ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№06 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Тобольск – колыбель просвещения в Сибири


Доклад митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия на Совете ректоров вузов Тюменской области, 22 мая 2017 г.



Экспозиция Музея истории духовного просвещения Сибири (в историческом здании Тобольского архиерейского дома)

Сегодняшнее заседание Совета ректоров вузов Тюменской области проходит в стенах Тобольской духовной семинарии в древнем стольном граде Тобольске, которому в этом году исполняется четыреста тридцать лет. Его по праву следует назвать колыбелью просвещения Сибирского края. Прологом этого стали два важных события. В 1701 г. царь Петр I издал указ об открытии в г. Тобольске первого учебного заведения в Сибири, а в 1702 г. на Тобольскую и Сибирскую кафедру был назначен митрополит Филофей (Лещинcкий), который в 1703 г. открыл в г. Тобольске при архиерейском доме на Софийском дворе первую в Сибири славяно-русскую школу. На базе этой школы в 1743 г. при митрополите Антонии (Нарожницком) была создана старейшая в Сибирском крае Тобольская духовная семинария.

Нужно отметить, что уже в первый учебный год в славяно-русской школе заботами и трудами святителя Филофея обучалось 60 человек, затем количество достигло 90 учащихся, что по тем временам было немало. В этой школе обучались не только русские дети, но и дети коренных народов Севера: хантов, манси, ненцев. Тем самым решалась важная государственная задача по интеграции этих народов в Российской империи, которую поставил Петр I. Он своим Указом на открытие школы предписал: «...приказному человеку Тобольского Софийского двора из дворян Андрею Городецкому на Софийском дворе, или где прилично, построить училище поповских, диаконских и церковниковых детей, робяток учить грамоте, а потом славянской грамматике и прочиим на славянском языке книгам; и катихизис православной веры могли бы совершенно знать, и удостояся в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, неведущих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры могли, и потому ко святому крещению искать расширения до самого государства Китайского». Эту задачу Тобольская школа выполняла на протяжении более двух столетий.

Во второй половине XVIII в. при сибирских монастырях и уездных духовных правлениях в гг. Тюмени, Туринске, Ишиме, Березове, Таре, Самарове, Екатеринбурге, Верхотурье, Ирбите, Далматове, Челябинске, Томске, Барнауле, Красноярске, Енисейске были открыты латинские и славяно-русские школы. В начале XIX в. духовные училища появились при Кондинском и Тюменском Троицких монастырях.

На рубеже XVIII-XIX вв. духовное образование было одним из самых основательных и носило комплексный характер. С 1818 г. учебный курс в Тобольской духовной семинарии был распределен на три ступени следующим образом: в первые два года изучались словесность, риторика, всеобщая история; затем два года – философские науки с присоединением к ним математики и физики; в последние два года – богословские науки и церковная история. Из древних изучались древнегреческий, древнееврейский, а из новых – немецкий, французский языки. С 1826 г. было введено изучение татарского языка. Преподавание ряда предметов велось на латинском языке. С 1840 г. в семинарии увеличивается количество практических предметов. Были введены предметы: естественная история, основы медицины, педагогика и сельское хозяйство. Преподавание стало осуществляться на русском языке. Тобольская и открытая позже в 1780 г.

Иркутская духовные семинарии занимали видное место в образовательном пространстве Сибири. При них были собраны богатые библиотеки, в которых помимо книг на русском и иностранных языках хранились уникальные древние рукописи. Распространение литературы религиозного содержания, создание семинарских и приходских библиотек, минералогического кабинета, развитие летописания – все это внесло большой вклад в общий процесс культурного преобразования Сибирского края.

Таким образом, Тобольская духовная семинария стала родоначальницей большинства духовных и светских учебных заведений в Сибири. Именно ее выпускники впоследствии составили основу преподавательских кадров большинства открываемых светских новых вузов, училищ и школ от Перми до Барнаула.

Следует вспомнить имена выпускников Тобольской духовной семинарии, ставших широко известными далеко за пределами Тобольской губернии и снискавших всеобщее признание в области науки, культуры, литературы и искусства. К ним относятся: краевед, первый историк Сибири, создатель фундаментального труда «Историческое обозрение Сибири» Петр Андреевич Словцов, двести пятьдесят лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году; его ученик Николай Алексеевич Абрамов, историк, этнограф Сибири и Средней Азии; протоиерей Александр Сулоцкий, историк Православия в Сибири; Алексей Степанович Павлов, юрист, историк права, профессор, член-корреспондент Императорской академии наук в г. Санкт-Петербурге; Михаил Степанович Знаменский, археолог, этнограф, краевед, литератор, художник; Иван Федорович Лисицин, исследователь флоры и фауны окрестностей г. Тобольска; Михаил Александрович Машанов, филолог-арабист, профессор Казанской духовной академии; священник Иосиф Гиганов, ученый-тюрколог, автор одного из первых словарей татарского языка; Алексей Семенович Агафонов, востоковед, исследователь Китая. Выпускник Тобольской духовной семинарии Иван Федорович Дерябин стал эффективным и успешным государственным деятелем, основателем Ижевского оружейного завода в 1807 г. Тобольская семинария подготовила многих будущих архипастырей Церкви, среди них следует отметить причисленного к лику святых митрополита Макария (Невского), известного русского миссионера, «апостола Алтая».

Наряду с этим, роль сибирского духовенства, семинарий, монастырей, приходских храмов в системе народного просвещения и образования весьма значительна. В Тобольской епархии получил широкое распространение опыт переложения религиозных текстов с русского на татарский язык и языки народов Севера. В течение XIX в. было осуществлено издание ряда книг и учебников на национальных языках, при Тобольской духовной семинарии существовал класс татарского языка. Церковное образование во многом способствовало распространению грамотности и культуры, христианских нравственных начал среди населения, положило начало распространению научных знаний среди коренных народов Севера.

Сегодня Тобольская духовная семинария – крупнейший духовно-образовательный центр за Уралом. Помимо пастырского отделения имеются регентская школа, готовящая руководителей церковных хоров, и иконописная школа, готовящая иконописцев и реставраторов. В древнюю духовную столицу Сибири для получения богословского образования приезжают молодые люди из многих епархий Русской Православной Церкви. Жизнь семинарии в новейший период ее истории была непростой, было много трудностей, но они со временем преодолевались, и духовная школа вновь стала жить полнокровной жизнью высшего духовного учебного заведения, развивая свою учебную, методическую и научную базу и способствуя духовно-нравственному оздоровлению молодежи. За годы после возрождения семинарии в 1989 году через эту школу прошло более 1600 юношей и девушек, которые стали священнослужителями, иконописцами, реставраторами, руководителями церковных хоров и преподавателями воскресных школ. Сегодня они трудятся во всех уголках России, ближнего и дальнего зарубежья.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.