ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№06 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Иван Алексеевич Карабинов: жизнь, труды, богословие


Здание Санкт-Петербургской духовной академии (фото начала XX века)


Участники Поместного собора Православной Российской Церкви (1917-1918)

Начало XX века стало временем сильных потрясений для России. Но, несмотря на эти потрясения, продолжала развиваться церковная наука. Среди известных имен этого времени есть следующие богословы: Николай Никанорович Глубоковский – известный патролог, экзегет, историк Церкви; Николай Васильевич Покровский – известный археолог, директор Археологического института; Николай Иванович Барсов – профессор гомилетики, один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона; Тимофей Васильевич Барсов – доктор церковного права; Василий Васильевич Болотов – историк Церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук, и другие. Но, к сожалению, имена многих молодых церковных профессоров, которые трудились в последние годы перед революцией и оставили после себя большой след в церковной науке, часто остаются в тени. Одним из таких забытых имен является имя выдающего литургиста, магистра богословия, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Алексеевича Карабинова.

Иван Алексеевич родился 15 октября 1878 года в селе Федоровское Владимирской губернии. Отцом его был протоиерей Алексий Карабинов, который по окончании Владимирской духовной семинарии был отправлен служить в данное село. Детей в семье о. Алексия было немного: «брат, Иван и приемный сирота» – писала в своих дневниках Олимпиада Ивановна Карабинова (матушка о. Алексия). С раннего детства о. Алексий брал своего младшего сына на службы, разные требы. В свою очередь Иван был очень любознательным и старался во всем помогать своему отцу-батюшке, особенно любил пономарить на Божественной литургии. Любовь к храмовому богослужению с каждым годом возрастала в юноше, что оставило отпечаток на всю его последующую жизнь.

Перед юным Иваном Алексеевичем не стояло вопроса, куда идти учиться: свою жизнь он хотел посвятить церковному служению. Так вначале он поступил в Суздальское духовное училище, которое с отличием закончил в 1893 году. Окончив обучение в Суздале, он был зачислен во Владимирскую духовную семинарию, которую также с отличием окончил в 1899 году.

После окончания Владимирской духовной академии, успешно пройдя вступительные экзамены, Иван Алексеевич был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии его куратором стал Н.В. Покровский. Обучаясь в академии, И.А. Карабинов входил в число трех лучших студентов по успеваемости. Ему нравилось изучать не только литургику и археологию, но также различные языки: греческий, латинский, немецкий и французский.

В 1903 году Иван Алексеевич прослушал полный курс Археологического СанктПетербургского института. После успешного окончания академии он был оставлен в качестве профессорского стипендианта при кафедре литургики и церковной археологии. Во время своего стипендиатства был отправлен в Константинополь, где активно занимался церковной наукой. Так, за 1904 год И.А. Карабинову удалось посетить Синайский монастырь св. Екатерины, библиотеку св. Гроба Господня, Афинскую национальную библиотеку, афонские библиотеки Ватопеда, Есфигмена, Филофея, Каракалла, Ивера, Лавры св. Афанасия, Дионисиата и отчасти Руссика. Приехав с Востока, Иван Алексеевич был назначен заведующим кафедрой церковной археологии и литургики. Одними из его первых лекций были: «Происхождение византийской церковной поэзии» и «Литургия апостола Иакова».

Во время работы на кафедре уделял внимание не только литургике, но и археологии. Неоднократно принимал участие в археологических съездах: Третий областной археологический съезд во Владимире в 1906 году, в 1908 году был назначен делегатом на Археологический съезд в Чернигове, а в 1910 году был на съезде в Новгороде. Много раз Иван Алексеевич производил ревизии академических библиотек и рукописей.

В 1908 году защитил магистерскую работу на тему «Постная Триодь, ее состав и происхождение». Рецензентом на его работу был назначен архиепископ Тихон (Белавин), будущий патриарх. К 1919 году И.А. Карабинов готовил докторскую диссертацию «О литургии Василия Великого», но в связи с начавшейся революцией так и не закончил свою работу.

И.А. Карабинов был очень востребованным специалистом в области литургики, в связи с чем его неоднократно приглашали на различные комиссии. В 1907 году была открыта особая комиссия по исправлению богослужебных книг, председателем которой был архиепископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси.


Профессор Иван Алексеевич Карабинов

8 мая 1917 года указом №2898 Святейший Синод объявил о созыве Предсоборного совета, который занимался подготовкой документов к Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. И Ивана Алексеевича, как одного из лучших литургистов, пригласили на Предсоборный совет. Ему было поручено составить доклад о возможности сокращения богослужения. 13 июля И.А. Карабинов прочитал доклад на эту тему «О Типике Великой Христовой Церкви и степени применимости его в практике Русской Церкви». К 10 июля Предсоборный совет утвердил список участников Поместного Собора РПЦ, и Иван Алексеевич был назначен в качестве секретаря в отделе «Высшего церковного управления» и членом отдела «О богослужении, проповедничестве в храме». На отделе о богослужении им был прочитан доклад на тему «О евхаристическом хлебе и вине». Именно доклад И.А. Карабинова стал решением собора, которое гласит: «на ржаном хлебе за неимением пшеничного, и на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Также стоит отметить очень интересный факт: И.А. Карабинов сыграл основную роль в формировании чина поставления патриарха.

В декабре 1918 года Санкт-Петербургскую духовную академию закрыли, и многие профессоры академии, в том числе и Иван Алексеевич, оказались в затруднительном положении. Но, несмотря на это, И.А. Карабинов устроился в Единый государственный архивный фонд и проработал там до 1921 года.

В начале 20-х годов, после закрытия академии, в Петрограде ощущалась огромная потребность в создании духовного учебного заведения. И в 1920 году митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) был открыт Петроградский богословский институт, и в качестве преподавателя литургики туда был приглашен И.А. Карабинов. Но институт проработал недолго. Уже в 1923 году он был закрыт в связи с возрастающей активностью обновленцев.

Есть сведения, что в это время И.А. Карабинов являлся членом Правления православных приходов Петрограда, и с разгромом этого общества связан его первый арест, который последовал 29 мая 1922 года. Но 5 июля Петроградский губернский революционный трибунал вынес решение об оправдании Ивана Алексеевича. После судебного процесса он служил псаломщиком в Александро-Невской Лавре.

В 1929 году И.А. Карабинов был уволен из Государственной академии истории материальной культуры. Некоторые источники утверждают, что после увольнения из академии он работал в архивах частных фирм, а в 1931 году был принят штатным сотрудником на Балтийский судостроительный завод. Здесь он работал архивариусом и заведовал личными делами рабочего состава.

22 декабря 1933 года Ивана Алексеевича арестовали, и Тройкой ПП ОГПУ в Ленинградском военном округе 25 февраля 1934 года он был осужден на 5 лет ссылки в Тобольск за «активное участие в контрреволюционной церковно-монархической организации, ставящей своей целью свержение советской власти и реставрацию монархии».

О времени пребывания в Тобольске известно, что И.А. Карабинов жил на улице Большая Октябрьская, 15, кв. 2, и служил архивариусом в ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профсоюзов) или в ГУСМП (Главное управление Северного морского пути).

26 апреля 1937 года И.А. Карабинов, находясь в ссылке в Тобольске, был вновь арестован по делу архиепископа Артемия (Ильинского) и группы духовенства. Обвинения были выдвинуты по статье 58-10, 58-11 уголовного кодекса РСФСР. 23 августа 1937 года особой Тройкой УНКВД по Омской области Иван Алексеевич Карабинов был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. 30 августа приговор был приведен в исполнение в городе Тобольске. Во время ареста «местом заключения стал так называемый «старый» тюремный замок, что на Большой Сибирской. Местом расстрела стал, предположительно, тот же тюремный замок. Местом захоронения <...> – территория современных микрорайонов города».

4 января 1958 года И.А. Карабинов был реабилитирован Президиумом Тюменского областного суда, а 30 марта 1989 года – прокуратурой города Ленинграда.

Из жизни И.А. Карабинова мы видим его огромный вклад в литургику и церковную археологию. До нас дошли следующие богословские труды Ивана Алексеевича, которые и сегодня пользуются огромным спросом в литургике: «Евхаристическая молитва (анафора)», «Постная Триодь» (Санкт-Петербург, 1910), магистерская диссертация, «К истории исправления постной Триоди при патриархе Никоне», «К истории иерусалимского устава», «Святая Чаша на Литургии преждеосвященных Даров».

Магистрант Тобольской
духовной семинарии
диакон Мстислав Исламов

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.