Благотворительная деятельность отца Иоанна Кронштадтского в Тобольской губернии
Тридцать лет тому назад, в одна тысяча
девятьсот восемьдесят восьмом году от
Рождества Христова, в нашей стране
состоялось празднование Тысячелетия
Крещения Руси. Это событие ста ло
поворотным моментом в отечественной
истории ХХ столетия – началом возрождения
Русской Православной Церкви, претерпевшей
невиданные гонения в годы безбожной
власти.
А за сто лет до этого в Российской
империи та кже прош ли ма сштабные
торже ства, по священные 900 - летней
годовщине принятия Русью христианства.
Центром праздничных торжеств стал Киев
– матерь городов русских. Буквально через
три месяца юбилейный год был омрачен
крушением императорского поезда у станции
Борки. Правлению императора Александра
III оставались считанные годы.
Одним из важнейших направлений
государственной деятельности царямиротворца была переселенческая политика
крестьянства из Европейской части России в
Сибирь, породившая насущную потребность
в строительстве церквей и школ на
необозримых сибирских просторах. Еще в
1883 году на всеподданнейшем отчете оберпрокурора Святейшего Синода Константина
Победоносцева, в котором говорилось о
недостатке церквей в Сибири, государь
император начертал следующее: «На это
надо обратить внимание жертвователей;
тут действительно можно жертвовать с
пользою».
В 1891 году через всю Россию, от
Владивостока до Санкт-Петербурга, во время
своего восточного путешествия проехал
наследник цесаревич Николай Александрович.
Он был крайне поражен малочисленностью
сибирских церквей и их теснотою. В том же
1891 году император Александр III подписал
именной высочайший указ о строительстве
великого сибирского пути – Транссибирской
железной дороги. Два года спустя наследник
цесаревич, будущий император Николай II,
становит ся пре д се дате лем комитета
Сибирской железной дороги.
Для образования целевого капитала при
канцелярии комитета министров был открыт
прием пожертвований. По кончине царямиротворца 20 октября 1894 года вновь
образованному капиталу было дано название
фонда имени императора Александра III. Его
главной целью стало строительство церквей
и школ в районе Сибирской железной
дороги. Первым жертвователем фонда стал
протоиерей Андреевского собора Иоанн
Ильич Сергиев Кронштадтский.
На предоставленном ему экземпляре
отчета о «Положении церковного и школьного
строительства в районе Сибирской железной
дороги» отец Иоанн Кронштадтский написал
следующее: «Сердечно сочувствуя великому
делу распространения церквей и школ по
великому Сибирскому, вновь проложенному,
пути, выражаю сим желание, чтобы дорогие
мои соотечественники отнеслись с горячим
участием к делу постройки церквей и школ
и не жалели своих свободных капиталов, в
соответствие мудрой воли нашего Великаго
Государя». Призыв этот подкреплялся
неустанной благотворительной деятельностью
самого отца Иоанна. Начиная с 1894 года
и на протяжении последующих десяти
лет его имя не сходило со страниц
«Тобольских епархиальных ведомостей».
По неполным данным, только официально
зафиксировано свыше сорока пожертвований
«дорогого батюшки» на нужды церквей и
школ Тобольской губернии. Их география
охватывает большинство губернских округов
(позднее, уездов), включая Тобольский,
Сургутский, Березовский, Тарский, Туринский,
Курганский, Ялуторовский, Ишимский,
Тюменский.
Прежде всего, такие пожертвования
предназначались на сооружение новых
церквей, в том числе единоверческих (общим
числом четырнадцать): село Малаховское
Чуртанской волости Ишимского округа
(1895); деревня Червишева Пышминского
прихода Тюменского округа (1895, 1898);
Крутихинская единоверческая церковь
(1896); селение Агитское Аджабской волости
Вагайского прихода Тобольского округа (1896);
село-Снигиревский единоверческий храм
Ишимского уезда (1899); деревня Беляковка
(1899); село Ярковское Тюменского уезда
(1900); деревня Воробьева Бердюжского
прихода Ишимского уезда (1900); село
Пелымское Туринского уезда (1900); село
Лопатинское Курганского уезда (1901); село
Сивковское Ишимского уезда (1902); село
Обдорское (1903); село-Маслянский приход
Ишимского уезда (1903); село Долговское
Ишимского уезда (1903).
Часть пожертвований шла на ремонт
существующих храмов и иные церковные
нужды: Викуловское церковно-приходское
попечительство (1897); село Аромашевское
Ишимского округа (1898); село Подрезовское
Тобольского уезда (1900); село-Колесниковская
(Коробейниковская) Симеоновская церковь
Курганского уезда (1900).
С целью поддержания и развития
миссионерской деятельности благословения
и пожертвований досточтимого пастыря
удостоились Акмолинская киргизская
миссия (1894); Сургутская миссия (1896);
Обдорская миссия (1896) и Тобольская
противомусульманская миссия (1902, 1903).
Всероссийский пастырь уделял особое
внимание развитию церковно-школьного
обра зования. Пра ктиче с ки по ловина
пожертвований, отмеченных в «Тобольских
епархиальных ведомостях», предназначалась
на сооружение и устройство церковноприходских школ, церквей-школ и школ
грамоты: село Малокрасноярское (1895);
поселок Ново-Рождественский Такмыкской
волости Тарского округа (1895); школ
Леушинская и Сатыгинская (1899); поселок
Михайловский Еланской волости (1899);
поселок Ново-Архангельский (1899); поселок
Матвеевский (1899); село Макушинское
Курганского уезда (1901); Троицкая школа
грамоты Березовского уезда (1901); деревня
Друганова Пышминского прихода Тюменского
уезда (1901); село Буренское Тобольского
уезда (1902); станция Макушино Курганского
уезда (1903); причт Мокроусовского прихода
Ялуторовского уезда (1903); слободоСуерский приход Ялуторовского уезда (1903).
К коронационным торжествам в
Тобольске 14 мая 1896 года было приурочено
торжественное открытие городского Дома
трудолюбия, горячее участие в устройстве
которого принял отец Иоанн Кронштадтский
– создатель знаменитого Дома трудолюбия
в Кронштадте, по примеру которого дома с
таким же названием были организованы во
многих городах России.
На первый взгляд, сумма отдельных
пожертвований отца Иоанна выглядит
достаточно скромно и, как правило, не
превышает ста рублей. Вот, например,
типичный случай очередного текущего
пожертвования кронштадтского батюшки:
« Настоятелю градо - Кронштадтского
Андреевского собора протоиерею Иоанну
Сергиеву объявляется благодарность
Епархиального Начальства за пожертвование
им 100 руб. на нужды Аромашевского храма,
Ишимского округа».
Однако совершенно очевидно, что дело
было не в конкретной сумме, а в том,
что такие пожертвования совершались
благословляющей рукой доброго пастыря,
для которого обширные пространства России
были как бы одним сплошным приходом.
Внимание отца Иоанна, столь драгоценное
для скромных тружеников в отдаленных
сибирских деревнях и поселках, вызывало
у людей чувство глубокой благодарности,
порождая веру в собственные силы и
желание оказать личную помощь делу Церкви
и школьного образования.
Так, члены Акмолинской Киргизской
миссии Тобольской епархии в ответ на
благословение отца Иоанна иконой Божией
Матери Влахернской, а также фотографическим
портретом с собственноручною под ним
подписью и пожертвованием в пользу
миссии двухсот рублей писали: «Драгоценное
благословение и внимание к нашей миссии
великого молитвенника земли русской
о. Иоанна Кронштадтского преисполнило
сердце наше великою радостию и
благодарностью к благодеющим миссии,
придало нам сил, терпения и надежды на
помощь Небесную во вверенном нам деле».
В заметке исправляющего должность
благочинного священника Димитрия Шутова
об освящении новопостроенного храма
в селе Малаховском Ишимского округа,
опубликованной в ноябрьском выпуске
«Тобольских епархиальных ведомостей» за
1895 год, говорится: «Известный всей России
благотворитель, всеми прославляемый
о. протоиерей Иоанн Ильич Сергиев
Кронштадтский, к которому Малаховцы,
по примеру проч их, обратились с
просьбою благословить святое начинание,
сочувственно отозвался на просьбу их,
благословил начать постройку храма, первый
оказал материальную помощь и послал сто
рублей. Такая помощь и такое внимание
о. протоиерея Иоанна Ильича несказанно
ободрило Малаховцев и, быть может, под
влиянием такого примера, и самих их
вызвало на усиленныя пожертвования».
Деятельное участие отца Иоанна
Кронштадтского в деле церковного и
школьного строительства на территории
Тобольской губернии и пламенная
его молитва не замедлили сказаться
на результатах. В январском выпуске
«Тобольских епархиальных ведомостей» за
1897 год была опубликована высочайшая
благодарность Преосвященнейшему
Агафангелу, епископу Тобольскому и Сибирскому: «По всеподданнейшему докладу
Куломзина Его Императорскому Величеству
благоугодно было повелеть, в 2 день текущаго
декабря, выразить Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Агафангелу Высочайшую
Его Величества благодарность за оказанное
содействие быстрому сооружению на счет
пожертвований, поступавших в фонд имени в
Бозе почившаго Императора Александра III,
церквей Тобольской епархии».
Но это было только начало. В том же 1897
году в «Тобольских епархиальных ведомостях»
было опубликовано поступившее на имя
епископа Агафангела письмо от управляющаго
делами комитета Сибирской железной дороги
статс-секретаря Анатолия Николаевича
Куломзина. В письме, в частности, говорилось:
«Ваше Преосвященство, Милостивейший
Архипастырь! …Его Императорскому
Величеству благоугодно было обратить
внимание на печальное положение осевших в
Сибири новоселов; в отчете моем о поездке
в Сибирь, Государю Императору благоугодно
было, собственноручно отчеркнув слова
«надлежит напречь все усилия к неослабному
развитию церковного строительства и
школьнаго обучения в Сибири», начертать:
«Да». – На письме следовала резолюция
Его Преосвященства: «Напечатать в
Епархиальных Ведомостях для сведения
боголюбивых жертвователей».
Прошло два года, и в 1899 году в
июньском и июльском выпусках «Тобольских
епархиальных ведомостей» было опубликовано
следующее извещение Тобольской духовной
консистории: «Статс-секретарь Куломзин
при отношении от 5 сего мая за № 1753,
препроводил его Преосвященству 20 экз.
отчета о «Положении церковнаго и школьнаго
строительства в районе Сибирской железной
дороги на средства фонда Имени Императора
Александра III-го, к 1 января 1899 года»,
на коем Его Императорскому Величеству
благоугодно было положить Собственноручную
Всемилостивейшую резолюцию: «Сердечное
спасибо ревнителям этого дорогаго Мне дела.
Да развивается оно с помощью Всевышняго».
Постоянные пожертвования отца Иоанна
Кронштадтского продолжались до 1903 года
включительно. Над Россией сгущаются
грозовые тучи. Грядут русско-японская
война и первая русская революция 1905-
1907 гг. А 20 декабря 1908 года перестало
биться сердце великого молитвенника земли
русской.
Отец Иоанн не стал живым свидетелем
российской Голгофы ХХ столетия. Он
не увидел, как рушились и закрывались
храмы Божии, в том числе те, которые
возводились по его благословению и при его
непосредственной помощи. Ему не пришлось
пережить трагедию массового вытравливания
веры во Христа из сознания взрослых и
детей в годы безбожной власти. Это стало
уделом тех, кому было суждено жить после.
Среди них были и многочисленные духовные
чада Иоанна Кронштадтского, и просто его
глубокие почитатели. Несомненно, что память
о великом пастыре и горячие к нему молитвы
о заступничестве пред
Господом помогли выстоять
многим новомученикам и
исповедникам российским
в годы гонений на Церковь.
Меж д у тем, время
шло, и со дня 900-летия
Крещения Руси истекло
полное столетие. Пробил
час Тысячелетия. Вскоре
после этой судьбоносной
даты, 8 июня 1990 года,
отец Иоанн Кронштадтский
Поместным собором
под председательством
Святейшего Патриарха
Алексия II был прославлен
в лике праведных, и 14
июня того же года в
Иоанновском монастыре
Санкт - Петербурга
состоялся чин его
канонизации.
Для нас, ныне живущих
и мо лящи х ся святом у
праведному Иоанну
Кронштадтскому как
нашему предстателю пред
Господом, осознание того,
что при жизни он осенил
своим благословением
историческую территорию
Тобольс койепархии ,
делает его имя особенно
драгоценным.
Святый праведный отче Иоанне, моли
Бога о нас!
Г.В. КОРОТАЕВА,
Тобольская духовная семинария
|