Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но, по невежеству
тех, которые занимаются ею, и тех, которые
с легкомысленной снисходительностью судят
их, она далеко теперь ниже всех искусств.
Тому, кто захочет приобрести действительное познание медицины, необходимо иметь:
природное расположение, обучение, удобное
место, наставление с детства, любовь к
труду и время.
С древних времен врачевание признавалось обществом как самая почетная
и важная профессия: творить милосердие
и помогать страждущим, спасать и предупреждать больных от различных недугов,
а также уметь правильно врачевать душу
пациента, находить к нему подход и обоюдное взаимопонимание. В акции врачевания
переплетается и фокусируется множество
составляющих факторов: прежде всего врач,
затем – больной, далее – социально-политические условия, медицинская наука, – и
поэтому искусство врачевания в настоящее
время – это одна из самых сложных сфер
человеческой деятельности.
Прежде всего, изменилась человеческая
личность; изменилась в корне социально-политическая структура общества. Одной из
основных задач формирования целостной
личности специалиста врача мы считаем
привитие ему навыков врачебного мышления, базирующихся на этических принципах
врачебной деятельности. Пациент, который
обратился к врачу со своим недугом, должен
полностью доверять ему, а врач, в свою
очередь, должен правильно и объективно
объяснить пациенту, на основании его жалоб
и осмотра, предполагаемое у него заболевание. Однако между врачом и больным все
же могут возникать различные конфликтные
ситуации.
Во многом эти конфликты можно сгладить, если в обязательном порядке обсуждать
с пациентом, причем в доступной для него
форме, методы обследования и лечения. В
настоящее время одна из самых важных
задач в подготовке медицинских работников – нравственное воспитание молодого
человека, выбравшего профессию медика.
Эта работа должна проводиться на всех
этапах обучения молодых врачей. Работой
по обучению общению с пациентами, постановке диагноза заболеваний, выбору верного
метода лечения должны заниматься не только сотрудники кафедры или курса урологии,
но и врачи-урологи на клинических базах
урологических отделений. Это урологические
кабинеты поликлиник, урологические отделения стационаров, включая и приемное отделение, куда впервые обращаются больные и
где проводится первичный прием пациентов,
поступивших по экстренной помощи, и после
первичного осмотра пациента определяется
объем диагностического обследования.
Лекции, практические и семинарские
занятия по выбранной специальности,
включая врачебную этику, проводятся на
кафедрах и курсах института непрерывного
медицинского образования при Тюменском
государственном медицинском университете
Министерства здравоохранения Российской
Федерации.
Процесс обучения продолжается и на поликлинических приемах, в процессе общения
врачей-ординаторов с врачами поликлиник,
которые ведут прием обратившихся к ним
пациентов, а также и со средним и младшим
медицинским персоналом базовых отделений
и кабинетов поликлиник.
При чтении лекций по этике и деонтологии особо подчеркиваются гуманные
принципы отечественной медицины. Когда-то
великий Сократ сказал, что самое сложное в
жизни – это искусство учить, лечить и судить
людей. Искусство врачевания и мудро, и
гуманно, и многотрудно. Мудро потому, что
требует ума, честности и огромной человеческой доброты. Гуманно, так как все ценности врачевания направлены на сохранение
жизни и здоровья человека. Многотрудно,
потому что врачевание – это не шаблон, это
и не стандарт, а сложный и многообразный
спектр индивидуальных реакций и течений
болезней, так как каждый человек уникален
и телом, и душой.
На практических занятиях молодой врач
должен научиться грамотно и доброжелательно проводить общение с пациентом при
его тщательном осмотре и сборе анамнеза
заболевания. После осмотра и проведенного
обследования в беседе с врачом пациент
должен будет подробно узнать о своем заболевании и совместно с врачом обсудить все
возможные методы диагностики и лечения.
Не исключено, что будет предложено дальнейшее консервативное лечение, при всем
его многообразии, а также, при абсолютных
показаниях, предложено и оперативное лечение, с использованием современных малоинвазивных методов лечения с применением
новейших технологий.
На практических занятиях в процессе
обучения нужно подчеркивать необходимость внимательного отношения к состоянию больного, учета характера пациента,
особенностей его психического состояния,
быта, труда, семейного анамнеза. Необходимо относиться к больному и решать все
вопросы лечения так, как если бы на его
месте оказались бы вы или ваши ближайшие
родственники.
Во время обходов, докладов о больных
в палатах следует сообщать только самые
необходимые сведения, избегать обсуждения
неблагоприятных результатов обследования
и спорных вопросов по тактике лечения, что
может плохо отразиться на психике больного. При клинических разборах прививаются
навыки врачебного (логического) мышления,
анализа и синтеза данных обследования для
установления правильного диагноза, абсолютных показаний для оперативного лечения,
а также определения дальнейшей врачебной
тактики ведения данного больного. Врач не
имеет права навязывать оперативное лечение по относительным показаниям, пока не
использованы все возможности и методы
консервативного лечения.
У тяжелых больных при их осмотре на
ежедневных врачебных обходах необходимо
привлекать более опытных коллег, сотрудников кафедры и врачей смежных специальностей, проводить консилиумы с привлечением
профессорского корпуса университета.
В процессе работы с персоналом в клинике молодым врачам должно прививаться
уважение к врачам старшего поколения,
стремление чаще советоваться с ними,
так как они имеют более продолжительный
опыт ведения сложных больных. Необходимо и уважение к среднему и младшему
медицинскому персоналу, так как излечение
больного зависит не только от самого врача,
а в большей степени от совместного труда
всего коллектива.
При беседах с больными и их родственниками и при совместном обсуждении лечения
следует учитывать выписки из других лечебных учреждений, где ранее обследовался
и лечился пациент: этим воспитывается
бережное отношение к авторитету и труду
врачей других лечебных учреждений. Тактика, ошибки на предыдущих этапах лечения
анализируются в отсутствие больного и его
родственников. При этом ошибки в диагностике и тактике оцениваются в зависимости
от возможностей уровня знаний врача и его
практического стажа (уровень лечебного
учреждения и его оснащенность, профиль, в
котором лечился и лечится данный пациент и т. д.).
Широко известны слова Войно-Ясенецкого (святителя Луки): «Для хирурга не должно
быть «случая», а только живой страдающий
человек». Он также говорил, что врач, который лечит больного, стоит перед своей
совестью один. И суд, которым он судит себя,
оказывая помощь страдающему, должен быть
строже любого трибунала.
Известный профессор-кардиохирург
Ю.Л. Шевченко говорил, что сегодня человек
подчиняет себе природу, расщепляет атом,
покоряет космос – но тот же человек делает
далеко не все, чтобы щадить других, чтобы
прекрасные слова о должном в человеческих отношениях воплотить в жизнь, чтобы
лучше понимать друг друга. Становятся
синонимами утонченность и ханжество,
рационализм и расчетливость, улыбчивость
и жестокость, растет жадность, страсть
к наживе и взяточничеству, и с каждым
годом этот рост увеличивается. В плановой хирургии увеличивается
рост оперативных вмешательств не по абсолютным
показаниям, а в интересах
большего заработка, так как
в настоящее время большой
процент плановых операций
выполняется платно. Расширяется трещина между
технократией и душевностью,
между разумом и сердцем.
В настоящее время вокруг нас накопилось много
несправедливости, страха, ненависти, зависти и отчаяния,
зла, даже к самим коллегам.
На все это обидно и больно
смотреть, когда есть врачи,
которые платно выполняют оперативные вмешательства не по абсолютным показаниям.
Все это способствует не только продолжению
болезней у больных, но и нездоровому отношению к самим врачам среди больных.
Растет недовольство и количество жалоб на
медицинских работников. В свою очередь все
это сокращает человеческую жизнь.
Выводы. Врач в какой-то степени должен
быть «адвокатом» страдающего человека –
вот что завещал нам великий Войно-Ясенецкий, жизнь и подвиг которого несут по сей
день свет мудрости, душевности и человеколюбия, уроки уважения к старшим коллегам,
доброты и милосердия, прощения и любви.
Именно это мы должны помнить, вступая
в третье тысячелетие своей истории!
Николай иванович Казеко,
доктор медицинских наук,
профессор кафедры онкологии с курсом
урологии, завкурсом урологии института
непрерывного медицинского образования,
Тюменский государственный
медицинский университет
|