ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Доклад протоиерея Григория Мансурова на круглом столе «Вера и правда в Православии и журналистике»

в Абалакском монастыре на XIX фестивале «Православие и СМИ», 29 мая 2019 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для тех, кто у нас в первый раз, я представлюсь: меня зовут священник Григорий Мансуров, я председатель издательско-информационного отдела, пресс-секретарь Тобольской митрополии. Круглый стол, на который мы собрались, называется «Вера и правда в Православии и журналистике». Предлагаю поговорить на эту тему.

Сегодня мы с вами будем участниками освящения иконы святителя Иоанна Златоуста. Это был замечательный проповедник IV – начала V веков. Вот как, согласно его житию, он получил свое прозвище: «Случалось, что блаженный, в особенности в начале своего пресвитерства (то есть когда он был еще простым священником), говорил проповеди, которые по своему содержанию были не всегда понятны для малообразованных слушателей. Однажды некая женщина, слушая и не понимая сказанного, возвысила голос среди народа и сказала Иоанну:

– Духовный учитель, а лучше назову – Иоанн Златоустый, колодезь святого твоего учения глубок, а вервия ума нашего коротки и не могут достичь глубины его. Тогда многие из народа сказали:

– Сам Бог устами женщины дал сие наименование Иоанну; пусть же он с сего времени называется Златоустый. С того времени и доселе Церковь сохранила это наименование за Иоанном. Святой Иоанн с тех пор старался украшать свою беседу не изощренным красноречием, но простыми и нравоучительными словами, дабы и простейший слушатель уразумел и получил пользу».

Иоанн Златоуст составлял толкования на Священное Писание Ветхого и Нового Завета, но проповеди, которые он говорил по разным поводам и на различные церковные праздники, – он говорил сходу и экспромтом. Однако его слова и беседы были настолько интересны, что люди приглашали скорописцев, которые записывали устную речь святого – так формировался сборник проповедей святителя.

Может ли какой-нибудь современный спикер говорить так, чтобы его слова жадно ловили журналисты – не потому, что это их работа, не потому, что их пригласили в его пул или они работают в пресс-службе этого человека? Иоанн же говорил так, что его не только слушали, но и желали запечатлеть его слова.

Хорошо бы и самим журналистам писать, говорить и снимать так, чтобы их материалы читали, слушали и смотрели. Однако по правилам журналистики корреспондент сам не должен выходить на первый план в своих материалах, но должен предоставлять возможность раскрыться людям, с которыми он беседует. Как же быть?

Подобная проблема существует и в церковной проповеди: хороший проповедник должен приводить людей к Богу, а не к самому себе. Слушающий проповеди должен стать настоящим христианином, узнать нечто новое о вере, о духовной жизни, а не просто проникнуться уважением к искусству проповедника. Однако люди, чтущие Бога, с благодарностью хранят в памяти имена святых, как и имена тех, кто привел их в храм. Но речь сегодня все же о другом. На службу чему будет поставлено авторитетное слово? Мало научиться хорошо говорить и писать, важно то, о чем будет твое слово. И что ты сделаешь, когда тебя попросят сказать что-либо, не соответствующее действительности, или скрыть правду, или хотя бы просто промолчать?

Святитель Иоанн Златоуст заботился о бедных и заступался за обездоленных. Он не только боролся с пороками среди духовенства, но и обличал людей, имеющих власть. Став архиепископом-патриархом Константинопольским, он так же заступался за несправедливо обижаемых различными сановниками и женой императора царицей Евдоксией, которая была очень сребролюбивой и просто вымогала, забирала деньги и имущество у разных людей. О том, какие показательные диалоги возникали между Евдоксией и Иоанном, читаем мы в житии святого:

«Царица не переставала гневаться на блаженного Иоанна; злоба на угодника Божия день ото дня увеличивалась в ее сердце. Однажды она послала к святому Иоанну своих слуг, повелев им передать ему следующие слова: – Перестань противиться нам и не касайся наших царских дел, ибо и мы не касаемся церковных дел, но предоставляем тебе самому устраивать их. Перестань выставлять меня притчею для всех, говоря обо мне и обличая меня. До сих пор я считала тебя за отца и воздавала тебе подобающий почет; но если отныне ты не исправишься и не станешь лучше относиться ко мне, я не потерплю тебя более.

Выслушав сии речи царицы, блаженный Иоанн весьма опечалился и, тяжко вздохнув, сказал посланным: – Царица желает, чтобы я походил на мертвого, не замечал совершаемых несправедливостей, не слушал голоса обижаемых, плачущих и воздыхающих, не говорил обличений против согрешающих; но так как я епископ и мне вручено попечение о душах, то я должен на все смотреть недремлющим оком, выслушивать просьбы всех, всех учить, наставлять и обличать… Апостол Павел учит, говоря: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20); «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим.4, 2). Я обличаю беззаконие, а не беззаконнующих; никому не говорил я в лицо о его беззаконии, никого не запятнал бесчестием и никогда не упоминал в проповедях имени царицы для обличения ее. Но я всех вообще поучал воздерживаться от зла и не обижать ближних. Если же кого из слушающих мои поучения осуждает совесть за содеянные им дурные дела, то ему подобает гневаться не на меня, но на себя самого, и пусть он уклонится от зла и сотворит благое. Если царица не сознает за собою зла, ни того, что она кого-нибудь обидела, то почему она гневается на меня, поучающего народ уклоняться от всякой неправды? Ей следовало бы лучше радоваться, что она не сделала неправды и что я неленостно проповедую спасение людям, над которыми она царствует. Если же она виновна в тех грехах, которые я стараюсь учительными словами искоренить в сердцах человеческих, то пусть знает, что не я ее обличаю или причиняю ей бесчестие, но изобличают ее творимые ею дела, которые приносят душе ее великое бесчестие и стыд. Итак, пусть царица гневается, как хочет, а я не перестану говорить правду. Ведь для меня лучше прогневать людей, чем Бога: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 10)».

Была и другая история, когда царица Евдоксия шла мимо одного виноградника, принадлежавшего вдове. А вдовой эта женщина стала также из-за происков жадной царицы, отправившей в ссылку ее мужа – где он и погиб. Евдоксия зашла в виноградник, сорвала гроздь и съела плоды. С тех пор, по некоему закону, принятому в римской и восточно-византийской империи, виноградник становился ее собственностью. Вдова с плачем сообщила Иоанну о своей беде, так как ей не на что стало теперь кормить детей. И святитель не стал молчать. Собственно, этого Евдоксия и добивалась, желая собрать больше обвинений на Златоуста, чтобы поскорее избавиться от него. Иоанн сначала написал царице письмо, а потом пришел к ней сам. Процитируем житие: «Я уже писала тебе о том, что установлено прежними царями относительно виноградников, – говорила Евдоксия. – Пусть вдова выберет вместо своего другой виноградник или получит за свой деньги.

На это святой сказал: – Она не требует иного виноградника и не ищет вознаграждения за отнятый у нее, но просит возвращения отнятого. Итак, отдай ей ее виноградник!

Царица отвечала: – Не сопротивляйся древним царским законам, ибо не к добру послужит тебе такое сопротивление. – Не оправдывай свои действия древними уставами и законами, которые постановили цари языческие! – сказал на это святой угодник Божий. – Тебе, благочестивой царице, ничто не препятствует уничтожить закон несправедливый и установить справедливый. Отдай же виноградник обиженной, дабы я не назвал тебя второй Иезавелью, и ты не подверглась бы проклятию, подобно этой нечестивой царице Израильской. Когда он произнес сие, царица воспылала сильным гневом и огласила воплем царские палаты, обнаруживая сокровенный яд своего сердца: – Я сама отомщу тебе за себя, и посему не только не возвращу женщине ее виноградника, но и другого не дам, не дам и денег за присвоенный мною, а тебя за обиду накажу достойным образом. И она приказала силою удалить святого Иоанна из царской палаты».

За это святитель не пустил ее после в церковь, чем еще больше усугубил свое положение. Много и других врагов было у святого, не только среди сильных мира сего, но и среди духовенства.

Иоанн был удален с кафедры и отправлен в ссылку. Однако случилось землетрясение в столице. Не только царь, который вообщето не очень был против Иоанна, но и сама царица испугались этого знамения, и по требованию народа Иоанн был возвращен.

Однако прошло два месяца, и Иоанн Златоуст решил сказать проповедь о злых и жестоких женщинах, о которых повествуется в Библии. Его враги преподнесли это так, что будто бы он все это говорил о Евдоксии, обличая крики, пляски и торжества, устроенные в этот день по случаю установки недалеко от храма ее статуи. Может быть, и не без того, но говорил он это все же иносказательно. Обличал Иоанн в данном случае не сребролюбие и жестокость власть имущих, а непочтение к святости церковного богослужения, а возможно, что и почитание статуи императрицы как некой богини – не будем забывать, что империя совсем еще недавно была языческой.

Иоанн был отправлен во вторую ссылку, из которой живым уже не вернулся. Он умер в селении Команы, предположительно, на территории современной Абхазии. Последние его слова были такими: «Слава Богу за все». А ведь кажется, что он мог бы много хорошего сделать для проповеди среди масс, помалкивая и не раздражая царей, оставаясь на патриаршем престоле. Но для этого надо было бы пойти на сделку со своей совестью. Что толку проповедовать среди народа христианство, когда первейшие его люди живут и поступают нечестиво. И ладно бы это было их личным грехом – они подают худой пример остальным, вера в народе превращается в фарисейство.

Господь Бог прославил своего страдальца, а его противники еще при жизни были наказаны. Святитель Иоанн Златоуст стал примером не только замечательного проповедника и богослова, но и нелицеприятного обличителя несправедливости и неправды. Вот такой пример веры и правды дал нам этот святой.

Благодарю за внимание.


[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2019 г.