ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

ПРАЗДНИК СВЯТОЙ ТРОИЦЫ: день рождения Церкви Христовой

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее.

Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего.

Преподобный Серафим Саровский

Новый Завет весь исполнен Духом. От Духа производится в нем начало жизни во Христе и новое рождение в жизнь вечную. От Духа повелевается ожидать всякого преуспевания и совершенства духовного. Духу усвояются все дары, необходимые для христианина в борьбе с искушениями. Святой Дух представляется и Учителем на всякую истину, и Утешителем, утешающим во всякой скорби, и Свидетелем блаженного соединения христианина с Богом, и Спасителем, и Споручником вечных обетований и благ жизни грядущей. Посему и истинный христианин называется человеком духовным, а нехристиане и христиане ложные – людьми плотяными, Духа не имущими. Таким образом, вся сущность деятельного христианства, по Священному Писанию, состоит в рождении от Духа, в исполнении себя Духом, в хождении по Духу, в возгревании в себе и других Духа. Кто вникнет в свойство нашей святой веры, тот и сам собою убедится, что точно должно быть так, а не иначе, что без Духа Святого невозможно быть христианином.

Святитель Иннокентий Херсонский

Днем рождения Святой Христовой Церкви является пятидесятый день по Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Это день Сошествия Святого Духа на апостолов, когда Богочеловек духовно через Церковь вернулся к нам в земной мир, где создал Свою Церковь. В ней Он пребывает и через нее действует.

В пятидесятый день после Христова Воскресения ученики Спасителя единодушно собрались вместе в Иерусалиме, как им и заповедал Господь, и тогда произошло удивительное событие. В книге Деяний апостольских евангелист Лука пишет: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 2-4).

Это огненное крещение произвело обновление души и всей жизни каждого из учеников Христовых, принявших дар Святого Духа в день Пятидесятницы. Разве это не очевидный признак их преображения и обновления – внезапно появившаяся способность понимать и свободно говорить на иностранных языках? Все апостолы, в том числе и малограмотные рыбаки, обрели этот дар.

В Библии мы можем прочитать о разделении людей на разные народы, говорящие на различных языках. Духовные причины этого разделения – самодовольство и безбожная гордыня (см. Быт. 11, 4-8). Когда грех человеческий распространился, в вавилонском смешении люди разделились и перестали понимать друг друга. Они разошлись в разные стороны – такова сила греха. А в день Пятидесятницы Бог силою Святого Духа призвал людей в Церковь, соединив их в одно целое, в одну семью, – чтобы христиане могли жить в согласии и вместе дружно прославлять Бога, как об этом и сказано в кондаке праздника Пятидесятницы: «Когда сошел Всевышний и смешал языки, то Он тем разделил народы; когда же Он раздал огненные языки, то всех призвал к единству, и мы единогласно славим Всесвятого Духа» (русский перевод – прим. авт.).

В день Пятидесятницы родилась Церковь – семья Христова. Жених и невеста во время бракосочетания становятся новым живым организмом – семьей, связанной тесными духовно-телесными узами. Подобно тому и ученики Христовы в день Пятидесятницы стали семьей Христовой – Церковью. Они составили начаток того духовного организма, который созидается из учеников Спасителя, обновленных Крещением. Сам Господь Иисус Христос – Глава Церкви, этого Богочеловеческого организма, а христиане, Его ученики, – члены, органы этого тела. О том, что Церковь есть живой организм, говорит Сам Спаситель: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

В Церкви Христовой обновляются и лечатся человеческие души. Церковь можно назвать духовной лечебницей, где врач – Иисус Христос, а мы, христиане, – немощные люди, проходящие курс лечения. Мы больны грехом и приходим в эту Лечебницу, чтобы духовно исцелиться, обновиться и подлинно стать верными детьми Бога.

Родившаяся в день Пятидесятницы Православная Христова Церковь жила все эти годы и поныне живет в этом мире. В ней и через нее действует Христос. Не случайно истинная Церковь называется Православной, то есть правильно прославляющей Бога, потому что именно в этой Церкви есть живая связь и благодатная преемственность в жизни, учении и дарах Святого Духа с общиной первых учеников Христовых. Православная Церковь содержит в себе и несет людям благодатные дары Божией любви, веры и Христова учения. Она духовно обновляет своих членов и дарует им благодатный мир и Божию помощь.

В силу человеческой греховности от Церкви в разное время духовно отходили и отделялись многочисленные группы людей.

Подобное случается и в настоящее время. Эти части Церкви стали терять полноту благодатной жизни во Христе. В каждом из вероисповеданий и сект, возникших таким образом, существуют препятствия к глубокой связи с Богом. Одни вместо Единственного Главы Церкви Иисуса Христа стали почитать главой Церкви смертного человека – Римского папу (Католическая Церковь) или короля (Англиканская Церковь в Великобритании). Другие не почитают Божию Матерь и святых и не молятся за умерших. Иные отрицают церковные Таинства, возможность соединения человека с Богом в земной жизни и так далее. Заблуждений и заблуждающихся, к сожалению, много.

Не нам их судить. Наше дело – за них молиться. Задача православных христиан – вести борьбу с грехом и совершать спасение своих душ. А кому Господь дарует спасение – это дело Божественной мудрости и любви. Но именно в Православной Церкви есть все средства, необходимые для победы над грехом и обретения Небесного Царства.

Церковь признает отлученными от нее, то есть не принадлежащими ей, только тех людей, которые от нее сами отлучаются и отделяются. По мысли А.С. Хомякова, «остальное же человечество, или чуждое Церкви, или связанное с нею узами, которые Бог не изволил ей открыть, предоставляет она Суду великого дня. Церковь же земная судит только себя, по благодати Духа и по свободе, дарованной ей через Христа, призывая и все остальное человечество к единству и усыновлению Божьему во Христе, но над неслышащими ее призыва не произносит приговора, зная повеление своего Спасителя и Главы не судить чужого раба». Как говорит святой апостол Павел: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 12-13). Призыв апостола Петра жителям Иерусалима: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас… и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38), – звучит и сейчас для каждой человеческой души, которая хочет обрести вечность и бессмертие.

В день Пятидесятницы в Иерусалиме Церковь приняла Божественный дар Святого Духа. Каждый уверовавший во Христа, получивший этот дар, перестал быть просто отдельным человеком. Он вместе с другими людьми, позднее принявшими Святого Духа через Святые Таинства, вошел в новый живой организм – Церковь. И мы, через две тысячи лет после события Пятидесятницы, по нашей вере через святые Таинства так же присоединяемся к Христовой Православной Церкви.

Печатается по книге:
Протоиерей Борис БАЛАШОВ.
Таинственная жизнь Церкви. –
Клин: Христианская жизнь, 2012

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.