ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Ксенофонт Матвеевич Дюков – священник и архивист, расстрелянный в годы репрессий

Протоиерей Ксенофонт Дюков.
Фото ок. 1920-х гг.

100-летию архивной службы
Ишима посвящается

В конце декабря 2024 года исполнится 150 лет бывшему священнику церкви Илии пророка села Ильинского Ксенофонту Матвеевичу Дюкову. Впервые об этом священнике я узнала из статьи Екатерины Терлеевой «Судьбы людей и икон как знамение времени», опубликованной в сборнике исследований «Соль земли. Выпуск 1». А буквально через несколько дней после презентации данного сборника, организованной Ишимским музейным комплексом, в Ишимском архиве, сотрудником которого я являюсь, были найдены архивные документы, рассказывающие о периоде пребывания Ксенофонта Дюкова в середине 30-х годов в Ишиме.

Изучая документы по истории становления нашего архива, я обнаружила акт от 2 августа 1935 года об обследовании Ишимского архива, составленного инструктором Омского областного архивного управления Львовой. Из документа стало ясно, что помощником заведующего архивом являлся «бывший священник-лишенец». Этот факт вызвал огромный интерес не только у меня, но и у всех моих коллег. Продолжив работу по своей теме, решила заглянуть в дела по личному составу архива. Информация не заставила себя долго искать. На страницах одного из последующих дел был обнаружен список работников архива, из которого, путем исключения фамилий заведующего, сторожа и работника-женщины, стала известна фамилия того самого «священника-лишенца» Дюкова Ксенофонта.

Далее мы обратились к научно-справочному аппарату архива, а конкретно – к именной картотеке. И каково было наше удивление, когда буквально через несколько минут у нас в руках оказалось личное дело кулака Дюкова Ксенофонта Матвеевича! Читая материалы сборника «Соль земли» и сайта открытой православной энциклопедии «Древо», мы стали понимать, что состав документов обнаруженного нами личного дела является подробнейшим автобиографическим описанием жизни священника в период с 1932 по 1936 годы, именно того периода, который совершенно не освещен в опубликованных материалах и детали которого мало известны краеведам.

Итак, кем же был на самом деле Ксенофонт Дюков? Ксенофонт Матвеевич Дюков родился 28 декабря 1874 года в Тобольске в семье псаломщика Матвея Анемподистовича Дюкова, в период с 1885 по 1903 гг. служившего псаломщиком в ишимском храме во имя Троицы Живоначальной. После окончания в 1894 году Тобольской духовной семинарии Ксенофонт Матвеевич служил псаломщиком (место службы не установлено – прим. автора), 20 августа 1895 года рукоположен во священника к церкви Илии пророка села Ильинского Ишимского округа Тобольской губернии. Семья Дюковых была многодетной. Ксенофонт Матвеевич и его супруга Екатерина Ивановна воспитали восемь детей.

В период своего служения Ксенофонт Матвеевич много времени посвящал народному образованию. Священник К. Ф. Скальский в своей книге «Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии» (Омск, 1900 г.) пишет, что Ильинская церковно-приходская школа «…помещается в церковном доме, в квартире священника, учительствует местный дьякон Алексей Лебедев, законоучительствует священник Ксенофонт Дюков, вознаграждения за обучения не получают, школа содержится на средства церкви и общества».

Кроме того о. Ксенофонт преподавал Закон Божий в сельской министерской школе с. Ильинского. В 1896 г. его стараниями была открыта школа грамоты в д. Баландино, входившей в Ильинский приход. В 1907 году батюшка получил благодарность епархиального начальства за труды на поприще народного образования. Данный факт был опубликован в Омских епархиальных ведомостях за 1907 г. № 8 в разделе «Епархиальные известия».

До 1910 г. отец Ксенофонт занимал должность благочинного 2-го округа Ишимских уездных церквей Омской епархии. По состоянию на 1914 г. имел церковные награды: камилавку и наперсный крест.

В 1917 г. К. М. Дюков переехал в Омск, где служил в Знаменской церкви, и в 1918 году был возведен в сан протоиерея.

20 апреля 1931 года о. Ксенофонт впервые был арестован совместно со служившим в Знаменской церкви Омска протоиереем Василием Пляскиным. В то время ОГПУ было задумано групповое дело под названием «Контрреволюционная организация церковников г. Омска». По данному делу сначала было арестовано 38 человек, а потом – еще 11, всего – 49 человек. Арестованные священнослужители были из разных приходов, разного возраста и с разными взглядами на жизнь. Их объединяло то, что они были православными христианами и служили Церкви.

Знаменская церковь г. Омска.
Современный вид

Задержанным предъявлялось обвинение по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР «участие в контрреволюционной монархической организации Омских церковников, материальная помощь ссыльному духовенству». Против обвинения в «контрреволюционной агитации» на следствии о. Ксенофонт говорил: «Ни с кем не имел беседы, что современная молодежь пала нравственно, что якобы всюду среди молодежи наблюдается разврат. Таких обобщений я не делал. Отдельным гражданам жаловался на озорные действия детишек. Эти хулиганские действия происходят благодаря тому, что советская печать, кино и школа направляют молодежь и вообще население против духовенства». В сентябре 1931-го за отсутствием состава преступления в действиях священнослужителей дело было прекращено Омским оперсектором ОГПУ, и о. Ксенофонт освобожден из-под стражи. После освобождения Ксенофонт Матвеевич вернулся в Ишим. С этого времени начался тот самый период в жизни К. М. Дюкова, когда он являлся работником архива, период, который освящен в его личном деле, хранящемся в фондах Ишимского архива (Ф. 3, Оп. 4, Д. 810).

Личное дело состоит из ряда документов 1935–1936 годов: нескольких писем-прошений, написанных рукой Ксенофонта Матвеевича, практически идентичного содержания, адресованных в Ишимский городской Совет, справок с мест работы, выписок из протоколов заседаний президиума Ишимского горсовета и райисполкома. Согласно письмам, Ксенофонт Матвеевич, будучи в возрасте 61 года, пытается добиться восстановления права избирательного голоса. Он пишет: «…Оставаясь неизменно при твердом намерении посвятить себя общественно-полезной службе, решаюсь снова просить Ишимский городской Совет восстановить меня в избирательных правах и тем облегчить мне доступ к общественной работе….», и далее: «…Быть на положении “лишенца” в новое время крайне тяжело в нравственном отношении и трудно в практической жизни». Из документов дела становится ясно, что для восстановления в праве избирательного голоса требовался пятилетний стаж общественной деятельности.

Из справок с мест работы легко восстанавливается трудовой стаж К. М. Дюкова в период его проживания в Ишиме: – с февраля по март 1932 года, «в течение 40 дней», работал в финансовом отделе Ишимского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; – несколько периодов: апрель 1932 года, затем с сентября 1932-го по 20 января 1934 года, далее с 17 июля 1934-го по 20 августа 1935-го трудился в Ишимском государственном архиве (так в документе) в должностях: работник канцелярии, архивариус. Прием К. М. Дюкова на работу в архив был согласован с ГПУ. В справке, выданной Ишимским архивом и датированной 5 ноября 1935 г., указывается его отношение к работе: «…к делу относится аккуратно и добросовестно. За период его службы в архиве им проделана большая работа по выдаче архивных справок, по перемещению архивных материалов в новое здание и по выборке материалов для научных учреждений»; – с 20 декабря 1935 года по 20 января 1936 года – «работал в Ишимском Молмясотресте по подбору архива для сдачи в архивбюро». Про этот период работы сам Дюков пишет следующее: «В течение 9 месяцев после увольнения со службы в архиве я только по случайности увеличил свой трудовой стаж на 30 дней. Ликвидационной комиссии Маслотреста экстренно понадобился работник для подготовки архива к сдаче, и я с готовностью поработал месяц, о чем удостоверение и отзыв о работе к сему прилагаю. При таких условиях на приобретение пятилетнего трудового стажа понадобятся десятки лет».

Сам Ксенофонт Матвеевич писал о периоде работы в архиве так: «Помимо текущей архивной работы на мою долю выпала работа по выдаче метрических справок, на которые в 1933 г. по случаю “паспортизации” был чрезвычайно многочисленный спрос, так что за один год справок выдано около 6000. В 1932 г. я участвовал в переброске архивных материалов в дом техникумов (ныне это корпус № 1 пединститута – прим. автора).

Часть их, в количестве нескольких фондов, подобраны мною из россыпи. В 1935 г. мною проведена большая работа по переброске архива в костел (располагался в Ишиме на углу улиц К. Маркса и Костельная – ныне ул. 8-е Марта – прим. автора). Работа осложнялась тем, что новое здание не было вполне оборудовано для размещения в нем архивных материалов. Материалы приходилось сначала размещать в нижнем этаже. Здесь по случаю кладки печей, устройства стеллажей дела пришлось перебрасывать из одной комнаты в другую и только по мере оборудования стеллажей в верхнем этаже переносить их туда. К настоящему времени архив переведен и размещен на полках.

Всего перевезено 60 возов. Всем этим я хочу сказать, что в архиве я был не без дела. Моя трехлетняя общественная служба свидетельствует о моей готовности стать в ряды “трудящихся”. Потому решаюсь просить о предоставлении мне права избирательного голоса, какового не имею по положению служителя культа». Чуть ниже в этом же прошении, датированном 2 сентября 1935 года, читаем строки: «…В настоящее время я снят с работы в архиве как “лишенец”, хотя работа моя не опорочивалась. За время моей службы архив посетили: зав. Уральским областным архивом Киселев, инструктор областного архива Львова, комиссия Ишимского райисполкома по обследованию архива, и недочетов в моей лично работе не указано.

Всеми силами старался оправдать оказанное мне доверие. Тем не менее с работы снят, и поступить на работу не могу, везде как “лишенцу” отказывают, и таким образом отнимается всякая возможность доказать свою преданность пролетариату. Отдаться физической черной работе не могу, так как болен двусторонней грыжей».

Изложенные Ксенофонтом Матвеевичем факты о работе архива в середине 30-х годов прошлого столетия, так или иначе, подтверждаются другими архивными документами, хранящимися в фондах нашего архива.

Одно из писем написано Ксенофонтом Матвеевичем 14 августа 1936 года и отправлено по адресу: Москва, Кремль, Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Михаилу Ивановичу Калинину. Имеющийся в деле конверт свидетельствует, что оно дошло до адресата, – на самом письме стоит входящая дата: «19 авг 1936». После это обращение Центральной Избирательной комиссией направлено в Омский областной исполком на рассмотрение. В случае отклонения ходатайства о восстановлении в избирательных правах весь материал требовалось представить ВЦИК. По окончании процесса все «материалы об избирательных правах законченным производством Облисполкома» 22 декабря 1936 года были «препровождены» на хранение в Ишимский РИК. Согласно выпискам из протоколов № 26 заседания президиума Ишимского горсовета Омской области от 28 февраля 1936 года и № 49 заседания президиума Ишимского райисполкома от 21 ноября 1936 года «Руководствуясь инструкцией ВЦИК о выборах в Советы ст. 41, как не имеющему 5-годичного стажа общественно полезной работы в ходатайстве ДЮКОВУ отказать».

В Ишиме священник проживал у своего родственника, упомянутого им в одном из писем, ишимского врача П. А. Миловидова. Дом, в котором предоставляли Ксенофонту Матвеевичу «угол и пропитание», по адресу ул. Республики (ныне ул. Ленина), д. 15, снесен уже в наши дни, в начале двадцать первого века. По рассказам ишимского краеведа Геннадия Крамора потомки Ксенофонта Матвеевича живут в Новосибирске и Риге, некоторые из них приезжали в Ишим, пытались разыскать дом.

По имеющимся сведениям, представленным архивом РУ ФСБ по Тюменской области из архивного прекращенного уголовного дела № Р – 1985, 24 июня 1937 г. Ксенофонт Матвеевич вновь арестован по обвинению в преступлении, предусмотренном ст. 58-10- 11 УК РСФСР. Вместе с ним арестованы и другие священнослужители: Моисеев Иосиф Маркович, Протопопов Константин Иванович, Аталыков Михаил Степанович, Овчинкин Иван Васильевич, Шерсняков Петр Тимофеевич, Иванов Антон Иванович, Ульянов Иван Васильевич, Крылов Дмитрий Павлович, Мамонов Захар Васильевич, Звездинский Серафим (он же Николай) Иванович (так в документе), Шутов Александр Александрович, Клюев Владимир Дмитриевич, Иваненко Федор Васильевич, Ничков Лев Васильевич. Группа обвиняемых в составе 15 человек до 9 июля 1937 г. содержалась под стражей в КПЗ Ишимского РОМ, а затем этапирована в Омскую тюрьму. Все выше перечисленные лица были осуждены тройкой Омского УНКВД Омской области 23 августа 1937 г. Согласно обвинительному заключению, Ксенофонт Матвеевич Дюков «…виновным себя в предъявленном ему обвинении не признал, но достаточно изобличен показаниями обвиняемых». Из 15 осужденных 12 человек, в том числе Дюков К. М., были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 26 августа 1937 г.

Постановлением президиума Тюменского областного суда от 15 сентября 1956 г. постановление тройки УНКВД Омской области от 23 августа 1937 г. отменено и дело прекращено за недоказанностью состава преступления. С этого дня все 15 человек, в том числе и Ксенофонт Матвеевич Дюков, являются реабилитированными. А один из них, епископ Серафим Звездинский, причислен к лику святых.

28 декабря 2024 года исполнится 150 лет со дня рождения К. М. Дюкова, а 30 декабря – 100 лет с момента образования архива в Ишиме. В преддверии этих дат нашей статьей мы отдаем дань памяти расстрелянному священнику, ставшему в конце жизни архивным работником, и уповаем на его же милость об архиве, судьба которого, конечно, не была столь трагична, но все же имела тяжелые моменты. Мы помним, что становление, развитие и процветание Ишимского архива во многом зависели и зависят от работы обычных архивистов, в том числе и от усердия Ксенофонта Матвеевича – человека грамотного, разносторонне образованного и прикипевшего всей душой к архивной службе.

Н.А. ГЕНЕРАЛОВА,
заместитель начальника отдела
по обеспечению хранения,
комплектования, учета и использования
архивных документов
МКУ «Управление имуществом
и земельными ресурсами» г. Ишима

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.