ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№7 2011 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 25 июня 2011 года

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Темой очередного выпуска программы «Слово пастыря» от 25 июня 2011 года стала проблема нравственности в современном обществе. Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи продолжают поступать письма с вашими вопросами. И вот один из них: «Хочу спросить у Вашего Святейшества, как нам следует смотреть на современное состояние общества и человечества. Ведь существует два взгляда на это. Один – это тот, что человек за века истории облагораживается и изменяется к лучшему. Другой – происходит деградация человеческой личности, примитивизация, оскудение чувств, и это сказывается на современном обществе в целом. Какой взгляд Церковь считает более верным?». Из письма Хализева Владимира Петровича, город Пенза.

Владимир Петрович! И тот, и другой взгляд нужно принимать во внимание. Было бы совершенно несправедливым утверждать, что за столетия, тысячелетия все то, что происходит в общественных отношениях, деградирует и становится менее значимым – по крайней мере, с церковной точки зрения. Это не так.

Человечество прошло и проходит сложным путем. На этом пути – пробы, ошибки, страдания, конфликты, но и достижения тоже. Люди многому учатся, ведь каждый из нас знает по собственному опыту, как то или иное событие, происшедшее в нашей жизни, запечатлевается в памяти и помогает в случае столкновения с аналогичными проблемами более мудро решать проблемные вопросы. Вот то же самое происходит в жизни всего человеческого рода. Люди становятся обладателями опыта, и этот опыт запечатлевается, в том числе, в сфере общественных отношений. Совершенно очевидно: то, что было вполне допустимым еще 100-200 лет тому назад в плане межличностных отношений, сегодня невозможно – даже с точки зрения законодательства.

По-разному можно относиться к тому, что сейчас происходит. Но вот лишь один пример из нашей сегодняшней жизни, свидетельствующий, что многое из того, что внедряется, улуч- шает общественные отношения. Всем хорошо известна история с техосмотром. Мучились люди, не могли в машину сесть. Но Президент принял решение изменить практику, и все понимают, что это к лучшему, что у людей огромный груз будет снят с плеч благодаря новым законам, новым постановлениям. Так что многое в жизни, особенно с точки зрения законодательной, становится более правильным, направленным на то, чтобы помогать людям в решении их вопросов.

Но, с другой стороны, очевидно, что количество зла в мире не уменьшается, а многим даже кажется, что увеличивается. Острота конфликтов возрастает. Количество людей, вовлекающихся в общественные конфликты, несоизмеримо возрастает по сравнению с прошлым. Что же это означает? А это означает, что никакой общественный прогресс – будь то технический, который налицо, социальный, законодательный – неспособен радикально изменить жизнь людей к лучшему. Можно ее изменить в одной сфере бытия – например, обеспечить человека большим комфортом, дать ему более скоростные и комфортные средства передвижения, предоставить ему еще более продвинутые средства связи… Но что же происходит с человеческой душой? Человек становится от этого более счастливым? У него больше мира, покоя, внутреннего благополучия? У него появляется больше сил для того, чтобы правильно устроять отношения с окружающими его людьми? И вот здесь в лучшем случае – вопрос, а в худшем – отрицательный ответ. И то, что Вы говорите о деградации, – это не только Ваши слова. Очень многие сегодня говорят о деградации – в том числе общественных отношений. Люди становятся жестокими, холодными, безразличными. Совсем недавно мы праздновали трагическую дату – 70-летие начала Великой Отечественной войны. Сколько людей отдало свою жизнь для спасения страны! При всем том, что не всегда только героизм и патриотизм толкали людей на защиту Отечества – мы знаем и темные страницы в истории, – тем не менее, массовый героизм – это реальность. Возникает вопрос: способны ли мы сегодня к массовому героизму? На этот вопрос, к счастью, в жизни нет ответа, и не дай Бог, чтобы он когда-то появился. Но общество должно чувствовать свою способность и готовность встретить общие трудности общими усилиями. Отчего же мы имеем столь неблагоприятную тенденцию в развитии и общественных отношений, и внутреннего состояния человека? Отчего мы наблюдаем сегодня кризис семьи, кризис в отношениях поколений, многие другие кризисы? А потому, что кризис переживает человеческая личность.

Вы можете погрузить человека в идеальные материальные условия, поместить его во дворец, максимально обеспечить удовлетворение его потребностей – а внутри человека будет ад. И есть огромное количество примеров того, как самые благополучные, самые продвинутые люди живут в аду. Мы прикасаемся к тайне человеческой души, к тайне внутренней жизни человека.

Я неоднократно цитировал и сейчас еще раз приведу замечательные слова из Священного Писания: «Из сердца человека исходят злые помыслы» (Мф. 15:19). А если злые помыслы исходят, то за ними следуют и злые дела, и никакая, даже самая отточенная правовая система, никакая самая развитая и гуманизированная система общественных отношений неспособна повлиять на внутреннее состояние человека. Вот почему то, чем занимается Церковь, – человеческая душа – есть самая главная проблема современности. И не только современности – это самая главная проблема человеческого бытия; и чем быстрее это поймет большее количество людей, тем меньше злых помыслов реализуется в злые дела. Сегодня мои слова многим очень тяжело понять. Одним – потому что условия жизни тяжелые: нехватка денег, проживание в тяжелейших условиях, часто в домах, которые домами назвать невозможно, без должного уровня материального обеспечения. Конечно, для многих из этих людей в первую очередь стоит вопрос жилья, денег, устройства детей, образования – где уж тут о душе думать? А у других все есть, но они хотят все больше и больше – где же здесь о душе думать? А потом мы спрашиваем: «Почему страна задыхается от коррупции? Почему у нас огромное количество людей воруют друг у друга? Почему мы не можем наладить деловые отношения? Почему главной проблемой развития страны является проблема коррупции и криминала?». Конечно, социологи тут же скажут почему, но это будет неправильный ответ. А правильный ответ тот, который мы с вами сейчас пытаемся сформулировать: из сердца человеческого исходят злые помыслы, которые облекаются в плоть и кровь преступных деяний. Общество с крокодиловыми слезами на глазах возмущается результатами ЕГ Э: «Какое огромное количество детей списали! Как много людей на этом нечестно заработали!». Но кто-то делает правильные выводы, отчего это происходит? Конечно, можно еще раз сказать: «Неправильно Министерство образования что-то сделало! Неправильно инструкции спустили!». Да не в инструкциях дело – дело в мировоззрении человека, в убеждениях, в чести, в достоинстве. Я не хочу защищать ЕГ Э, хотя и не хочу огульно его отвергать. Тема ЕГ Э особая, и, может быть, когда-нибудь мы об этом поговорим. Но сегодня ЕГ Э – как лакмусовая бумажка нравственного состояния молодежи и народа нашего. А ведь этот печальный перечень можно продолжать и продолжать...

Пока мы все вместе, всем народом – Церковь, интеллигенция, средства массовой информации – не поймем, что нельзя игнорировать внутреннюю жизнь человека, что забота о душе – это главная задача общества, мы не справимся с нашими проблемами. Нельзя совершенствовать образование и не совершенствовать воспитание. Нельзя внедрять современную технологию в интеллектуальное развитие человека – технологию, которая действительно способна помочь людям получать более высокий уровень образования, – одновременно не сохраняя идеалы нравственные. Человек без нравственного идеала жить не может.

В чем заслуга нашей классической русской литературы? В том, что она подхватила нравственный идеал христианства, облекла этот идеал в образ положительного героя, и образ этот предлагался в школе, дома, в кино, в театре. Сегодня нет идеала, нет положительного героя. Для кого-то положительным героем становится человек, который всеми силами стремится загребать деньги, не останавливаясь ни перед чем. Но это страшный герой. Это нежизнеспособный герой, потому что нежизнеспособно то общество, в центре которого – эта безудержная потребительская философия.

И дело, конечно, не только в философии. Дело в первую очередь в том, что происходит в нашей жизни. Но и от сознания людей, как я уже говорил, зависит многое. И поэтому сегодня все те, кто может оказывать влияние на человеческое сознание – и Церковь, и школа, и интеллигенция, и средства массовой информации – должны не ссориться и не перетягивать канат, а вместе работать для того, чтобы менялось мироощущение современного человека, чтобы появлялись идеалы, способные устроять жизнь личности и общества ко благу.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами, и пусть те размышления, которые мы с вами совместно ведем в телевизионном эфире, в какой-то степени помогают нам в решении тех задач и проблем, которые сегодня стоят и перед народом нашим, и перед Отечеством. До следующей встречи.

Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.