Басня волк и кот была впервые напечатана в сборнике басней в 1830 году. Сюжет
басни построен на основе русской народной
пословицы: «что посеешь, то и пожнешь».
Все, что человек делает доброе, приносит
добрые плоды ближним и самому человеку.
А все лукавое и худое преумножает злое.
В этой басне повествуется, как, спасаясь
от погони охотников и гончих собак, волк
забежал в деревню. Увидев на заборе кота,
он спросил: «Кто из добрых мужиков пустит
меня уберечься от преследователей?» Кот
Васька стал перечислять добрейших мужиков. Но оказалось, кого он ни назовет, у
всех волк кого-то задрал из домашнего скота. И вот когда пришла беда, то оказалось
волку не у кого просить спасенья.
|
Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе Кота
И молвит: «Васенька, мой друг!
скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной».
– «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он»,
– Кот Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана»,
«Ну, попытайся ж у Демьяна». –
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка». –
«Беги ж, вон там живет Трофим». –
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!»
«Ну, плохо ж! – Но авось тебя укроет Клим!»
«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!»
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, –
Сказал тут Васька Волку. –
Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы, – сам себя вини:
Что ты посеял – то и жни».
|
В простом народе говорят: как аукнется,
так и откликнется. Человек эгоистичный и
злонамеренный в этом мире преумножает
злое. Природа зла – это диавол, это дух
противления правде Божией, приводящий к
утрате Божественного дара любви и насаж-
дению греховного эгоизма в душе человека.
Озлобление и ожесточение души чело-
века начинаются с малого и происходят
постепенно. Возрастая и познавая мир, с
раннего детства, человек увлекается мате-
риальными интересами, забывая о своем
духовном развитии. Такие люди, говорит
апостол Павел, «поступают по суетности
ума своего, удалены от жизни Божией»
(Ефес. 4). Погружаясь всецело в земные
заботы, человек зачастую забывает о душе,
о ее Божественной природе. Так человек
забывает о Боге.
Человек не слышит голос Божий, не
слышит голос совести. Все его поступки
эгоистичны по отношению к ближним, такой
человек легко и безрассудно творит злое.
При этом он не задумывается, что своими
эгоистическими действиями порой причиня-
ет боль и страдания другим. Безрассудный
человек легко идет на обман, злословит,
оскорбляет и осуждает ближнего.
Перессорившись со всеми, человек окон-
чательно озлобляется и впадает в отчаяние
и ожесточение. В Библии говорится, что в
крайней степени обезбоживания человек не
уснет, не сотворив зла. Все дни его жизни
пропитаны эгоизмом, который является пре-
пятствием для бескорыстных добрых дел.
Выход из такого печального состояния
духовного ожесточения указан в Священном
Писании. Человек должен «прийти в себя»,
обратить свой взор в глубину души. Важно
очистить свой разум от греховного эгоизма,
необходимо укрепить свою волю в добре,
не делать злое ближним своим и пробудить
совесть.
Если человек принесет покаяние, очистит
свою душу от эгоизма и злонамеренности,
то благодать Божия коснется его сердца,
и душа процветет духовной радостью про-
зренья в любви Божией. Жизнь наполнится
добрыми делами. Человеку откроется благо-
датная перспектива жизни вечной в радости
с Богом. В чем и заключается смысл жизни
человека на земле – от мала до велика, от
юности и до конца дней. Чем раньше чело-
век это осознает, тем подлинно счастливей
будет жизнь.
+ М.Д.,
июнь 2018 года
|