О восприятии фигуры Александра Невского в разные века и о том, почему он
был причислен к лику святых, поговорили
участники круглого стола в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище
имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова 20 апреля
Организаторами также выступили Тобольско-Тюменская епархия, региональное
отделение Российского военно-исторического
общества. Мероприятие приурочили к 800-летию со дня рождения святого благоверного
великого князя Александра Невского и
историческому событию, связанному с его
именем, – победе русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере в апреле
1242 года. Помимо курсантов слушателями
выступили студенты ТИУ.
Заместитель начальника ТВВИКУ полковник Владимир Бузин пояснил, что цель
круглого стола – сохранение преемственности поколений, объединенных тысячелетней
историей памяти предков, признающих исторически сложившееся государственное единство, значение подвига народа, защитившего
Отечество во все времена и обеспечившего
защиту исторической правды.
Доцент Тюменского индустриального
университета, кандидат исторических наук
Алексей Суэтин выступил с докладом об образе Александра Невского в древнерусском
историческом сознании. Он напомнил, что
сейчас все знают его, прежде всего, как
полководца, но он также святой и благоверный князь, который был одним из самых
почитаемых святых на Руси.
«К лику святых не причисляют за какие-то
чисто ратные подвиги, нет ни одного святого, кто стал бы таким потому, что одержал
великие победы. Невский причислен к лику
святых потому, что он – защитник православной веры, и это не отменяет термин защиты
Отечества, потому что в древности не было
национальной идентичности, была идентичность религиозная», – подчеркнул историк.
По словам Суэтина, в XIII веке Русь оказалась перед историческим выбором: тогда
на востоке возникла огромная Монгольская
империя, а на западе нависала католическая
Европа в лице, в первую очередь, Ливонского
ордена, за которым стоял Папа Римский.
Всем князьям приходилось делать выбор
между двумя этими угрозами, и был большой
соблазн использовать ресурсы Запада, чтобы
противостоять монголо-татарам. Папа дважды
присылал новгородскому князю послание, в
котором склонял его на сторону католичества,
но когда он прислал к Невскому двух своих
кардиналов, Александр Ярославич решительно
отверг предложение, заявив, что он православный, Русь всегда была православной
и от религии отказываться не собирается.
Именно за эту верность Православию он
и носит титул святого благоверного князя,
подытожил доцент ТИУ.
Доцент кафедры тактики и управления
вой сками ТВВИКУ, кандидат исторических
наук Светлана Шишкина начала выступление
с рассказа о том, что единство всякой культуры зиждется на общем языке и ее символике,
поэтому государственные, военные, культурные, исторические символы представляют и
закрепляют основополагающие общественные
идеалы и ценности, способствуют формированию и воспроизводству идентичности нации
и государства. По факту они дают стимулы
и являются шаблонами для определенного
поведения каждого члена общества, обеспечения взаимопонимания и взаимодействия
граждан и государства.
Мощное воздействие оказывают символы,
которые наполнены глубоким эмоциональным
и информационным содержанием. В качестве
таких символов для России историк назвала
Московский Кремль, памятник Минину и
Пожарскому, песню «День Победы» и плакат «Родина-мать зовет». Особое значение
приобретают видные исторические деятели,
которые стали частью национального государственного мифа и влияют на становление
национальной гордости и самоуважения.
Александр Невский как раз является таким
символом и занимает особое место среди
легендарных персонажей России.
«Его собирательный образ защитника
земли Русской давно вышел за пределы свидетельств источников и изысканий историков.
Деяния его больше известны по художественным произведениям, историческим романам,
для многих это – единственный источник
знаний о новгородском князе, чему есть объяснение. О нем, как и о других деятелях XIII
века, сохранились скудные летописные свидетельства», – пояснила Светлана Шишкина.
Доцент рассказала о том, как менялось
век от века общественное восприятие роли
Невского. Прежде всего это великий князь, который жил в середине XIII века и деятельность
которого отражена в исторических источниках.
Второй образ – благоверный князь,
причисленный к лику святых через 40 лет
после кончины. До Петра I делался акцент
на духовном подвиге. Особое почитание
Александр Ярославич приобрел в XIX веке,
многие семьи считали его своим духовным
и небесным покровителем.
Третий образ модернизировался в XVIII
веке, акцент делался на то, что Александр
Невский – святой, но прежде всего борец
за выход к Балтийскому морю. Он победил
шведов практически на том самом месте,
которое Петр I избрал для строительства
Санкт-Петербурга. Император считал себя
продолжателем борьбы новгородского князя с
экспансией, так что вопрос о выходе России
в Балтику оказался связан с победой Александра на Неве. Именно поэтому он святой
покровитель северной столицы России, а
день его памяти, 30 августа, это заключение
Ништадтского мира. Кроме того, Екатерина I
в 1725 году учредила орден Александра Невского, который по значимости был вторым
после ордена Андрея Первозванного и просуществовал до 1917 года.
Четвертый образ – образ великого защитника Руси от немецкой агрессии, и
формированию этого восприятия серьезно
поспособствовал фильм Сергея Эйзенштейна
1938 года. Новый всплеск популярности этого
кино произошел в 1942 году, и тогда же в
СССР появился орден Александра Невского
для награждения командного состава Красной
армии за выдающиеся заслуги в организации
и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи
в боях за Родину.
В современной России доминирует пятый
образ Александра Невского как мудрого правителя и опытного дипломата, который многое сделал для восстановления разоренных
ордынцами русских земель и предотвращения
новых нашествий. Акцент смещается на то,
что главные подвиги князь совершил не на
поле брани, а на политическом поприще в
качестве государственного деятеля.
«Фигура Невского продолжает привлекать
внимание людей, и в обществе очень высок
запрос на дискуссию о справедливости, долге
и чести. Как культурно-исторический символ
он воплощает мечты народа о покровителе,
заступнике, защитнике, о рыцарском служении
Отечеству», – подчеркнула Светлана Шишкина.
Дарья КАЗАКОВА,
информационное агентство
«Тюменская линия»
|