ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Ко дню памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского (10/23 июня): «МЫ ХРИСТИАНЕ. ДА БУДЕТ В НАС ВОЛЯ БОЖЬЯ!» (из книги «Илиотропион»)

Мы веруем и исповедуем, что всегдашнее совершаемое на литургии бескровное жертвоприношение Агнца Божия Христа Господа под видом хлеба и вина есть благоприятная Богу жертва, от нас Ему приносимая. То есть при нашем участии в этом таинственном богослужении мы как бы всецело самих себя приносим Ему, нашему Господу, в жертву; следовательно, и нашу волю подчиняем во всем всецело Его Божественной воле

Блаженный Иероним (IV в.) в послании к Луканию очень удачно выразил это в словах: «Жертвовать золото есть дело людей начинающих, еще несовершенных. Это делали Сократ, Антисфен и другие любители мудрости.

Но свойственное христианину дело состоит в принесении самого себя Богу и своему Искупителю Господу Христу, т.е. в посвящении всей своей жизни на беспрекословное исполнение воли Божьей во всех наших делах и поступках. Тот все отдал Богу, кто самого себя принес Ему в жертву, отказавшись от своего своеволия, своей гордости и т.п. пороков. Только этого одного и требует от нас Бог, говоря: "Сын Мой! Отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои". Тогда, будь уверен, все ты отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце – т.е. самого себя".

Отдай всего себя Богу

Приношение нашей воли в жертву Богу будет Ему приятно только при таком условии, когда приносящий эту жертву пребывает в благодати Божьей, т.е. ведет жизнь, по возможности, безгрешную, исправляя ее всегдашним покаянием. Святой Василий, объясняя слова Псалма 28, 1-2: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его…» (т.е. сыны по благодати Божьей), говорит: «Прежде чем станешь совершать свое жертвоприношение пред Богом, прилежно испытай сам себя – принадлежишь ли ты к благодатным сынам Божиим? И если ты действительно сын благодати, приноси твой дар к алтарю: в таком только случае жертва твоя будет благоприятна Богу. И сердечно жалей, если совесть твоя уличает тебя в грехе, и приложи все старание и твердую решимость остерегаться грехопадения, которым отнимается от тебя милость Божья, и тем испросишь себе прощение у Бога». «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 19). По выражению стихотворца, «ничего я не желал бы, как только иметь возможность отдать всего себя Тому, у Кого нахожусь я в неоплатном долгу, и сделаться таким образом Божьим добровольным пленником у Господа». Святой Августин дает всем наставление, говоря: «Несомненно веруй в Бога и всего себя Ему отдай, насколько возможность твоя позволяет это тебе. Не желай никогда принадлежать самому себе и неограниченно пользоваться самовластием, но признавай себя рабом милосердного и благого Господа.

Этим обращением к Господу ты сделаешься приятным Ему, и Он не перестанет приближать тебя к Себе и не попустит приключиться тебе ничему злому или горькому для тебя, кроме того, что необходимо для твоей же пользы, хотя о полезности сей ты и не подозреваешь». Это же самое наставление и в другом месте подтверждает Августин, говоря: «Ничего не можем же принести Господу, как только сердечное повторение слов пророка Исаии: "Господствуй над нами, о Боже!"» Некоторые жертвуют в святые храмы воск для свечей или елей для зажигания лампад, но и это – денежный обет, а потому он и недостаточен и не составляет особенной добродетели. Иные обещают перед Богом воздерживаться от употребления вина, тем более – от пьянства, а иные раздают щедрое подаяние убогим, неимущим. Это действительно – многоценное пожертвование, но не превосходящее других обетов. Ибо чем тебе помогут бедные относительно спасения души твоей? Бог не поставил своею целью твое подаяние, но Его цель искупить душу твою, отклонить ее от злодеяний, искупить от них, и обратить на путь добродетели. Итак принеси Ему в дар то, что Он искупил – то есть душу твою принеси Ему!

Если спросишь меня: как принести мне свою душу, пребывающую в Его власти? – слушай: принеси душу свою, т.е. самого себя, в своем добронравии, в мыслях своих чистых, в своих добрых делах. Так были принесены Богу Анной пророчицей сын ее Самуил, Пресвятой Девой – Христос Господь. Своими родителями были принесены Богу Иоанн Креститель, Григорий Назианзин и другие, и достигли они возраста славных знаменитых мужей. Если же столь полезно посвящение Богу других людей, то во сколько раз полезнее тебе посвятить самого себя Господу? Царь Давид в совершенстве исполнил это, предавая себя Богу на служение словами молитвы: «Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» (Пс. 53, 8).

И нам самим весьма приятно, если кто сам добровольно готов нам услужить. Некогда знаменитому Сократу многие почитатели его приносили много драгоценных подарков от изобилия своих богатств. Один из его последователей (учеников) Эсхин, весьма бедный, придя к нему, сказал: «Я ничего не имею, что бы мог принести тебе в дар, достойный тебя, и этим самым сознаю себя нищим. Одно, что имею, это – я сам, самого себя посвящаю тебе на служение. Каков бы ни был сей мой дар, но ты рассуди, что другие приносят тебе подарки от избытков своих, себе же оставили еще больше. Я же все тебе отдаю. Да будет же приятно мое приношение!» «Действительно, величайший и драгоценный подарок принес ты мне, – отвечал ему Сократ. – Разве сам себя считаешь ты малоценным? Но я постараюсь употребить все возможное, чтобы возвратить тебя тебе же самому гораздо лучшим, чем принимаю тебя». Эсхин превзошел, таким образом, своим сердечным приношением Сократу самого Алкивиада, имевшего равное Эсхину сердце по его талантам, и превзошел все обильнейшие дары богатых юношей.

Достойно обратить нам на это свое внимание: как может здравый и рассудительный ум в самом крайнем убожестве изобрести величайшее изобилие! Ценится предмет не по тому, что он стоит на рынке, но по тому, с каким усердием, с какой охотной волей приносится он в дар.

Тот величайшую приносит жертву Богу – правильнее сказать, все приносит в жертву, – кто приносит Ему ежедневно всю свою волю, т.е. покоряет ее Божественной воле, и кто поступает так каждый день не один раз, не дважды, но многократно – сколько раз потребуется по обстоятельствам. В особенности следует это делать тогда, когда видишь себя обуреваемым различными искушениями, несчастьями, когда ты в величайшей беде, или же когда все сбывается по твоему желанию.

Тогда преимущественно должно обращаться к Богу молитвенно, говоря: «О Господи, Боже мой, я приношу всего себя в жертву Тебе. Да будет надо мной Твое благоволение – да будет воля Твоя!» Эта жертва Богу подаст нам в наших злоключениях – терпение, в нашем счастье и утехах – целомудрие и умеренность. Эта жертва, при злобных нападениях на нас, умеряет нашу печаль и удерживает наши уста от неприличных нареканий на Бога, удаляет от нас нетерпеливость. Она же умножает воздаяние за добрые дела и более всего привлекает к нам милосердие Божье. Словом, это – непобедимый щит наш против всех бед, напастей и искушений.

Да будет воля Бога нашего в нас!

Некто из церковных учителей, предлагая всем предание себя в Его (Божью) святую волю, рассуждает так: «Я не имею ничего больше, как только две мелкие монеты (лепты), то есть тело и душу, или, говоря точнее, имею только одну монету – волю мою. И не отдам ли ее в распоряжение Того, Который меня, столь ничтожного, обогатил столь великими благодеяниями, что Он ценой Своей земной жизни, Своих страданий предварительно искупил меня из греховного пленения? Если же я не захотел бы подчинить всего себя Его святейшей воле и ее распоряжениям уже после своего искупления Им, то с какими глазами, сердцем и совестью предстану я пред милосердное лицо Бога нашего?»

Святой Иоанн Златоуст, говоря о каждодневном жертвоприношении святого апостола Павла самого себя в жертву Богу (чрез те труды и страдания, которые переносил он ради евангельской проповеди), сказал: «Авель принес жертву, которая была приятнее Богу Каиновой жертвы. Но если сравним Павлову жертву с Авелевой, то Павлова жертва будет столь выше и честнее Авелевой, сколь сравнительно далеко небо от земли. Ибо Павел приносил Богу в жертву не овец и тельцов, но жертвовал самого себя каждый день многократно. И этого еще было ему недостаточно – тщательно старался вместе с собой и весь мир посвятить Богу!»

Во времена Диоклетиана благочестиво жили на востоке пресвитер Епиктет и монах Астион (память их 7/20 июля) и, во время гонений на христиан, были схвачены и заключены в тюрьму Латронианом, Алмириссийским князем. Тогда Епиктет сказал Астиону: «Возлюбленный Астион! Когда завтра приведут нас к судье и он спросит нас о имени, отечестве и родителях, то одно ответим: "Мы христиане – это имя наше, род и отечество". Если Богу угодно будет, чтобы мы пострадали за Христа, то при налагаемых на нас мучениях не станем представлять мучителям ничего о себе другого, кроме как будем молиться Богу, говоря одно это: "Господи Иисусе, Твоя в нас да будет воля"». На другой день утром среди города устроено было общенародное судилище, на котором поставлены были оговоренные в христианстве Епиктет и Астион. Судья, сев на свое кресло в присутствии народа, спросил подсудимых: «Откуда вы родом, как вас зовут по имени и отечеству?» Епиктет отвечает на сделанный вопрос: «Мы христиане и рождены от христианских родителей». «Не об этом спрашиваю вас, – возразил Латрониан, – скажите ваши имена. Я уже знаю ваше вероучение». Опять святые мученики отвечают ему: «Мы христиане: Единому Господу нашему Иисусу Христу поклоняемся, а идолов гнушаемся». Услышав это, князь (судья) весьма рассердился и повелел обнажить их и бить без милосердия в продолжение долгого времени. Мученики, обагряемые кровью от бесчисленных причиняемых биением им ран, возводили очи на небо и громко молились: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Да будет воля Твоя с нами!» При этом Латрониан язвительно смеялся и укорял святых мучеников, говоря: «Где ваш заступник, у которого вы просите помощи? Пусть он придет теперь на помощь вам и возьмет вас из рук моих». Святые же мученики опять воззвали: «Мы христиане! Да будет воля Бога нашего в нас!» Этим еще более разъярился мучитель и повелел повесить их тут же и строгать их тела немилосердно железными когтями. Однако ж и теперь мучитель не исторг из уст мучеников других слов, кроме прежних: «Мы христиане, о мучителю Латроне, пусть совершится в нас воля Бога нашего».

Судья же, считая за бесчестие себе быть побежденным мучениками, повелел опалять их зажженными факелами. Но и при этом ничего другого не услышал от них, кроме слов: «Мы христиане. Пусть будет в нас воля Господа Бога нашего!» Затем, претерпев такие мучения, святые были отведены в темницу.

При этом плачевном зрелище был некто из язычников по имени Вигилантий. Он сидел близко от судьи и, слыша часто повторяемые святыми мучениками слова: «Мы христиане, да будет в нас воля Господа Бога нашего» – и размышляя в себе, пришел к такому заключению, что в означенных словах заключается дивная, непонятная сила, облегчающая или совсем уничтожающая всякую боль, производимую величайшими мучениями, и не попускающая ощущать мучительного их действия. Он стал те же самые слова непрестанно иметь в своем уме и памяти и постоянно повторять их, как всесильное охранительное средство против всякого вреда и всякой нужды: ходил ли он где либо, был ли дома, ложась спать и вставая от сна, не имел ничего другого в памяти, кроме сих слов: «Мы христиане, да будет в нас воля Бога нашего». Три дня провел Вигилантий в этом упражнении при помощи Божьей. На четвертый день он, побуждаемый невидимой Божественной силой, начал и перед всеми громко говорить: «Я христианин (как бы обращаясь к судье), о мучитель Латрониан, да будет в нас воля Бога нашего!» Затем пошел он в ту тюрьму, где были заключены святые христианские мученики, где и принял Святое Крещение со всеми своими домашними (вероятно, от Епиктета мученика). Впоследствии же, когда святым мученикам отсечены были головы за исповедание Христа, он, в благодарность своим наставникам во Христе, предал с честью погребению их страдальческие тела.

Но обратимся к повествованию о страдании Епиктета и Астиона. Они, на другой день после первого их допроса судьей Латронианом, были по его же повелению приведены в народное собрание для дальнейшего их испытания. Судья, приняв теперь манеры лисицы, с хитрой лаской спросил святых мучеников: «Ну что? Вы почитаете народных богов наших или и теперь еще остаетесь при своем неразумии?» На этот вопрос ответил святой Епиктет: «Напрасно ты, Латрониан, трудишься, мы адских страшилищ не почитаем. Ты скорее можешь лишить нас здоровья и жизни, чем исповедания Христа, Бога нашего. Тысячу раз мы говорили и не перестанем во всеуслышание возглашать: мы – христиане, и да будет в нас воля Бога нашего!» При этих словах мучитель вскипел гневом и, рыкая подобно льву, вскрикнул на своих рабов: «Подать сюда сию же минуту самого крепкого уксуса и соли! Пусть вспомнят эти нечестивцы, что они имеют уже раны. А вы не щадите своих трудов, натирайте их израненные члены покрепче уксусом и солью».

При всем этом святые мученики не произнесли ни одного слова, противного своему вероисповеданию: «Мы христиане. Да будет в нас воля Божья!»

После всех мучений, оставаясь невредимыми, они опять заключены были в темницу, но по истечении тридцати дней их вновь представили на суд совершенно здоровыми. Теперь мучители сокрушали им уста и зубы камнями и жестоко били батогами. Они же все равно одно и то же всенародно возглашали: «Господи Боже наш, будь святая воля Твоя в нас!» Это продолжалось многократно, пока, наконец, не был произнесен смертный приговор, осуждающий их на смертную казнь через отсечение головы. Быв ведены на место казни вне города, святые мученики взаимно укрепляли друг друга терпением и великодушно восхваляли Господа, возглашая: «Хвалите имя Господне за то, что сбылась на нас воля Божественная», – а достигши места казни, воспели песнь святых трех отроков: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки! Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами, и все дела Твои истинны, и пути Твои правы, и суды Твои истинны (Дан. 3, 26-27). Благодарим Тебя, что не воля человека, но Твоя воля во всем совершилась в нас».

И в то мгновение, когда им предстояло быть казненными, возник между ними похвальный спор о преимуществе и чести в том, кому из них первому наклонить свою голову под меч: Епиктет был уже сединами украшенный старик, лет шестидесяти, изъявил свое согласие, чтобы предпослать к Богу Астиона, а потом и самому склонить голову под меч. Нимало не прекословя, Астион возгласил: «О возлюбленный отец, честный иерей (священник) Божий, пусть будет воля Божья и твоя», – и с этими словами наклонил свою голову под меч. Святой же Епиктет упал на тело ученика своего и, с любовью обняв и поцеловав его, затем охотно склонил и свою голову под меч. Таким образом оба богоугодно скончались.

Предание себя воле Божией – лучше жертвоприношений

Вот два зеркала (т.е. святые Епиктет и Астион), в которых отчетливо отразилось благочестивое согласие человеческой воли с Божественной при трудных обстоятельствах.

Это примеры, достойные подражания для каждого человека-христианина при находящих на него искушениях впасть в противоречие с Божественной волей. В таких случаях каждый укрепляй себя краткой, но беспрестанной молитвой: «Я христианин, да будет во мне воля Божья, а не моя воля. Хотя это искушение неудобное для перенесения и трудное для меня, но да будет во мне воля Божья. Хотя я и не предвидел и не ждал такой печали, но буди воля Божья. Хотя этот человек по злому умыслу причинил мне зло, будь воля Божья во мне».

Сильный вождь Израильский Ииуй написал письма к самарийским начальникам и старейшинам города и послал в город Самарию для исполнения по ним. Они же, не делая ни малейшего промедления, избрали мужей и послали их к Ииую с таким ответом: «Мы рабы твои, и что скажешь нам, то и сделаем» (4 Цар. 10, 5).

О, как Бог часто, многократно и многообразно изъявляет нам Свою волю в Священном Писании для исполнения ее, чтобы мы поступали согласно ей! И мы обязаны добровольно следовать воле Божьей, повторяя выше приведенные слова: «"Мы рабы Твои, и что скажешь нам, то и сделаем", и что Тебе угодно, то и сделай с нами». Поэтому святой Антоний Великий часто повторял: «Если мы всегда и все дела наши будем предоставлять в руки Божьи, то ни один демон (злой дух) не в состоянии будет вступить в единоборство с нами».

Илия Фесвитянин имел однажды спор с жрецами Вааловыми о том, он ли почитает и поклоняется истинному Богу или они? Для верного решения этого спора Илия и спорящие с ним жрецы условились, чтобы тот остался победителем в этом споре, на чью жертву падет огонь с неба и сожжет ее. И вот Вааловы жрецы приготовили свою жертву для всесожжения и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: «Ваале, услышь нас!» Но не было ни голоса, ни ответа, и скакали они у сделанного жертвенника по своему обряду.

В полдень Илия стал смеяться над ними, говоря: «Кричите громче, ибо бог ваш, может быть, задумался или занят чем-либо и в дороге, а может быть, и спит – так он проснется!» И они кричали громче и кололи себя ножами и копьями до крови, но все было тщетно. Прошел уже и полдень, а они все бесновались до самого вечера без всякого успеха.

Тогда Илия сказал им: «Отойдите в сторону, чтоб я совершил мое жертвоприношение всенародно». Он устроил из 12 камней (по числу колен Израиля) жертвенник, положил на него дрова, и рассеченного тельца возложил на дрова, и повелел все приготовленное им обильно полить водой. Сам между тем от всего сердца громогласно воззвал к Богу: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день эти люди, что Ты один Бог в Израиле и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3 Цар. 18, 36-37). И – о чудо! Внезапно ниспал огонь Господень на жертву и все сжигаемое попалил.

Сколь много бывает у христиан трудов и утомления, плачевных воззваний и наружного усердного страдания во время совершения наших молитвенных церковных обрядов и богослужений! Утончают тела свои постом, прилежно посещают храмы и совершают другие подвиги – и это не худо. Но часто при этом не исходит к нам огонь небесный, не делаемся мы пылающими истинным благоговением к исполнению воли Божественной и к тщательному избежанию противоречия между нашей волей, нашими желаниями с одной стороны и волей Божьей с другой. Редко когда, и то не от сердца, а так, без внимания, произносим: «Буди воля Твоя, Господи, буди». Часто бывает, что мы и жертвуем то тем, то другим во славу Божью и приглашаем других к тому, но все это мало приносит истинной пользы, потому что, принося в жертву Богу свое внешнее, не приносим Ему в жертву своей воли, и своих пожеланий не подчиняем Его святой воле, и даже не заботимся об этом.

Два человека просили некогда святого Макария, чтобы он научил их молиться Богу. В ответ на их просьбу Макарий им сказал: «В молитве своей не много говорите. Но часто, подняв руки к небу, скажите чистосердечно: "Господи Боже, как Ты желаешь и как Тебе угодно – пусть так и будет", – ибо Он Сам лучше нас знает, что нам в известном деле полезнее». Это отличнейшее наставление о том, как должно молиться. Таким же образом молился и преподобный Пахомий: он об одном просил Бога – именно о том, чтобы во всем исполнялась воля Божья.

Такое безусловное предание себя в волю Божью есть наибольшее и благоприятнейшее Богу жертвоприношение от нас, ибо в других своих приношениях человек жертвует только отчасти – или через воздержание от пищи и питья, или имуществом на благотворительные дела, или терпением в перенесении обид. Напротив: в безусловном предании себя воле Божьей он совершенно всего себя предает Богу, чтобы Он был полным властителем как над ним лично, так и над всем тем, что он имеет, без всякого исключения и малейшего предмета, зависящего от его собственной воли. А потому полная преданность воле Божьей находится в таком отношении по своему различию к жертвам первого вида, в каком состоит целый предмет от какой-либо его части.

Предлагаю здесь для наставления два замечания, достойные всегдашней памяти.

1) Когда ты предашь Господу, Его Божественной воле всего себя совершенно и безусловно и свою собственную волю приносишь в жертву Богу, как зарезанная овца, то, умоляю тебя, никогда впоследствии о сем не раскаивайся, будешь ли потом жить хорошо или дурно, и не печалься о данном тобой Богу обещании.

Тебе известно обыкновение маленьких детей: они, быв раз обижены близким для них лицом, говорят оскорбителю: «Я не твой, не хочу быть твоим, я свой!» Хотя за несколько минут перед этим на вопрос: «Чей ты?» – отвечали: «Я твой». Но что-нибудь сделано не по их желанию, и они уже отказывают в принадлежности своей оскорбителю их, изменяют свои слова и свою любовь к нему.

Умоляю тебя, христианская душа, не уподобляйся описанному выше детскому обычаю, не поступай подобно ребенку перед Богом в том случае, если Бог попустит наказать тебя розгой или плеткой и если Он даже попустит предать тебя на мучения огненные, сокрушая тебя многоразличными скорбями и напастями. Но беспрестанно взывай к Нему в сокрушении своего сердца: «Господи, помилуй меня! Я – Твой, о Боже, Твой! Да будет воля Твоя во мне и надо мной!»

2) Опять же, когда ты, впав в какой-либо тяжкий грех, например пьянства, осуждения или похоти плотской, будешь спрошен: кому принадлежат те члены твоего тела, которыми совершил ты тяжкий грех? – не в жертву ли Богу они были принесены не один раз, но сто, тысячу раз? Теперь же ты делаешь их орудиями тяжких грехов: пьянства, злословия, плотского непотребства – для оскорбления, и презрения, и обид, наносимых ими как Богу, так и своим ближним, а более и самому себе по своему безумию и заглушению собственной совести? Осмотрись, человек, что ты делаешь. Ты потерял и веру и совесть. Твой язык, твои очи, руки и все твое тело преданы тобой бесчисленное количество раз на служение Богу.

Теперь своими делами предаешь ты их демону (злому духу)? Смотри, что ты делаешь: подвергаешь себя величайшей опасности, вечной погибели. Но знай, что Бог поругаем (пренебрегаем) не бывает: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). И если не хочешь быть окончательно оставленным Богом, опять покорись – пока не постигла тебя конечная кара – Его Божественной воле, исполняя все то, что закон или Божественное Откровение повелевает.

Все блаженство израильтян состояло в том, чтобы следовать Божьему руководству на пути в землю обетованную. Это направление было им указываемо во время всего их похода облаком и огнем. Точно таким же образом и наше вечное спасение состоит в том, чтобы мы совершали земное прохождение нашей жизни неизменно по указаниям огненного закона любви и осеняемые благодатным облаком Божьего промысла о Своей Церкви и о каждом из нас особо до тех пор, пока, совершив богоугодно свой путь, не войдем в землю с «молоком и медом», т.е. в вечное Царство Божье. Следовательно, верен и праведен путь следовать воле Божьей. Он неизменно приведет нас в Царство любви Божьей к человечеству.

По книге: «ИЛИОТРОПИОН,
или Сообразование
с Божественной волей», ч. III, гл. 3.
Подготовка текста к публикации:
священник Петр ОВСЯННИКОВ,
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.