«Коврижкой» называли в народе небольшую возвышенность, похожую на коврижку хлеба, близ
деревни Суклем Упоровского района (ранее – Ялуторовского уезда). На ней и рядом с ней располагался
Суклемский мужской монастырь во имя Святой Троицы. Молились на этом месте люди православные
около сорока лет.
Зачем странникам уединение
Первые упоминания о молитвах в этом
месте относятся к 1899 году. Может, в этом
году, может, несколько раньше пришел в
деревню странник Никон, крестьянин села
Чистовки Кизакской волости Ялуторовского
уезда. Имел он какой-то необыкновенно
кроткий вид с детской улыбкой на устах.
Будучи смиренным и нестяжательным,
помогал односельчанам рубить лес, чинить
избы, строить срубы домов, бани, сараи
и прочее. За труд свой брал только то,
что составляло его дневное пропитание.
Разговаривал просто, а каждому от общения
с ним легче становилось. Просили его и скот
пасти. Однажды, разыскивая более удобное
место для пастбища, набрел на неизвестную
ранее возвышенность. Красота места
привлекала его, а увиденный однажды сон
со спускающимися на это место иконами,
сопровождаемыми дивным пением и звоном
колоколов, не покидал воображение. Он
искал уединения. В уединении человек
больше слышит себя, а значит, и Бога. И
место будущего монастыря соответствовало
его чаяниям. Вот это место, где можно
уединенно молиться Господу!
Обратился Никон к деревенскому обществу
с просьбой разрешить здесь поселиться.
Получив разрешение, выкопал землянку,
стал заниматься ловлей рыбы, вязанием
сетей, точением веретен крестьянам.
Прошел год, как нему присоединился еще
один молитвенник – крестьянин села НижнеОстрожного Иркутской губернии Михаил
Косьмич Ершов. Также в возвышенности
построил землянку. Прокопали они между
ними подземный ход. К ним пришло еще
три сомолитвенника, искавших уединения.
Своим образом жизни привлекли к себе
расположение крестьян ближайших деревень,
которые присоединялись к молитвам:
слушали акафисты и жития святых. Все
вместе собирали средства на строительство
часовни. Дело, начатое почти без всяких
средств, шло с удивительной скоростью. А
когда в 1903 году часовня была построена,
на освящение собралось свыше трех тысяч
человек. «Не стоит село без праведника,
а город без святого», – говорили на
Руси. Что значит – не будет праведников,
перестанет и мир существовать. А пока
есть молитва – люди к ней тянутся. Вот
и вырос из землянок – молитвенный
храм. И отшельников, молящихся за мир,
прибавилось.
Под покровительством
Абалакского Знаменского
монастыря
Когда число старцев и богомольцев
увеличилось, избрали одного из них для
поездки в Тобольск к владыке. В 1906 году
Преосвященный Антоний при поездке по
епархии лично посетил общину и подтвердил
свое решение прислать священника. В 1907
году епархиальным начальством разрешено
было построенную часовню обратить в
храм с пристройкой святого алтаря. Указом
Тобольской духовной консистории от 13 марта
для совершения богослужений в «Коврижку»
был назначен казначей Абалакского
Знаменского монастыря иеромонах Никита
с несколькими послушниками. Крестьяне
во всем поддерживали насельников.
Выделили четыре десятины земли, а
также поддерживали собственным трудом,
хлебом и рабочим скотом.
На освящение часовни с
алтарем собралось три
тысячи прихожан.
Прихожане активно
помогали, вместе строили
некоторые хозяйственные
по строй ки, помещения
для братии, два дома для
богомольцев. Все это –
под горой, в болотистой
местности, куда не было
дороги с Ялуторовского
тракта. Добрая же жизнь
насельников и истовое
монашеское ежедневное
богослужение привлекли к
Суклемской обители симпатии окрестного
на се ления. Добави ли с ь и зем ли до
одиннадцати десятин, и стечение богомольцев
только прибавлялось. Особенно в летнее
время и Великим постом: собиралось свыше
двух тысяч человек.
Об обители знали и великая
княжна, и будущий святой
В годы столыпинской аграрной реформы
проходило активное переселение крестьян
из Европейской России в Сибирь, в
том числе и в Тобольскую губернию. В
1906-1914 годы переселилось более трех
миллионов человек. Крестьянам-старожилам
в районах размещения приходилось делиться
своей землей. От этого возникало много
конфликтов. Возникла острая потребность в
организации духовного окормления русских
переселенцев. Особенно в районах, где
существовали крепкие старообрядческие
общины. В марте 1909 по Высочайшему
повелению в Сибирь и страны Дальнего
Востока был командирован священник
Русской Православной Церкви протоиерей
Иоанн Восторгов, будущий священномученик.
Летом 1910 года он совершил поездку
по восьми переселенческим епархиям для
определения порядка открытия в них новых
приходов и школ, построения церквей и
школьных зданий. 19 января 1911 года от
его имени в Святейшем правительствующем
Синоде было «донесено, в каких пунктах
желательно открывать в [Тобольской
епархии] новые монастыри и, между
прочим, было ходатайство желательности
преобразования Суклемской обители в
самостоятельный монастырь». 20 января
1912 года из Синода передано прошение
иеромонаха Никиты с той же просьбой о
преобразовании монастыря на имя великой
княгини Ольги Александровны, сестры царя
Николая II. Были сообщены подробные
сведения о Суклемской обители. На это
прошение великой княгиней сообщено,
что преобразование общины в монастырь
«весьма желательно».
Пример для ведения хозяйства
В начале сентября 1915 года
топографом И. Чебыкиным из Кургана
был составлен проект участка,
отводимого для Свято -Троицкого
монастыря. При отведении участка
учли и нахождение пресных грунтовых
вод. Производитель работ А.И. Князев
писал: «…монастырь представляет из
себя хорошую хозяйственную общину
и всегда будет служить образцовым
хозяйством для местного населения.
Здесь крестьяне могут увидеть и
применение удобрений, и улучшенные
способы обработки земли, и экономное
обращение с лесом, тут же будут
хорошие породы скота. Получив участок,
монастырь намеревается устроить там
церковь».
Ломать – не строить
Вскоре после Февральской революции
настоятель Суклемского монастыря
писал председателю Совета министров
Временного правительства о стремлении
крестьян снести все постройки и
самовольно захватить весь земельный
участок – 300 десятин земли. Министр
ответил незамедлительно – телеграммой
от 5 мая 1917 года тобольскому
губернскому комиссару: «Не откажите в
содействии к ограждению законных прав
монастыря». А дальше, а дальше… уже
другие распоряжения: отделить! изьять!
закрыть! Чего стоит постановление
колхозного актива от 26 марта 1933
года. Надо читать, а не пересказывать.
Документы сохранились, но не хочется
называть фамилии. В решении слова:
«при проведении мероприятий партии и
правительства большим тормозом служит
Суклемско-Ковриженская церковь.
Под прикрытием моления стекаются
кулаки из ближайших с/советов и
других районов. Кулаки, пришедшие в
церковь, приносят вред для колхозного
строительства. Под прикрытием моления
стекаются лодыри, разгильдяи, кулаки
не только из ближайших с/советов, но
и из соседних районов, вследствие чего
на территории развелось паломничество
нищенствующих». Значит, и в 1933 году
нужна была молитва людям, и не все
стремились к закрытию монастыря.
Но это прои зошло. А каменн ую
однопрестольную церковь, стоявшую
на возвышенности холма «Коврижка»,
к 1960 году разобрали до последнего
кирпича. Иконы, церковную утварь,
что могли спасти, хранили у себя
верные «ковриженцы». Икону Божией
Матери «Печерскую» с предстоящими
по сторонам святыми Амвросием и
Феодосием, Печерскими чудотворцами,
передали в дар Знаменскому собору
Тюмени. Деревянный крест 80 см
высотой – Всехсвятской церкви Тюмени.
Свято место – пусто не бывает
Так говорят в народе. Если и камня
нет, то что осталось? Осталось место
намоленное, остались могилы монахов
и молящихся. Остались воспоминания, и
появилось желание у многих потомков
исправить разрушенное, и хотя крест
на месте Суклемского монастыря
уже стоит, но свято место, хоть и
поруганное, вопиет к современникам о
помощи, требуя их деятельной памяти.
Надежда АНТУФЬЕВА,
газета «Тюменская область сегодня»
|