Преподобный Макарий Алтайский
|
Вспоминает болховская мещанка Анна Фоминична Жарепова:
«Была я за обедней у Тихвинской Божией Матери. По окончании обедни подхожу
под крест, хочу приложиться. Отец Макарий
отвертывается от меня. Я захожу с другой
стороны, с третьей – о. Макарий все отворачивается от меня. Потом он говорит мне:
“Вы дома перессоритесь, а сюда приходите
получать угощение; вы бы дома сперва
помирились и тогда приходили бы в храм
Божий”. Действительно, мы дома накануне
перессорились – и о. Макарий обличил меня.
Прозорливый был о. Макарий».
Рассказывает священник Михаил Чевалков:
«Когда улалинцы начали креститься, то
один старец, некто Борис Кочаев, оставался некрещеным. Отец Макарий долго его
уговаривал. Каждую неделю он ходил в его
дом и рассказывал ему о Боге. Борис стал
с ненавистью смотреть на о. Макария, когда
он приходил к нему. Однажды, когда Борис
сидел у дверей своего дома, пришел к нему
о. Макарий и, севши возле него,
по обычаю начал говорить ему
о Боге; Борис, ненавидя его,
говорил ему напротив. Отец
Макарий долго сидел и говорил
с ним. Не могши его убедить,
о. Макарий сказал: “Я тебе желаю добра, чтобы на твою голову
низошла благодать Господня.
Много раз беседовал я с тобой,
но ты, кажется, не желаешь сей
благодати Божией. Теперь не я,
а ты будешь виноват. Мне Бог
повелел говорить тебе, и я много говорил тебе о Боге, о Его
правде, о Его благости, обо всем
говорил тебе. Ты говоришь: слух
мой не принимает таких слов;
теперь вместо счастья от Бога
придет к тебе несчастье; вместо
милости падет на голову твою гнев Божий”.
Сказавши это, он погладил его по голове и
ушел. С тех пор о. Макарий уже не ходил
в его дом. По прошествии месяца у этого
Бориса пропали из ящика четыреста рублей
денег. Через два месяца вымер у него весь
скот, а его было 110 голов. Из всех лошадей
остался у него чалый двухлетний жеребенок.
Этот Борис Кочаев, бывший богачом, в один
год обеднел. Бегая от крещения, он переселился в Бачат. Потерявши там последнее
имущество, приехал назад и поселился в
Монгойте. По недостатку в скоте, находясь в
таком бедственном положении, опять перекочевал в Улалу. Здесь он крестился. Этот
Борис дожил до 137 лет – и умер крещеным.
Имя ему было дано – Василий».
Протоиерей Илия Ливанский сообщает следующее:
«Прибыв в 1844 году в Болховский монастырь и вступив в должность настоятеля,
отец Макарий тотчас начал ежедневно
беседовать в церкви со своими слушателями. После обедни возьмет, бывало,
небольшое Евангелие, станет на амвон и
самым простым и удобопонятным языком
объяснит дневное евангельское, а иногда и
дневное апостольское чтение; и во время
объяснения несколько раз повторит одно
и то же изречение Священного Писания,
чтобы слушатели лучше поняли и усвоили
оное. А когда кончит свое толкование,
то тут же в церкви спросит кого-нибудь:
“Понял ли ты, что говорил я? Скажи, не
стыдясь, вслух всех нас, что именно понял
ты из Евангельского учения?” Спрошенный
станет отвечать, а он помогает ему в выражениях и опять повторит одно и то же
несколько раз; потом таким же образом
спросит другого, третьего, пока все поймут.
А как скоро заметит, что кто-нибудь стоит в
церкви небрежно и рассеянно или вдалеке,
того подзовет поближе к себе и впереди
поставит пред своими глазами. Особенно
когда увидит, что кто-нибудь оборачивается,
смотрит по сторонам или разговаривает,
тотчас подзовет его к себе и спросит:
“А что сегодня слышал и узнал ты в Божией
церкви? Слышал ли ты, чему здесь учил нас
сегодня Господь Иисус Христос в святом
Cвоем Евангелии?” И если тот на вопрос
ничего не отвечает, то возвысит своя голос
и громко скажет всем: “Послушайте, други
и братия! Стыдно нам и преступно слушать
без внимания слово Божие. Знаете ли, кто
здесь – пред святым алтарем – учит нас
грешных? Это не мы, подобострастные вам
и многогрешные проповедники, нет! Нас
учит здесь Сам Господь наш Иисус Христос.
Монастырские ворота Троицкого Оптина монастыря
(г. Болхов, Орловская обл.) |
Не нарицайтеся учители; един бо есть ваш
учитель, Христос; все же вы братия. Как
же смеем мы не слушать Самого Господа
Спасителя нашего?” Таким образом батюшка
в короткое время приучил всех стоять в
храме Божием с особенным благоговением
и слушать святое учение с глубоким вниманием. Поразительная тишина царствовала
в храме, когда, подобно тихо журчащему в
пустыне ручейку, струилась сладостная речь
из уст евангельского учителя.
Не нравилось такое проповедание слушателям рассеянным, самолюбивым и вольномысленным – особенно же не нравилось
явным врагам слова Божия. Однажды вот
что случилось: отец архимандрит беседовал
в церкви о Божественном таинстве Тела и
Крови Христовой; в толпе народа стояла
женщина беснующаяся. Слова проповедника
сильно беспокоили ее и выводили из терпения. Она отвращала от него слух и лицо, и
то бросала на него суровый и дикий взор,
то, озираясь по сторонам, трясла головой
от досады. Отец Макарий остановился и
приказал женщине подойти к себе. Она подошла. “Зачем это вы, – стал он говорить
ей, – все ходите к бабкам ворожиться? Зачем вы не идете к Господу Иисусу Христу
и не просите Его, чтобы Он исцелил вас?”
“Наши к Нему не ходят”, – дерзко отвечает женщина. “Да разве для тебя Иисус
Христос не нужен?” – спросил о. Макарий.
“Нет! – грубо и громко отвечает она. –
Мы Его не требуем!”
И вслед за тем она упала на землю и
стала диким голосом кричать и биться об
пол. Отец Макарий благословил ее и сказал: “Господь Иисус Христос простит тебя,
рабу Божию, и помилует”. Тогда женщина
замолчала, а он продолжал свою беседу с
народом».
Протоиерей Илия Ливанский повествует
также о таком случае:
«...Когда все они подошли к дому помещицы и вместе с деревенскими жителями
составили толпу по крайней мере из пятисот
человек, а отец Макарий продолжал беседовать с ними, случилось замечательное
происшествие.
Из толпы народной подошла к отцу
Макарию одна женщина и, упадши к нему
в ноги, стала перед всеми просить его со
слезами: “Исповедай меня, батюшка! Бога
ради исповедай. Я такой имею тяжкий грех
на душе своей, что никому не могла до сих
пор открыть его: ходила я по монастырям,
везде говела и причащалась Святых Таин,
а греха своего никак не могла исповедать.
Так он связал и так иссушил мою душу, что
я не могла рта разинуть, чтобы высказать
его. А теперь тебе выскажу”.
Отец Макарий говорит ей: “Как же тебя
исповедовать? Ведь таинство исповеди совершается, по церковному чиноположению, –
в епитрахили, пред крестом. Но знаешь
ли ты, что сказано в слове Божием: Исповедайте друг другу согрешения ваши,
и молитесь друг за друга? Не можешь ли ты
исповедать своего греха пред всеми нами?
И мы все помолились бы о тебе”.
– Соблазна-то от моего греха никому
не будет; да как-то стыдно, батюшка, признаться пред всеми.
– А если соблазна не будет, но только
стыд один мешает тебе выбросить змею
из-за пазухи, значит, ты не боишься этой
змеи, ты не боишься прятать и греть ее!
Чего стыдишься?
– Ну если так, то расскажу.
Я была работницей у одного богатого
купца. Хозяин и хозяйка меня любили, на
меня во всем полагались и всем, бывало,
меня хвалили; а я грешница... (замолчала и
заплакала) а я окаянная... ох! я окаянная!
(стала бить себя в грудь)... я украла у них
горсть жемчуга! И хозяин, и хозяйка те
умерли; а жемчуг этот измучил мою душу:
вот так и лежит крупными зернами на
сердце моем; замучил он меня, батюшка!
пуще змеи: помоги мне от него.
– Где же этот жемчуг? – спросил отец Макарий.
– Я его продала.
– За сколько?
– За 500 рублей ассигнациями.
– Станьте же все на колени, – сказал
отец Макарий и стал тихо молиться. А потом говорит женщине:
– Вот что я скажу тебе: иди ты теперь
побираться, как нищая; ходи по подоконьям
и проси милостыни, и все, что ты соберешь
и выпросишь, раздавай убогим, слепым,
калекам. Когда ты наберешь и раздашь так
500 рублей ассигнациями, тебе легче станет
на совести; Господь успокоит тебя.
– Да уж я пробовала, батюшка! Подавать
и милостыню; а все не помогает.
– Да ты подавала милостыню от тех же
500, которые украла, или которые деньги
своей работой приобрела. А теперь, говорю,
будь ты как нищая, калека и убогая; и в
этом виде, со стыдом, трудом и слезами,
выпроси и выходи 500 рублей. Вот так,
например, протяни-ка руку твою и проси:
“Пожалуйте нищей, Христа ради!”
Та протянула руку, заплакала и стала
ходить по всем, повторяя со слезами: “Пожалуйте нищей”. Когда же собрала она несколько копеек, отец Макарий сказал: “Вот
теперь пойди, раздай свои копеечки тем
слепцам, которые пришли сюда с сумками;
собери так-то и раздай 500 рублей; а между
тем приходи ко мне в церковь, когда будешь
говеть: я еще поговорю с тобою”».
Протоиерей Евфимий Остромысленский
сообщает следующее:
Монастырские ворота Троицкого Оптина монастыря
(г. Болхов, Орловская обл.)
|
«...За несколько дней до сорокадневного
поминовения батюшки отца Макария приехали издалека в Болхов две монахини для
сбора на какой-то беднейший монастырь.
При них была послушница девица Феодосия,
которая служила у них за кучера; остриглась
по-мужскому, носила кучерское платье, сама
подмазывала колеса, запрягала и правила.
Несмотря на такое смирение бедной девицы, строгие монахини крепко обижали ее и
строго взыскивали с нее за всякую ошибку,
медленность и неисправность по кучерской
должности. По приезде в Болхов монахини
ходили в Оптин монастырь, были на могиле
батюшки отца архимандрита и получили себе
по книжечке из небольшой библиотеки, завещанной покойником на раздачу бедным.
Одной дали чтение из четырех евангелистов,
а другой – краткую священную историю.
Послушница видела эти книжки и, наслышавшись от жителей о святой жизни отца
Макария, хотела сама помолиться на его
могиле и получить себе на благословение
какую-нибудь книжку. Между тем наступал
праздник явления иконы Тихвинской Божией
Матери – храмовый праздник в Болховском
монастыре; а Господь привел, что в тот же
день, 26 июня, был и сорокоуст по отцу
Макарию. Накануне этого дня послушница
Феодосия, испросив позволение монахинь,
пошла в монастырь. Там помолилась прежде
в соборном храме перед чудотворной иконой Богоматери и, поклонившись на могиле
батюшки, вошла в молитвенницу, устроенную
подле его кельи. В ней в то время никого
не было. Среди глубокой тишины уединенной
комнаты, сверху донизу увешанной картонными листами со множеством изречений
Священного Писания, вспомнила она, что
рассказывали ей жители Болхова о поучительных беседах покойника, и с чувством
горькой своей участи и тяготы душевной
стала подле стены и думает: бывало, здесь,
говорят, раздавался голос великого учителя,
и каждый из приходящих к нему, смотря по
своим нуждам и желаниям сердца, получал
от него либо наставление, либо совет, либо
утешение; а теперь и рада бы я, грешница,
поучиться от него терпению, почерпнуть из
уст его душевное облегчение и успокоение
в тяжелом моем труде и несвойственном
мне бремени; но уже нет на земле благодатного учителя. Разве помолиться мне
Господу Спасителю, не сподобит ли Он меня
получить от батюшки из могилы хоть какуюнибудь книжечку, в которой бы научилась я
христианскому терпению. С этими мыслями
она стала перед находящейся там иконою
Спасителя и слезно молилась Ему. Потом
приложилась она к образу и взглянула на
находившуюся под ним надпись: что ж читает в ней?
Приидите ко Мне вси труждающиися и
обремененнии, и Аз упокою вы. Так и затрепетало сердце страдалицы. Читает она
опять слова Евангельские, и слезы ручьем
полились из глаз ее; пала она на колени
и долго молилась пред Спасителем; потом
вышла из молитвенницы и пошла попросить себе на благословение какую-нибудь
книжечку от покойного отца Макария.
Но ей сказали монашествующие, что начальствующего монастырем нет дома,
а он один раздает те книжки просителям.
Горько заплакала опять послушница и пошла домой; но уже не с прежней тяготой и
тугою сердца; ибо с умилением повторяла
слова Евангельские: Приидите ко Мне вси
труждающиися и обремененнии, и Аз упокою
вы. Взамен же неполученной книжечки в
следующую ночь увидела она во сне, будто
опять стоит в той самой молитвеннице и на
том самом месте, где днем помышляла о поучениях батюшки, и будто сам он, покойник,
служит там обедню в драгоценных золотых
ризах; и много народу стояло на обедне в
той молитвеннице. Когда наступило время
чтения Евангелия, отец Макарий вынес
будто бы из алтаря золотое, драгоценными
камнями украшенное Евангелие и говорит
громко: “Федосья, поди слушай!” Она подошла со страхом; отец Макарий развернул
Божественную книгу над ее головой и стал
читать: Приидите ко Мне вси труждающиися
и обремененнии, и Аз упокою вы, – и потом закончил словами: в терпении вашем
стяжите души ваши. После того, закрыв
Евангелие, дал девице приложиться к нему.
По окончании же обедни отец Макарий вынес из алтаря большой деревянный крест и
говорит ко всем: Благословение Господне
на вас, а потом, обратившись опять к послушнице, благословил ее тем крестом и дал
поцеловать его, говоря: “Федосья! Возьми
этот крест себе!” Она взяла его и едва
могла обеими руками удержать и нести:
“Ах! Батюшка! – воскликнула. – Как он тяжел для меня!” – “Неси, – говорит, – неси
его, он тебе нужен: тебе надо нести его!”
Пробудившись от сна, девица потом всю
ночь провела в слезной молитве о вечном
упокоении незабвенного батюшки».
По материалам сайта Азбука.ру
|