Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Темой очередного выпуска программы
«Слово пастыря» от 25 июня 2011 года
стала проблема нравственности в современном обществе.
Доброе утро, дорогие телезрители! В
адрес нашей передачи продолжают поступать письма с вашими вопросами. И вот
один из них: «Хочу спросить у Вашего
Святейшества, как нам следует смотреть
на современное состояние общества и
человечества. Ведь существует два взгляда
на это. Один – это тот, что человек за века
истории облагораживается и изменяется к
лучшему. Другой – происходит деградация
человеческой личности, примитивизация,
оскудение чувств, и это сказывается на
современном обществе в целом. Какой
взгляд Церковь считает более верным?».
Из письма Хализева Владимира Петровича, город Пенза.
Владимир Петрович! И тот, и другой взгляд
нужно принимать во внимание. Было бы совершенно несправедливым утверждать, что за
столетия, тысячелетия все то, что происходит
в общественных отношениях, деградирует и
становится менее значимым – по крайней
мере, с церковной точки зрения. Это не так.
Человечество прошло и проходит сложным
путем. На этом пути – пробы, ошибки, страдания, конфликты, но и достижения тоже.
Люди многому учатся, ведь каждый из нас
знает по собственному опыту, как то или
иное событие, происшедшее в нашей жизни,
запечатлевается в памяти и помогает в
случае столкновения с аналогичными проблемами более мудро решать проблемные
вопросы. Вот то же самое происходит в
жизни всего человеческого рода. Люди становятся обладателями опыта, и этот опыт
запечатлевается, в том числе, в сфере общественных отношений. Совершенно очевидно:
то, что было вполне допустимым еще 100-200 лет тому назад в плане межличностных
отношений, сегодня невозможно – даже с
точки зрения законодательства.
По-разному можно относиться к тому, что
сейчас происходит. Но вот лишь один пример
из нашей сегодняшней жизни, свидетельствующий, что многое из того, что внедряется, улуч-
шает общественные отношения. Всем хорошо
известна история с техосмотром. Мучились
люди, не могли в машину сесть. Но Президент
принял решение изменить практику, и все
понимают, что это к лучшему, что у людей
огромный груз будет снят с плеч благодаря
новым законам, новым постановлениям. Так
что многое в жизни, особенно с точки зрения
законодательной, становится более правильным, направленным на то, чтобы помогать
людям в решении их вопросов.
Но, с другой стороны, очевидно, что количество зла в мире не уменьшается, а многим
даже кажется, что увеличивается. Острота
конфликтов возрастает. Количество людей,
вовлекающихся в общественные конфликты,
несоизмеримо возрастает по сравнению с
прошлым. Что же это означает? А это означает, что никакой общественный прогресс – будь
то технический, который налицо, социальный,
законодательный – неспособен радикально
изменить жизнь людей к лучшему. Можно ее
изменить в одной сфере бытия – например,
обеспечить человека большим комфортом,
дать ему более скоростные и комфортные
средства передвижения, предоставить ему
еще более продвинутые средства связи… Но
что же происходит с человеческой душой?
Человек становится от этого более счастливым? У него больше мира, покоя, внутреннего
благополучия? У него появляется больше сил
для того, чтобы правильно устроять отношения
с окружающими его людьми? И вот здесь в
лучшем случае – вопрос, а в худшем – отрицательный ответ. И то, что Вы говорите о деградации, – это не только Ваши слова. Очень
многие сегодня говорят о деградации – в том
числе общественных отношений. Люди становятся жестокими, холодными, безразличными.
Совсем недавно мы праздновали трагическую дату – 70-летие начала Великой Отечественной войны. Сколько людей отдало свою
жизнь для спасения страны! При всем том, что
не всегда только героизм и патриотизм толкали
людей на защиту Отечества – мы знаем и
темные страницы в истории, – тем не менее,
массовый героизм – это реальность. Возникает
вопрос: способны ли мы сегодня к массовому
героизму? На этот вопрос, к счастью, в жизни
нет ответа, и не дай Бог, чтобы он когда-то
появился. Но общество должно чувствовать
свою способность и готовность встретить общие трудности общими усилиями.
Отчего же мы имеем столь неблагоприятную тенденцию в развитии и общественных отношений, и внутреннего состояния
человека? Отчего мы наблюдаем сегодня
кризис семьи, кризис в отношениях поколений, многие другие кризисы? А потому, что
кризис переживает человеческая личность.
Вы можете погрузить человека в идеальные
материальные условия, поместить его во дворец, максимально обеспечить удовлетворение
его потребностей – а внутри человека будет
ад. И есть огромное количество примеров
того, как самые благополучные, самые продвинутые люди живут в аду.
Мы прикасаемся к тайне человеческой
души, к тайне внутренней жизни человека.
Я неоднократно цитировал и сейчас еще раз
приведу замечательные слова из Священного
Писания: «Из сердца человека исходят злые
помыслы» (Мф. 15:19). А если злые помыслы
исходят, то за ними следуют и злые дела, и
никакая, даже самая отточенная правовая
система, никакая самая развитая и гуманизированная система общественных отношений
неспособна повлиять на внутреннее состояние человека. Вот почему то, чем занимается Церковь, – человеческая душа – есть
самая главная проблема современности. И
не только современности – это самая главная проблема человеческого бытия; и чем
быстрее это поймет большее количество
людей, тем меньше злых помыслов реализуется в злые дела.
Сегодня мои слова многим очень тяжело
понять. Одним – потому что условия жизни
тяжелые: нехватка денег, проживание в тяжелейших условиях, часто в домах, которые
домами назвать невозможно, без должного
уровня материального обеспечения. Конечно,
для многих из этих людей в первую очередь
стоит вопрос жилья, денег, устройства детей,
образования – где уж тут о душе думать? А
у других все есть, но они хотят все больше
и больше – где же здесь о душе думать?
А потом мы спрашиваем: «Почему страна задыхается от коррупции? Почему у нас
огромное количество людей воруют друг
у друга? Почему мы не можем наладить
деловые отношения? Почему главной проблемой развития страны является проблема
коррупции и криминала?». Конечно, социологи тут же скажут почему, но это будет
неправильный ответ. А правильный ответ
тот, который мы с вами сейчас пытаемся
сформулировать: из сердца человеческого
исходят злые помыслы, которые облекаются
в плоть и кровь преступных деяний.
Общество с крокодиловыми слезами на
глазах возмущается результатами ЕГ Э: «Какое огромное количество детей списали! Как
много людей на этом нечестно заработали!».
Но кто-то делает правильные выводы, отчего это происходит? Конечно, можно еще
раз сказать: «Неправильно Министерство
образования что-то сделало! Неправильно
инструкции спустили!». Да не в инструкциях
дело – дело в мировоззрении человека, в
убеждениях, в чести, в достоинстве.
Я не хочу защищать ЕГ Э, хотя и не хочу
огульно его отвергать. Тема ЕГ Э особая, и,
может быть, когда-нибудь мы об этом поговорим. Но сегодня ЕГ Э – как лакмусовая
бумажка нравственного состояния молодежи
и народа нашего. А ведь этот печальный
перечень можно продолжать и продолжать...
Пока мы все вместе, всем народом –
Церковь, интеллигенция, средства массовой информации – не поймем, что нельзя
игнорировать внутреннюю жизнь человека,
что забота о душе – это главная задача
общества, мы не справимся с нашими проблемами. Нельзя совершенствовать образование и не совершенствовать воспитание.
Нельзя внедрять современную технологию
в интеллектуальное развитие человека –
технологию, которая действительно способна помочь людям получать более высокий
уровень образования, – одновременно не
сохраняя идеалы нравственные. Человек
без нравственного идеала жить не может.
В чем заслуга нашей классической
русской литературы? В том, что она подхватила нравственный идеал христианства,
облекла этот идеал в образ положительного
героя, и образ этот предлагался в школе,
дома, в кино, в театре. Сегодня нет идеала,
нет положительного героя. Для кого-то положительным героем становится человек,
который всеми силами стремится загребать
деньги, не останавливаясь ни перед чем. Но
это страшный герой. Это нежизнеспособный
герой, потому что нежизнеспособно то общество, в центре которого – эта безудержная
потребительская философия.
И дело, конечно, не только в философии.
Дело в первую очередь в том, что происходит
в нашей жизни. Но и от сознания людей, как
я уже говорил, зависит многое. И поэтому
сегодня все те, кто может оказывать влияние
на человеческое сознание – и Церковь, и
школа, и интеллигенция, и средства массовой информации – должны не ссориться и
не перетягивать канат, а вместе работать
для того, чтобы менялось мироощущение
современного человека, чтобы появлялись
идеалы, способные устроять жизнь личности
и общества ко благу.
На этом я заканчиваю нашу передачу.
Пусть благословение Божие пребывает со
всеми вами, и пусть те размышления, которые мы с вами совместно ведем в телевизионном эфире, в какой-то степени помогают
нам в решении тех задач и проблем, которые
сегодня стоят и перед народом нашим, и
перед Отечеством. До следующей встречи.
Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси
|