Доклад митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия
на Совете ректоров вузов Тюменской области,
22 мая 2017 г.
Экспозиция Музея истории духовного просвещения Сибири
(в историческом здании Тобольского архиерейского дома)
|
Сегодняшнее заседание Совета ректоров вузов Тюменской области проходит в
стенах Тобольской духовной семинарии в
древнем стольном граде Тобольске, которому в этом году исполняется четыреста
тридцать лет. Его по праву следует назвать
колыбелью просвещения Сибирского края.
Прологом этого стали два важных события.
В 1701 г. царь Петр I издал указ об открытии в г. Тобольске первого учебного заведения в Сибири, а в 1702 г. на Тобольскую и Сибирскую кафедру был назначен
митрополит Филофей (Лещинcкий), который
в 1703 г. открыл в г. Тобольске при архиерейском доме на Софийском дворе первую
в Сибири славяно-русскую школу. На базе
этой школы в 1743 г. при митрополите Антонии (Нарожницком) была создана старейшая в Сибирском крае Тобольская духовная семинария.
Нужно отметить, что уже в первый учебный год в славяно-русской школе заботами
и трудами святителя Филофея обучалось 60
человек, затем количество достигло 90 учащихся, что по тем временам было немало.
В этой школе обучались не только русские
дети, но и дети коренных народов Севера: хантов, манси, ненцев. Тем самым решалась важная государственная задача по
интеграции этих народов в Российской империи, которую поставил Петр I. Он своим Указом на открытие школы предписал:
«...приказному человеку Тобольского Софийского двора из дворян Андрею Городецкому на Софийском дворе, или где прилично,
построить училище поповских, диаконских и
церковниковых детей, робяток учить грамоте, а потом славянской грамматике и прочиим на славянском языке книгам; и катихизис православной веры могли бы совершенно знать, и удостояся в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, неведущих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры могли, и потому ко святому крещению искать расширения до самого государства Китайского». Эту задачу Тобольская школа выполняла на протяжении более двух столетий.
Во второй половине XVIII в. при сибирских монастырях и уездных духовных правлениях в гг. Тюмени, Туринске, Ишиме, Березове, Таре, Самарове, Екатеринбурге,
Верхотурье, Ирбите, Далматове, Челябинске,
Томске, Барнауле, Красноярске, Енисейске
были открыты латинские и славяно-русские
школы. В начале XIX в. духовные училища
появились при Кондинском и Тюменском
Троицких монастырях.
На рубеже XVIII-XIX вв. духовное образование было одним из самых основательных
и носило комплексный характер. С 1818 г.
учебный курс в Тобольской духовной семинарии был распределен на три ступени следующим образом: в первые два года изучались словесность, риторика, всеобщая история; затем два года – философские науки
с присоединением к ним математики и физики; в последние два года – богословские
науки и церковная история. Из древних изучались древнегреческий, древнееврейский,
а из новых – немецкий, французский языки. С 1826 г. было введено изучение татарского языка. Преподавание ряда предметов
велось на латинском языке. С 1840 г. в семинарии увеличивается количество практических предметов. Были введены предметы:
естественная история, основы медицины, педагогика и сельское хозяйство. Преподавание стало осуществляться на русском языке.
Тобольская и открытая позже в 1780 г.
Иркутская духовные семинарии занимали
видное место в образовательном пространстве Сибири. При них были собраны богатые библиотеки, в которых помимо книг на
русском и иностранных языках хранились
уникальные древние рукописи. Распространение литературы религиозного содержания,
создание семинарских и приходских библиотек, минералогического кабинета, развитие летописания – все это внесло большой
вклад в общий процесс культурного преобразования Сибирского края.
Таким образом, Тобольская духовная семинария стала родоначальницей большинства духовных и светских учебных заведений в Сибири. Именно ее выпускники впоследствии составили основу преподавательских кадров большинства открываемых светских новых вузов, училищ и школ от Перми до Барнаула.
Следует вспомнить имена выпускников
Тобольской духовной семинарии, ставших
широко известными далеко за пределами
Тобольской губернии и снискавших всеобщее признание в области науки, культуры,
литературы и искусства. К ним относятся:
краевед, первый историк Сибири, создатель
фундаментального труда «Историческое обозрение Сибири» Петр Андреевич Словцов,
двести пятьдесят лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году; его ученик Николай Алексеевич Абрамов, историк,
этнограф Сибири и Средней Азии; протоиерей Александр Сулоцкий, историк Православия в Сибири; Алексей Степанович
Павлов, юрист, историк права, профессор,
член-корреспондент Императорской академии наук в г. Санкт-Петербурге; Михаил
Степанович Знаменский, археолог, этнограф, краевед, литератор, художник; Иван
Федорович Лисицин, исследователь флоры
и фауны окрестностей г. Тобольска; Михаил
Александрович Машанов, филолог-арабист,
профессор Казанской духовной академии;
священник Иосиф Гиганов, ученый-тюрколог,
автор одного из первых словарей татарского
языка; Алексей Семенович Агафонов, востоковед, исследователь Китая. Выпускник Тобольской духовной семинарии Иван Федорович Дерябин стал эффективным и успешным государственным деятелем, основателем Ижевского оружейного
завода в 1807 г. Тобольская семинария подготовила многих будущих архипастырей Церкви, среди
них следует отметить причисленного к лику святых
митрополита Макария (Невского), известного русского миссионера, «апостола
Алтая».
Наряду с этим, роль сибирского духовенства, семинарий, монастырей, приходских храмов в системе
народного просвещения и
образования весьма значительна. В Тобольской
епархии получил широкое
распространение опыт переложения религиозных
текстов с русского на татарский язык и языки народов Севера. В течение
XIX в. было осуществлено
издание ряда книг и учебников на национальных
языках, при Тобольской
духовной семинарии существовал класс татарского языка. Церковное образование во многом способствовало распространению грамотности и культуры, христианских нравственных начал среди населения, положило начало распространению научных знаний среди коренных народов Севера.
Сегодня Тобольская духовная семинария – крупнейший духовно-образовательный
центр за Уралом. Помимо пастырского отделения имеются регентская школа, готовящая руководителей церковных хоров, и
иконописная школа, готовящая иконописцев и реставраторов. В древнюю духовную
столицу Сибири для получения богословского образования приезжают молодые люди
из многих епархий Русской Православной
Церкви. Жизнь семинарии в новейший период ее истории была непростой, было много трудностей, но они со временем преодолевались, и духовная школа вновь стала
жить полнокровной жизнью высшего духовного учебного заведения, развивая свою
учебную, методическую и научную базу и
способствуя духовно-нравственному оздоровлению молодежи. За годы после возрождения семинарии в 1989 году через эту
школу прошло более 1600 юношей и девушек, которые стали священнослужителями,
иконописцами, реставраторами, руководителями церковных хоров и преподавателями воскресных школ. Сегодня они трудятся
во всех уголках России, ближнего и дальнего зарубежья.
|