«Научитесь у Меня кротости и смирению, – говорит Спаситель, – и приобретете мир и покой душам вашим. Ибо Я Путь, Истина и Жизнь и без Меня не можете творить ничего». Как же этому научиться? Надо ли обязательно ходить в церковь? Ведь можно молиться дома, делать добрые дела, сохранять себя в целомудрии. Но храм дает уникальную возможность делать это не по своей воле, а в порядке послушания, и это в нем самое драгоценное. Поскольку послушание даже выше молитвы. Ведь и Сам Господь выполнил Свою миссию по спасению человеков в порядке послушания.
В храме мы становимся участниками церковных таинств. Следует
обратить внимание на то, что нас
в лице прародителей Адама и Евы
поссорило с Богом – преслушание.
Преслушание, через которое в нашу
жизнь вошло столько скорбей. Мы
потеряли дружбу с Богом. Потеряли
тогда и делаем это до сих пор. Он
сказал: «Не делайте так!» А мы делаем по-своему, и между нами возникают противоречия бесконечной
чередой. Это нас угнетает, надрывает, ломает. Наша жизнь становится
невыносимой. Иногда кажется, что
лучше бы и не жил.
Каждый снова хочет стать счастливым, для этого нужно остановить противоречия, которые постоянно конфликтуют
с мнением других, разжигая внутреннюю
войну. Важно отметить, что в этой войне
не бывает победителей. Лучшим рецептом
счастья Господь называет любовь к своим
личным врагам – это и есть рай. Мы переживаем состояние счастья из-за отсутствия
внутреннего конфликта, вместо которого нас
наполняют мир и любовь. Когда Господь сказал Своим ученикам: «Истинно говорю вам,
есть некоторые из стоящих здесь, которые
не вкусят смерти, как уже увидят Царствие
Небесное, пришедшее в силе» (Мк. 9:1),
апостолы подумали, что пришествие Господа
совершится очень скоро. Но Христос говорит
о личном переживании Царствия Небесного
в Духе Святом. Царствие Небесное можно
предвкушать уже здесь на земле, как и состояние ада можно переживать еще в теле.
Заповеди о любви к врагам, о прощении,
смирении – это не заповеди запрещения,
это рецепты твоего счастья. Насколько более счастлив человек с добрым смиренным
нравом, не помнящий долго зла! И напротив,
как тяжело жить человеку скандальному,
противоречивому, злому.
Борьба с помыслами – это внутреннее
умное делание человека, и никакие внешние подвиги не дадут результата без умной
молитвенной работы. На помощь нам придет
Иисусова молитва, совершаемая в простоте
сердца и в послушании ради смирения своего «я». Что бы ни случилось, надо мягко и
невозмутимо произносить: «Господи Иисусе
Христе, помилуй мя». Конечно, это требует
долгого труда и упражнения в терпении.
Когда начнет получаться, нас несказанно обрадует результат, с сердца как будто упадет
камень, сердце вздохнет широко, оживет.
Терпение – это духовная жизнь, это некая форма молитвы. А долготерпение – это
есть самое глубокое духовное смирение.
Смиренный человек внутренне стабилен,
его трудно вывести из равновесия. Он и
молитву не теряет, а нетерпеливый человек
встает на молитву – и любой сквозняк его
отвлекает. Если мы хотим освоить духовную
науку, то должны понимать, что искушение –
это средство обретения совершенства. Оно
дает терпение, терпение дает смирение,
смирение дает молитву. Человек, обретший
смирение, становится благодарным. А благодарность – это уже практически состояние
Царствия Небесного.
Приведем интересный случай,
когда исповедовался один заключенный, убивший своего сына.
Он постоянно ходил в тюремную
церковь каяться, но легче ему не
становилось. Сердце постоянно болело. Исповедовавший его священник
сказал: «Сердце твое все равно будет болеть. Не потому, что Бог тебя
не простил, а потому, что память
о таких страшных грехах лежит на
твоем сердце. Попробуй не уходить
от этой боли, не избавляться от нее,
а принять ее ради Христа. И нести
ее ради своего покойного сына,
ради тех грехов, что ты совершил.
Прими это как добровольный крест, как соношение вместе с Христом Его Креста». И
прямо на исповеди ему стало легче. Если
понесешь этот крест с благодарностью Богу,
ради Самого Христа, тебе будет все легче
и легче, и, как благочестивый разбойник,
ты с этим крестом можешь и в рай войти.
Протоиерей Георгий, настоятель
Успенско-Никольского храма,
прихожанка Светлана ШОРОХОВА,
г. Ялуторовск
|