозрел и так из гонителя
обратился в ревностного проповедника христианской веры. С этого времени святой апостол
Павел избирается Господом для проповеди
евангельской истины среди языческого мира.
Он проповедует Евангелие в Малой Азии, в
Греции, повсюду устрояя Церкви Христовы. Он
прошел пешком почти всю вселенную, стараясь
везде посеять слово благочестия и привести
людей ко Христу. Он глубоко понимал, какое
значение для спасения и жизни человека
имеет проповедь Евангелия, и потому с пламенной ревностью и любовью трудился над
благовестием Христовым, встречая со стороны
языческого мира яростное сопротивление.
Перенесенным им скорбям и искушениям
нет счета. Вот как сам говорит он о себе в
одном из посланий: «Я гораздо более был в
трудах, безмерно в ранах, более в темницах и
многократно при смерти. От Иудеев пять раз
дано мне было по сорока ударов без одного;
три раза меня били палками, однажды камнями
побивали, три раза я терпел кораблекрушение,
ночь и день пробыл во глубине морской; много
раз был в путешествиях, в опасностях на реках,
в опасностях от разбойников, в опасностях от
единоплеменников, в опасностях от язычников,
в опасностях в городе, в опасностях в пустыне,
в опасностях на море, в опасностях между
лжебратиями, в труде и в изнурении, часто
в бдении, в голоде и жажде, часто в посте,
на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей,
забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем
бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за
кого бы и я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:
23-29). Таковы подвиги, такова любовь к Богу
и к людям, которая была присуща святому
апостолу Павлу. О любви его святитель Иоанн
Златоуст говорит, что она была шире всякого
моря и сильнее всякого огня. Святая душа
апостола Павла обнимала всю вселенную и
всех заключала в себе, родство по Богу считая
выше всякого иного родства.
Святой апостол Павел всех любил так, как
ни один самый нежный отец не любил своих
детей. Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда
утешались и радовались, ибо знали, что
только многими скорбями надлежит нам
войти в Царствие Божие (Деян. 14:22).
И их подвиг благодушного перенесения
скорбей должен послужить нам примером.
Мы в большинстве своем, когда приходят
к нам скорби, сокрушаемся, огорчаемся
и унываем. Сколько тогда ропота вырывается из наших уст на Господа, сколько
зависти, досады и гнева возникает тогда в
сердце нашем! Но не такому перенесению
скорбей учат Святые Отцы.
Святой Ефрем Сирин говорит: «Если
желающие приобрести земное богатство
терпят всякую опасность и напасть, то
кольми паче мы, желающие приобрести
небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни
во что ставить для себя всякое трудное
дело и всякую опасность и отваживаться
на искушения. Ибо если мы не будем
охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем плакать,
то как, не плакав здесь, пожнем там,
то есть на том свете? Если бы можно
было получить Царство без скорбей, без
искушений, без терпеливого подвига и
прочих добродетелей, то для чего тогда
Бог попускал святым терпеть столько
опасностей, искушений и тесноты, а
не дозволил им жить в своеволии и
роскоши? Поэтому не будем унывать, когда
приключаются с нами огорчения и скорби,
а, напротив, станем радоваться, что идем
путем святых».
Зная благотворное значение скорбей, богобоязненные люди даже тревожились, когда их
долго не посещали скорби. Так, один из египетских Отцов рассказывал другому подвижнику
следующий случай: «Однажды, когда я пришел
в Александрию и вошел в храм помолиться, я
увидел женщину, одетую в черное одеяние и
со слезами молящуюся пред образом Спасителя; она непрестанно повторяла со слезами:
«Оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня,
Милостивый!». «Видимо, эта женщина – вдова,
и ее кто-нибудь обидел, что она так горько
плачет», – подумал я и решил подойти и поговорить с ней, чтобы ее утешить. Я сказал
ей: «Видимо, обижает тебя кто-нибудь, что ты
так плачешь?». «Ах, нет, – ответила она, вновь
проливая слезы, – нет, отче, ты не знаешь
моего горя. Среди людей живу я и ни от кого
не терплю оскорбления никакого. И вот о
том я плачу, что, как я забываю о Боге, то
и Бог забыл меня посещать; три года уже
как не знаю я никакой скорби. И ни я сама
не была больна, ни сын мой, и ни курицы у
меня из дома не пропадало. Думаю поэтому,
что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу перед
Ним, чтобы Он помиловал меня и послал
мне Свои милости»». Итак, богобоязненные
люди считали скорби знаком особенного
внимания и милости Божией к ним.
Дорогие братия и сестры, и нам в своей
жизни часто приходится встречаться со скорбями, поэтому для спасительного их перенесения облечемся прежде всего в благодушие
и терпение и с усердием помолимся ныне
святым апостолам Петру и Павлу, нашим небесным покровителям, и попросим их, чтобы
они своим молитвенным предстательством
помогли нам приобрести святую простоту
нрава, живую веру в Иисуса Христа как
Сына Божия, пламенную любовь к Господу,
чистоту жизни, кротость и смирение.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
|