Во всю землю изыде вещание их и в
концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5; Рим.
10:18).
Чтобы хотя немного возвысить дух наш
над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, отпечатлеем ныне,
братие, в умах наших полные неисчерпаемой
жизни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их души представляют
равно преизобильные сокровищницы добродетелей духовных для нас, лишь в малой мере
причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти.
Оба одинаково «предали души свои»
(Деян. 15:26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая
упасти овец стада Христова и уневестить
Христу Церковь из язычников, искупленную
Кровию Его. Один, будучи камнем веры,
первый «утвердил братию» (Лк. 22:32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово
по воскресении, и впервые разъяснил, что к
Церкви, состоявшей доселе из одних сынов
Израилевых, Бог повелевает присоединять
обращающихся из язычников (Деян. 15:7-11).
Другой, будучи «избранным сосудом, чтобы
возвещать имя Христово» (Деян. 9:15) народам, которые еще не слышали о Христе (Рим.
15:20-21), прошел со словом проповеди едва
не всю известную тогда вселенную, чтобы
«возвеселилась неплодная, нерождающая»
Церковь (Гал. 4:27; Ис. 54:1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца
язычников (Ис. 35:1). Оба, в равной мере
исполненные любви ко Христу, всю жизнь
посвятили проповеданию Слова и трудам
апостольства, и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один,
вначале отрекшись от Христа, потом всю
жизнь в покаянии следовал за Ним как бы
на распятие, претерпев искушения огненные
и наветы сатаны (1 Пет. 4:12; 5:8), чтобы
исполнить сказанные ему слова Христовы:
Иди за Мною (Ин. 21:19). Другой, призванный
из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы
приобрести Христа (Флп. 3:6-8), и желал от
Христа быть отлученным, чтобы привести к
Нему братию по плоти – Израиля (Рим. 9:3),
пока мученически не скончал своего течения,
чтобы получить венец правды (2 Тим. 4:6-8).
Оба оставили последующим церквам,
имевшим возникнуть из ими основанных,
свои писания, полные назиданий, в которых
доселе живет дух их для всех читающих и
слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для
очищения нашего посылаемых (1 Пет. 4:12).
Другой раскрывает неисчерпаемое богатство
премудрости и ведения, заключенное во
Христе для всех народов (Кол. 2:3; Еф. 3:8).
Очевидно, братие, должны бы быть всегда
живы в нас эти образы апостолов, «весь мир
ученьми своими просветивших и вся концы,
следовательно и нас, ко Христу приведших».
Но то ли видим мы в действительности?
Как немногие из нас читают их писания и
как мало стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием оставляем мы
«слово Божие, живое и действенное, во век
пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со
всею ясностью (Евр. 4:12-13), и обращаемся
к мудрости земной, «по стихиям мира» (Гал.
4:9; Кол. 2:8), нисколько не раскрывающей
нам Божественной премудрости, сокрытой во
всем мире и в жизни человечества! Не бывает ли даже того, что слово этих апостолов
подвергается среди нас осмеянию, какому
подверглось оно в Афинах среди мудрецов
и философов, от которых с таким тягостным
настроением духа вышел святой апостол Павел, чтобы проповедовать в других городах
(Деян. 17:18, 32-33; 18:1; 1 Сол. 3:1-7)? Не
подвергаются ли и ныне проповедники слова
этих апостолов стеснению, даже до уз, подобно великому апостолу Христову Павлу (2
Тим. 2:9)? Не оттого ли так и усиливается
неверие в наше время, что мы не хотим слышать и знать о той вере живой, пламенной,
не из мнений или помышлений плоти и крови
возникшей, а из небесного Божественного
откровения (Мф. 16:17), какую имел называемый камнем Симон Петр? Не оттого ли все
более и более оскудевает любовь христианская между народами, что совсем забыли о
Павле, которого «уста были всегда отверсты
и сердце расширено» (2 Кор. 6:11), чтобы
нежною любовью объять всех, кого «родил
он благовествованием Христовым» (1 Кор.
4:15)? Доколе стоит мир, он будет стоять
лишь на двенадцати основаниях, которые
суть двенадцать апостолов Христовых (Откр.
21:14; Еф. 2:20). Но если вместо того чтобы
приступать ко Христу, Камню краеугольному,
и подобно камням живым устроять из себя
дом духовный и священство святое (1 Пет.
2:5), будем мы строить на ином основании,
кроме положенного, которое есть Иисус Христос, то испытанию огня подвергнется дело
каждого подобного строителя (1 Кор. 3:11-
13) и огонь, от которого погибнет настоящий
мир (2 Пет. 3:7-12), все более и более будет
разрушать его, чтобы явились «новое небо
и новая земля, на которых обитает правда»
(2 Пет. 3:13).
Итак, пока медлит еще Господь Своим
пришествием, исполнимся страха пред Ним,
чтобы хотя он побуждал нас к благочестивой
и святой жизни (2 Пет. 3:9-11), если уже не
побуждает любовь к Искупителю нашему,
принесшему Себя в умилостивле-ние о грехах
наших (Рим. 3:25), Господу Иисусу Христу.
Полные неизъяснимой красоты духовной
образы святых первоверховных апостолов
всегда сильны будут поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить любви к
Богу, если только захотим мы в них искать
поддержки для себя. А читая чаще писания
их, мы всегда будем находить в них обильную
пищу для ума, для размышлений и духовных
созерцаний, источник высшей радости при наблюдении печального и исполненного скорби
порядка жизни в мире сем, достигнем даже
как бы пророческого прозрения в будущие
судьбы Церкви Христовой – доколе она стоит на земле, доколе еще слышится в мире
«вещание сих апостолов и хранятся глаголы
их». Аминь.
Священномученик Фаддей (УСПЕНСКИЙ),
архиепископ Тверской, Православие.ру
|