ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Муравей»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Муравей» впервые была напечатана в 1819 году. Ученым, любителям природы доподлинно известно, что муравьи славятся своим трудолюбием и высокой организованностью. Относительно размера и массы муравей славится в природе силачом, поскольку может легко переносить ношу гораздо больше своего веса. Отличаясь трудолюбием и организованностью, жизнь муравейника во многом может быть примером соработничества в человеческом сообществе. Однако Иван Андреевич на контрасте описывает муравья, который явил человеческие пороки – гордость и самовосхваление.

В басне «Муравей» повествуется о горделивом муравье, который отличался силой и смелостью, за что он имел похвалу в своем муравейнике. «Я лишние хвалы считаю за отраву», – говорит Иван Андреевич. Прельщенный похвалами, муравей решил направиться в город. Приехав в город, «он думал, на него сбежится весь базар», но как он ни тянулся, никто не обращал на него внимания, поскольку каждый занимался своим делом, и горделивого муравья это привело в уныние и разочарование.

Почитаем басню.

МУРАВЕЙ


Какой-то Муравей был силы непомерной,
Какой не слыхано ни в древни времена;
Он даже (говорит его историк верной)
Мог поднимать больших ячменных два зерна!
Притом и в храбрости за чудо почитался:
Где б ни завидел червяка,
Тотчас в него впивался
И даже хаживал один на паука.
А тем вошел в такую славу
Он в муравейнике своем,
Что только и речей там было, что о нем.
Я лишние хвалы считаю за отраву;
Но этот Муравей был не такого нраву:
Он их любил,
Своим их чванством мерил
И всем им верил:
А ими, наконец, так голову набил,
Что вздумал в город показаться,
Чтоб силой там повеличаться.
На самый крупный с сеном воз
Он к мужику спесиво всполз
И въехал в город очень пышно;
Но, ах, какой для гордости удар!
Он думал, на него сбежится весь базар,
Как на пожар;
А про него совсем не слышно:
У всякого забота там своя.
Мой Муравей, то взяв листок, потянет,
То припадет он, то привстанет:
Никто не видит Муравья.
Уставши, наконец, тянуться, выправляться,
С досадою Барбосу он сказал,
Который у воза хозяйского лежал:
«Не правда ль, надобно признаться,
Что в городе у вас
Народ без толку и без глаз?
Возможно ль, что меня никто
не примечает,
Как ни тянусь я целый час;
А, кажется, у нас
Меня весь муравейник знает».
И со стыдом отправился домой.
Так думает иной
Затейник, Что он в подсолнечной гремит.
А он – дивит
Свой только муравейник.

В этой басне ярко показано, что корнем многих человеческих пороков является гордыня, которая порождает упрямство, самомнение, самопревозношение и формирует эгоистическое отношение ко всему и ко всем окружающим. Такой человек, чрезмерно восхваляя себя, не видит повседневного подвига окружающих. Такому человеку трудно социализироваться в обществе. Ему трудно достичь гармоничного единства и соработничества.

Важно сознавать, что добрые качества и худые навыки закладываются с раннего детства. С первых дней жизни дитя родители должны заботиться о его физическом и духовно-нравственном развитии. Полезно помнить о правиле здравой педагогики, рассудительности, правдивости и умеренности. В первые три года у ребенка развиваются очень важные чувства – такие как любовь и радость. При эгоистическом отношении к своему ребенку в нем любовь трансформируется в эгоизм. При неправильном воспитании, при завышенной оценке ребенок не получает навыка реальной самооценки. Эгоистически настроенный ребенок может проявлять и чувство гнева, частое недовольство, капризничать. Так родители и близкое окружение в раннем возрасте научают детей всему – и хорошему, и плохому.

Для прогрессивного развития – как физического, так и духовно-нравственного, – важными для ребенка являются ободрение и умеренная похвала. При этом они должны быть максимально правдивыми и умеренными. Это подвигает ребенка к саморазвитию, совершенствованию и достижению поставленных целей. Важно акцентировать внимание на достижении успехов, на преодолении трудностей, но не на чрезмерной восторженной хвальбе. Особенно неполезно чрезмерно завышать успехи ребенка на фоне его друзей, других детей. Нужно научать детей доброделанию и быть полезным для ближних и общества, и в этом живой пример должны являть родители и все старшие в семье. В народе говорят: «дела сильнее слов, добрый пример бывает лучше поучения». Не льстите и не говорите ребенку неправду, и он будет стремиться быть правдивым. Не наказывайте его за дерзкие слова, если сами накануне были с ним грубы и озлобленны. Не насаждайте в его сердце эгоизм, который порождает озлобление, но своей любовью наполняйте его душу. Безумная привязанность родителей к земному разлагает детские души. В воспитании характера и формировании доброго нрава важное значение имеет поведение самих родителей между собой и по отношению к окружающим. Библия призывает: внушай правду детям твоим и говори о ней, сидя в доме твоем, и идя дорогой, и ложась, и вставая (Втор. 6, 7), – то есть научай детей всегда и постоянно жизнью своей, научай их силою своей, научай их примером своим. Излишняя снисходительность в воспитании делает ребенка беспорядочным, прихотливым и капризным, а порой упрямым и дерзким. Очень важно, чтобы ребенок научался дисциплине и порядку, тогда он станет порядочным, а главное – научится правильно оценивать свои возможности, способности и ценить других.

Важными помощниками для человека являются чистая совесть, добрая воля и светлый разум. Если их отравить гордыней или эгоизмом, то человек лишается важных помощников в своей жизни.

Для правильного формирования добрых качеств у ребенка родителям потребно наиважнейшее свойство – любовь, но не эгоизм. Любовь родительская должна быть истинная, трезвая и разумная. С ранних лет важно прививать навыки приличия и скромности в словах, в одежде, в движениях и умении держать себя уважительно со старшими. В человеке все – и внешнее, и внутреннее – должно быть благопристойно. Внешняя развязность и распоясанность разрушают и внутренний настрой, и добропорядочность.

Родители должны помнить: что мы заложим в чистые детские души в юности, то мы от них и получим в нашей старости.

Завершая размышления над басней, хочу обратиться к молодежи: хотите быть счастливыми? – читайте басни И.А. Крылова и вразумляйтесь.

+М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.