Басня Ивана Андреевича Крылова «Пчела и мухи» была впервые опубликована в
1817 году. Для России это был период величайшего подвига восстановления страны
после губительного нашествия французов
на Россию и сожжения Москвы. Победа
над Наполеоном, победа над объединенным
западом вдохновила на трудовой подвиг восстановления страны весь народ.
Среди интеллигенции были и те, которые,
сокрушаясь о тяжелейших потерях, готовы
были подчиниться Западу, утратив суверенитет страны. К таким настроениям почва
была подготовлена заранее. У российской
интеллигенции с прозападным настроением в моде был французский язык, многие
увлекались французской беллетристикой,
для воспитания детей приглашались французские гувернеры, считалось престижным
держать французского повара. Восторженно
принималась французская революция с ее
утопическими лозунгами, но без учета творимого насилия и трагических последствий.
Среди интеллигенции в России всегда было
достаточное количество людей, которые восхищались Западом, которые стремились на
Запад, которые не понимали Россию. Вот
про таких любителей чужих краев и была
написана басня «Пчела и мухи».
В басне «Пчела и мухи» повествуется,
как две мухи собрались лететь в чужие
страны и стали звать с собой пчелу. При
этом они сетовали, что на родине к ним относятся пренебрежительно и все их гоняют.
Пчела отклонила их предложение, сказав:
поскольку «за соты я любовь себе сыскала»,
мне приятно жить с пользой на родине своей.
Мораль в басне очень простая: «Кто с
пользою отечеству трудится, тот с ним легко
не разлучится».
Прочитаем басню.
ПЧЕЛА И МУХИ
Две Мухи собрались лететь в чужие кра?и,
И стали подзывать с собой туда Пчелу:
Им насказали попугаи
О дальних сторонах большую похвалу.
Притом же им самим казалося обидно,
Что их, на родине своей,
Везде гоняют из гостей;
И даже до чего (как людям то не стыдно, ?
И что они за чудаки!):
Чтоб поживиться им не дать сластями
За пышными столами,
Придумали от них стеклянны колпаки;
А в хижинах на них злодеи пауки.
«Путь добрый вам», Пчела на это отвечала:
«А мне
И на моей приятно стороне.
От всех за соты я любовь себе сыскала –
От поселян и до вельмож.
Но вы летите,
Куда хотите!
Везде вам будет счастье то ж:
Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,
Вы ни почтенны, ни любезны,
А рады пауки лишь будут вам
И там».
Кто с пользою отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится;
А кто полезным быть способности лишен,
Чужая сторона тому всегда приятна:
Не бывши гражданин, там мене презрен он,
И никому его там праздность не досадна.
Эта басня затрагивает вопрос о смысле
жизни человека, о цели жизни человека, о
добрых и недобрых жизненных плодах. Истинно добрая жизнь, истинно добродетельная
жизнь человека строится на искренней любви и самоотвержении. Искренняя любовь является главным началом всех добрых дел в
семье, в обществе, в государстве. Искренняя
любовь имеет свой вектор устремления от
человека во вне на окружающих, на родных,
близких, друзей, на отечество. Утрата искренней любви, утрата правдивости приводит
к формированию эгоизма, приводит к формированию самолюбия, что в свою очередь
делает эгоистичными смысл и цели жизни
человека. Противоположностью искренней
любви является самолюбие или превратная
любовь к самому себе. При самолюбии нет
сил к самоотвержению, нет бескорыстия.
Самолюбивый человек всецело пребывает
в кругу собственных интересов и ищет лишь
собственную выгоду и славу, всю его тщеславную жизнь заботит лишь его собственное
эгоистическое «Я». Для вразумления самолюбивых и тщеславных наши благоразумные
предки говорили: «Я – самая последняя
буква в алфавите». Эгоизм и самолюбие
являются началом порочной жизни, что в
свою очередь приводит к саморазложению
человека, к его духовной и нравственной
деградации. Смысл жизни обесценивается
леностью и порочностью.
Каждый благоразумный человек, живя
на земле, обязан трудиться в меру сил и
способностей в семье, в обществе, в государстве. Жизнь человека, личная и общественная, должна быть подвигом добрых дел,
которые приносят подлинное удовлетворение
и сокровенную искреннюю радость бытия.
В природе высочайший пример трудолюбия
и добрых дел являют пчелы, которые своим трудом приносят пользу и заслуживают
всеобщее уважение и любовь. Каждый
благоразумный человек должен стремиться
быть полезным своему народу и своему
отечеству. Надо четко осознавать, что есть
отечество, чтобы его крепко любить, а не
изменять с дальними странами, о коих «насказали попугаи».
Отечество – это страна, где человек
родился, где физически возрастал, где возмужал, где живут его родители, где жили на
протяжении веков предки и где покоится их
прах, где находятся святыни твоего народа.
Отечество – это народ, носитель языка и
культуры, под влиянием которых мы получили воспитание и образование, это духовные
и нравственные традиции и обычаи. Совокупность всего этого и называется «отечество»,
которое мы должны любить, благоустраивать
и защищать. Семья – это школа любви к
ближнему и к отечеству. Дар любви развивается в семье, распространяется на близких и
дальних родственников, на друзей, на народ
и на родину. Искренне любящий свою семью,
свою родину человек будет любвеобилен и
к другим народам и другим странам без
измены в любви к своему народу, к своему
отчеству. «Кто с пользою отечеству трудится, тот с ним не разлучится…». Измена
отечеству, предательство друзей и своего
народа в себе самих несут вредоносный яд,
отравляющий жизнь человеку.
Гораздо злей укуса змей
измены и предательства среди людей.
Не дай, Господь, в судьбе моей
иметь предателей-друзей.
+М.Д.
|