ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№06 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями И.А. Крылова


Собачья дружба


У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днем –
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может, – говорит Полкан, – приятней быть,
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всем оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась!
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело». –
«А что же? это дело!»
Барбос ответствует ему:
«Давно, Полканушка, мне больно самому,
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживем без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней;
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно». –
«Явим же в ней пример мы в наши времена»,
Вскричал Полкан: «дай лапу!» – «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
«Орест мой!» – «Мой Пилад!»
Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их розлили водою.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!

Иван Андреевич Крылов отличался искренним дружелюбием, благожелательностью и не проявлял зависти к успехам других. В своих баснях он призывал к укреплению искренне добрых человеческих взаимоотношений. При этом басни учат отличать правду от лжи и добро от зла. Это важно во взаимоотношениях между людьми, между народами и между государствами.

В 1815 году была напечатана басня «Собачья дружба». Поводом послужили разногласия между странами, победившими Наполеона. Внешняя политкорректность и дипломатия слетают как маски, когда встает вопрос о личных интересах. Тогда легко забываются нравственные христианские ценности, искажается понятие «справедливости», и вместо любви проявляется эгоизм. Все это ярко и образно Иван Андреевич описал в басне «Собачья дружба».

Эта басня хорошо показывает, с какой легкостью слова о жертвенной любви сменяются делами греховного эгоизма. Забывая о своей духовной природе, люди всецело погружаются в мир материальных вещей. Материальные блага становятся предметом споров, раздоров и дележа. При этом мы не задумываемся, что жизнь земная коротка, и все, что человек здесь наживает материального, праведно или неправедно, он оставит. По завершении земной жизни человек предстанет пред Богом дать ответ за прожитое. И жизнь каждого будет тогда оценена по добрым или злым делам, совершенным в отношении ближних. В Священном Писании говорится: от дел своих мы оправдаемся и от дел своих мы осудимся. Добрые дела творятся по дару любви к Богу и ближнему. Дела и поступки, окрашенные греховным эгоизмом и гордыней, будут каждому из нас в суд и в осуждение.

Важно помнить то, что основой добрых дел может стать только любовь, а не эгоизм. Каждый христианин должен помнить слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Искренняя любовь к ближнему – это выражение подлинной любви к Богу. Если в центре жизни человека и общества поставляется Господь, то, чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг к другу, тем меньше разделения между людьми. Мы устремляемся от периферии земного бытия к центру духовной жизни, к Богу. Так мы объединяемся даром Божественной любви, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8). Но чем дальше мы удаляемся от Бога, тем дальше мы удаляемся и друг от друга, тем больше пространства для разделения и вражды. Таким сравнением назидает преподобный авва Дорофей.

Люди часто, прикрывшись маской лицемерия, с позиции своего эгоизма рассуждают «о худе, о добре и, наконец, о дружбе». При этом – не испытывая никакой нужды: «Спасибо господам: ни голодно, ни тесно нам!».

Однако искренней дружбы, основанной на подлинной любви, нет. Иван Андреевич акцентирует: «А дружбы… меж людей почти совсем не видно». Зависть, алчность, хищение, суды, доносы, приводящие к озлоблению и к ожесточению, наполняют земную жизнь человека. В транспорте, в магазине, на работе люди озлобляются, ожесточаются, злословят, а порой даже «грызутся». Но самое трагичное то, что это привносится и в семью. Предметом раздора могут стать особенности характера человека, материальные ценности и даже родные дети. Все это свидетельствует об обмирщении души, удалении человека от Бога и утрате дара Божественной любви.

Апостол Павел характеризует любовь следующими свойствами: терпение, милосердие, отсутствие зависти, гордости, смирение, уважительность, бескорыстие, кротость, незлобие, сострадание, благожелательность, уважительность. Он пишет так: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею», то я – пустой человек, я ничто, нет мне пользы в моих делах (1 Кор. 13, 1). Подлинная дружба, подлинно добрые дела должны сопровождаться жертвенной любовью, которая для каждого человека есть дар Божий. Человек, обладающий даром любви, никогда не нанесет оскорбления своему ближнему и не причинит боли и страдания ни душевного, ни телесного другому человеку. Истинный христианин поступает по отношению к ближнему по заповеди Христа: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с ближним своим (ср. Мф. 7, 12).

Велика сила неискаженной любви в отношениях между людьми. Святитель Тихон Задонский наставляет: «О, коль благополучно жили бы все, если бы друг друга взаимно любили! Не было бы тогда воровства, разбоев, хищений, убийств, насилия, обманов, лукавства, злословия, поношения, клеветы и ругательства». Искренняя любовь разрушается греховным эгоизмом, который может быть личностным, семейным, клановым, корпоративным и даже государственным. Как важно это сознавать, в любви и дружбе свое счастье созидать!

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.