в Абалакском монастыре на XIX фестивале «Православие и СМИ», 29 мая 2019 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для
тех, кто у нас в первый раз, я представлюсь:
меня зовут священник Григорий Мансуров, я
председатель издательско-информационного
отдела, пресс-секретарь Тобольской митрополии. Круглый стол, на который мы собрались,
называется «Вера и правда в Православии
и журналистике». Предлагаю поговорить на
эту тему.
Сегодня мы с вами будем участниками
освящения иконы святителя Иоанна Златоуста. Это был замечательный проповедник
IV – начала V веков.
Вот как, согласно его житию, он получил
свое прозвище:
«Случалось, что блаженный, в особенности в начале своего пресвитерства (то есть
когда он был еще простым священником),
говорил проповеди, которые по своему содержанию были не всегда понятны для малообразованных слушателей. Однажды некая
женщина, слушая и не понимая сказанного,
возвысила голос среди народа и сказала
Иоанну:
– Духовный учитель, а лучше назову –
Иоанн Златоустый, колодезь святого твоего
учения глубок, а вервия ума нашего коротки
и не могут достичь глубины его.
Тогда многие из народа сказали:
– Сам Бог устами женщины дал сие
наименование Иоанну; пусть же он с сего
времени называется Златоустый.
С того времени и доселе Церковь сохранила это наименование за Иоанном.
Святой Иоанн с тех пор старался украшать свою беседу не изощренным красноречием, но простыми и нравоучительными
словами, дабы и простейший слушатель
уразумел и получил пользу».
Иоанн Златоуст составлял толкования
на Священное Писание Ветхого и Нового
Завета, но проповеди, которые он говорил
по разным поводам и на различные церковные праздники, – он говорил сходу и экспромтом. Однако его слова и беседы были
настолько интересны, что люди приглашали
скорописцев, которые записывали устную
речь святого – так формировался сборник
проповедей святителя.
Может ли какой-нибудь современный
спикер говорить так, чтобы его слова жадно
ловили журналисты – не потому, что это их
работа, не потому, что их пригласили в его
пул или они работают в пресс-службе этого
человека? Иоанн же говорил так, что его
не только слушали, но и желали запечатлеть
его слова.
Хорошо бы и самим журналистам писать,
говорить и снимать так, чтобы их материалы читали, слушали и смотрели. Однако
по правилам журналистики корреспондент
сам не должен выходить на первый план в
своих материалах, но должен предоставлять
возможность раскрыться людям, с которыми
он беседует. Как же быть?
Подобная проблема существует и в
церковной проповеди: хороший проповедник
должен приводить людей к Богу, а не к самому себе. Слушающий проповеди должен
стать настоящим христианином, узнать нечто новое о вере, о духовной жизни, а не
просто проникнуться уважением к искусству
проповедника. Однако люди, чтущие Бога, с
благодарностью хранят в памяти имена святых, как и имена тех, кто привел их в храм.
Но речь сегодня все же о другом. На
службу чему будет поставлено авторитетное
слово? Мало научиться хорошо говорить и
писать, важно то, о чем будет твое слово.
И что ты сделаешь, когда тебя попросят
сказать что-либо, не соответствующее действительности, или скрыть правду, или хотя
бы просто промолчать?
Святитель Иоанн Златоуст заботился о
бедных и заступался за обездоленных. Он не
только боролся с пороками среди духовенства,
но и обличал людей, имеющих власть. Став
архиепископом-патриархом Константинопольским, он так же заступался за несправедливо
обижаемых различными сановниками и женой
императора царицей Евдоксией, которая была
очень сребролюбивой и просто вымогала, забирала деньги и имущество у разных людей. О
том, какие показательные диалоги возникали
между Евдоксией и Иоанном, читаем мы в
житии святого:
«Царица не переставала гневаться на
блаженного Иоанна; злоба на угодника
Божия день ото дня увеличивалась в ее
сердце. Однажды она послала к святому
Иоанну своих слуг, повелев им передать ему
следующие слова:
– Перестань противиться нам и не
касайся наших царских дел, ибо и мы не
касаемся церковных дел, но предоставляем
тебе самому устраивать их. Перестань выставлять меня притчею для всех, говоря обо
мне и обличая меня. До сих пор я
считала тебя за отца и воздавала тебе
подобающий почет; но если отныне ты
не исправишься и не станешь лучше
относиться ко мне, я не потерплю
тебя более.
Выслушав сии речи царицы, блаженный Иоанн весьма опечалился и,
тяжко вздохнув, сказал посланным:
– Царица желает, чтобы я походил
на мертвого, не замечал совершаемых
несправедливостей, не слушал голоса
обижаемых, плачущих и воздыхающих, не говорил обличений против
согрешающих; но так как я епископ и
мне вручено попечение о душах, то
я должен на все смотреть недремлющим оком, выслушивать просьбы всех,
всех учить, наставлять и обличать…
Апостол Павел учит, говоря: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы
и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20);
«проповедуй слово, настой во время
и не во время, обличай, запрещай,
увещевай со всяким долготерпением и
назиданием» (2 Тим.4, 2). Я обличаю
беззаконие, а не беззаконнующих; никому не говорил я в лицо о его беззаконии, никого не запятнал бесчестием
и никогда не упоминал в проповедях
имени царицы для обличения ее. Но
я всех вообще поучал воздерживаться от
зла и не обижать ближних. Если же кого из
слушающих мои поучения осуждает совесть
за содеянные им дурные дела, то ему подобает гневаться не на меня, но на себя самого, и пусть он уклонится от зла и сотворит
благое. Если царица не сознает за собою
зла, ни того, что она кого-нибудь обидела, то
почему она гневается на меня, поучающего
народ уклоняться от всякой неправды? Ей
следовало бы лучше радоваться, что она
не сделала неправды и что я неленостно
проповедую спасение людям, над которыми
она царствует. Если же она виновна в тех
грехах, которые я стараюсь учительными
словами искоренить в сердцах человеческих,
то пусть знает, что не я ее обличаю или
причиняю ей бесчестие, но изобличают ее
творимые ею дела, которые приносят душе
ее великое бесчестие и стыд. Итак, пусть
царица гневается, как хочет, а я не перестану говорить правду. Ведь для меня лучше
прогневать людей, чем Бога: «Если бы я и
поныне угождал людям, то не был бы рабом
Христовым» (Гал. 1, 10)».
Была и другая история, когда царица
Евдоксия шла мимо одного виноградника,
принадлежавшего вдове. А вдовой эта женщина стала также из-за происков жадной
царицы, отправившей в ссылку ее мужа – где
он и погиб. Евдоксия зашла в виноградник,
сорвала гроздь и съела плоды. С тех пор,
по некоему закону, принятому в римской и
восточно-византийской империи, виноградник
становился ее собственностью. Вдова с плачем сообщила Иоанну о своей беде, так как
ей не на что стало теперь кормить детей.
И святитель не стал молчать. Собственно,
этого Евдоксия и добивалась, желая собрать
больше обвинений на Златоуста, чтобы поскорее избавиться от него.
Иоанн сначала написал царице
письмо, а потом пришел к ней сам.
Процитируем житие:
«Я уже писала тебе о том, что
установлено прежними царями относительно виноградников, – говорила
Евдоксия. – Пусть вдова выберет
вместо своего другой виноградник
или получит за свой деньги.
На это святой сказал:
– Она не требует иного виноградника и не ищет вознаграждения
за отнятый у нее, но просит возвращения отнятого. Итак, отдай ей ее
виноградник!
Царица отвечала:
– Не сопротивляйся древним
царским законам, ибо не к добру
послужит тебе такое сопротивление.
– Не оправдывай свои действия
древними уставами и законами, которые постановили цари языческие!
– сказал на это святой угодник Божий. – Тебе, благочестивой царице,
ничто не препятствует уничтожить
закон несправедливый и установить
справедливый. Отдай же виноградник
обиженной, дабы я не назвал тебя
второй Иезавелью, и ты не подверглась бы проклятию, подобно этой
нечестивой царице Израильской.
Когда он произнес сие, царица воспылала сильным гневом и огласила воплем
царские палаты, обнаруживая сокровенный
яд своего сердца:
– Я сама отомщу тебе за себя, и посему не только не возвращу женщине ее
виноградника, но и другого не дам, не дам
и денег за присвоенный мною, а тебя за
обиду накажу достойным образом.
И она приказала силою удалить святого
Иоанна из царской палаты».
За это святитель не пустил ее после
в церковь, чем еще больше усугубил свое
положение.
Много и других врагов было у святого,
не только среди сильных мира сего, но и
среди духовенства.
Иоанн был удален с кафедры и отправлен
в ссылку. Однако случилось землетрясение
в столице. Не только царь, который вообщето не очень был против Иоанна, но и сама
царица испугались этого знамения, и по
требованию народа Иоанн был возвращен.
Однако прошло два месяца, и Иоанн
Златоуст решил сказать проповедь о злых и
жестоких женщинах, о которых повествуется
в Библии. Его враги преподнесли это так,
что будто бы он все это говорил о Евдоксии, обличая крики, пляски и торжества,
устроенные в этот день по случаю установки
недалеко от храма ее статуи. Может быть,
и не без того, но говорил он это все же
иносказательно. Обличал Иоанн в данном
случае не сребролюбие и жестокость власть
имущих, а непочтение к святости церковного
богослужения, а возможно, что и почитание
статуи императрицы как некой богини – не
будем забывать, что империя совсем еще
недавно была языческой.
Иоанн был отправлен во вторую ссылку,
из которой живым уже не вернулся. Он умер
в селении Команы, предположительно, на
территории современной Абхазии. Последние
его слова были такими: «Слава Богу за все».
А ведь кажется, что он мог бы много
хорошего сделать для проповеди среди масс,
помалкивая и не раздражая царей, оставаясь
на патриаршем престоле. Но для этого надо
было бы пойти на сделку со своей совестью.
Что толку проповедовать среди народа христианство, когда первейшие его люди живут
и поступают нечестиво. И ладно бы это было
их личным грехом – они подают худой пример остальным, вера в народе превращается
в фарисейство.
Господь Бог прославил своего страдальца, а его противники еще при жизни были
наказаны. Святитель Иоанн Златоуст стал
примером не только замечательного проповедника и богослова, но и нелицеприятного
обличителя несправедливости и неправды.
Вот такой пример веры и правды дал
нам этот святой.
Благодарю за внимание.
|