Одной из примет постигшей нас духовной
и культурной катастрофы стало сквернословие.
Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников,
пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь
мат все глубже проникает во все социальные
и возрастные слои общества, нам все более
пытаются навязать, что русский язык вообще
невозможен без мата.
Постараемся показать исторические корни
сквернословия и развенчать некоторые мифы,
возникшие вокруг него.
Начнем с того, что мат – явление древнее
и присущее почти всем народам. О «гнилом
слове» писал еще апостол Павел. В IV веке
святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда
кто матерными словами ругается, тогда у
Престола Господня Мати Божия данный Ею
молитвенный покров от человека отнимает и
Сама отступает, и который человек матерно
избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько
ее оскорбляет. С тем человеком не подобает
нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго
матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы еще вернемся.
Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в
жертву младенцев, служение разврату, блуду,
и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу
матерной брани.
Произнося нецензурные слова, человек
(пусть даже невольно) призывает бесовские
силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были
завоеваны евреями и беспощадно истреблены
по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев
Божий, наказание за чудовищное растление
и поклонение греху.
Одним из распространенных мифов является утверждение о том, что матерщину
на Русь занесли монголы и татары. Смешно
полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не
знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной
лексике. Нет, корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до
монголов. У восточных славян, как и у других
народов, в языческие времена существовал
культ плодородия, вера в мистический брак
земли и неба. На русских языческих свадьбах
пели так называемые корильные песни, в
которых содержались ритуальные оскорбления
жениха (чтобы не пришлось избраннице корить
его в семейной жизни).
Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея
Михайловича от 1648 года подчеркивается
недопустимость сквернословия в свадебных
обрядах: чтобы «на браках песней бесовских
не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном
сквернословии: «А в навечери Рождества
Христова и Васильева дня и Богоявления…
чтобы песней бесовских не пели, матерны
и всякою непотребною лаею не бранилися».
Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых,
родная мать человека и, наконец, мать-земля.
Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными
бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще
при царях Михаиле Федоровиче и Алексее
Михайловиче за сквернословие наказывали
розгами на улицах.
Мы несем ответственность за каждое
праздное слово, особенно за скверное. Ничто
не проходит бесследно, и, оскорбляя мать
другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя.
Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста:
«Который человек матерно избранится, себя
в той день проклятию подвергает».
За срамословие Бог попускает на человека различные беды, напасти и болезни. В
медицине есть род психического заболевания
(правда, плохо изученного), когда человек,
может быть, даже далекий от грязной брани,
страдает необъяснимыми припадками. Больной
вдруг начинает помимо своей воли изрыгать
потоки нецензурной брани, часто очень изощренной. Иногда хулит святых и Бога. Для
верующего человека все очевидно. В духовной
практике это называется одержимостью, или
беснованием. Бес, находящийся в одержимом,
заставляет его произносить страшные ругательства и хулу. Из практики известно, что
такого рода беснование может случиться по
попущению Божию даже с детьми.
Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства.
Несложно догадаться, кому принадлежат эти
голоса. Матерную брань издревле называют
языком бесов.
Дьявол, к сожалению, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий
матерные, скверные, черные слова, сам открывает двери своей души этой силе.
Привыкший сквернословить находится уже
в зависимости от своей вредной привычки.
Как говорит апостол, творяй грех, раб есть
греха. Кто думает, что он независим от своей
привычки сквернословить, пусть попробует
хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не
легче, чем бросить курить.
Помимо того что матерщина духовно
вредит, она культурно обедняет человека.
Если убрать из языка иного сквернослова все
матюги, которые чаще всего употребляются
для связи слов и не имеют никакого смысла,
то мы увидим, насколько беден его лексикон.
Употребляя скверные слова, матерщинник
часто подсознательно хочет заглушить в себе
голос совести, стыд, чтобы дальше уже было
легче совершать постыдные поступки.
Мат оскверняет человека, убивает его
душу. В компании матерщинников возникает
ложный стыд сказать искреннее, доброе слово.
Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость»,
«жалость», она пресекает саму возможность
открытого, чистого взгляда.
Подросток, изощренно бранясь, хочет
скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот
какой я крутой – и ругаюсь, и курю, и пью.
А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и
правда силен, не нужно доказывать это всему
миру. По-настоящему независимый человек
– не тот, кто живет по закону стада: куда
все, туда и я. Сильный человек не позволяет
вредной привычке господствовать над ним.
Если вы ругаетесь в присутствии девушек и
сами позволяете им ругаться, какие же вы
после этого мужчины?
Язык, речь – это наше оружие, средство
общения, убеждения, языком надо учиться
владеть. И делать это очень трудно, когда
речь обременена мусором, обеднена. Брань
бывает двух видов: аффективная, то есть в
минуту гнева, раздражения, и просто, что называется, для связки слов. К последней люди
так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать»,
«короче», «ну» и т.д.) очень трудно бывает
избавиться, тем более – от нецензурной лексики, которой восполняется общая бедность
словаря и кругозора.
Игумену Савве (Молчанову), который
окормляет очень много военных, один армейский чин рассказал, что он долго не мог
избавиться от страсти сквернословия. Искоренил он эту привычку таким образом. Как
только у него вырывалось «гнилое слово», он
брал это на заметку, находил в казарме удобное местечко и делал 10 поклонов. И порок
сквернословия был совершенно им оставлен.
Очень хорошо молодым людям последовать
этому примеру.
Из книги священника Павла ГУМЕРОВА
«Малая Церковь»
|