Епископ Трифон (Туркестанов)
|
14 июня 1934 года почил известный подвижник и духовный писатель нашего времени митрополит Трифон
(Туркестанов), автор любимого многими благодарственного акафиста Спасителю «Слава Богу за все».
Детство и образование
Будущий митрополит родился в 1961 году
в семье князя Петра Николаевича Туркестанова (1830-1891) и Варвары Александровны Туркестановой (урожденной Нарышкиной,
1834-1913). Борис был вторым ребенком в
семье – после своей старшей сестры Екатерины. Всего же в семье было шесть детей.
По отцу он принадлежал к грузинскому
княжескому роду, восходящему к XV веку;
его прапрадед, князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркестанов, переселился из Грузии в
Россию при императоре Петре I (1689-1725).
Раннее детство его протекало в Москве
и в подмосковном имении матери – селе Говорове (недалеко от теперешнего Востряковского кладбища), где в большом старинном
парке с двумя прудами располагался одноэтажный дом с террасой; здесь же, в парке, стоял каменный храм в честь Рождества
Пресвятой Богородицы. С детских лет Борис
привык к церковным службам, постовым говениям и праздникам, к размеренному, устоявшемуся и освященному церковному быту.
В младенчестве Борис был очень слаб и
часто болел. В одно время он так расхворался, что врачи не надеялись на его выздоровление, и тогда верующая мать прибегла к Врачу небесному. Она любила молиться в церкви
мученика Трифона, находившейся на окраине Москвы, и теперь стала просить святого
мученика за своего малютку-сына, обещая,
если он выздоровеет, посвятить его на служение Богу. После этого мальчик стал быстро
поправляться и скоро совсем выздоровел.
Однажды Варвара Александровна совершала поездку с сыном Борисом в Оптину пустынь. Когда они подходили к хибарке преподобного Амвросия, старец неожиданно сказал стоявшему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди
с удивлением увидели вместо архиерея приближавшуюся женщину с ребенком.
Борис Туркестанов учился в частной
классической гимназии известного педагога
Л.П. Поливанова, одной из лучших в Москве
(она располагалась на Пречистенке). К концу 1870-х годов относится его знакомство
со старцем иеромонахом Варнавой (Меркуловым), которого гимназист Борис Туркестанов посетил во время говения в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры в
дни Петрова поста. С этого времени началось его духовное знакомство с преподобным Варнавой, продолжавшееся до конца
жизни старца (1906).
В 1883 году, по окончании московской
гимназии, Борис поступил на историкофилологический факультет Московского университета. Однако светское высшее образование и последующая деятельность не привлекали его.
В одном из писем 1920-х годов преосвященный Трифон описывает свою беседу с артистом Малого театра М.А. Решимовым, происшедшую в начале 1880-х годов в Ялте, где
он был в качестве спутника со своим больным астмой отцом. В ней юный князь определенно говорит об избрании им иноческого
пути, несмотря на непонимание со стороны
большинства людей его круга – за исключением матери. Вскоре после этой беседы Борис Туркестанов поступил в Введенскую Оптину пустынь, где пребывал в 1884-1888 годах.
Его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский (†1891). Старец в то время уделял время устройству Шамординской пустыни, и Трифон также бывал
там. Сохранились его воспоминания о ходе
дел в Шамордино.
Монашество
В 1889 году молодой князь-послушник по
благословению своих духовных руководителей занимает место учителя и надзирателя
в миссионерском Осетинском духовном училище во Владикавказе.
31 декабря 1889 года пострижен в монашество с именем Трифон. Чин пострижения
был совершен в церкви Тифлисской духовной семинарии за всенощным бдением ректором архимандритом Николаем (Зиоровым).
На следующий день, 1 января 1890 года
рукоположен во иеродиакона экзархом Грузии архиепископом Палладием (Раевым).
6 января 1890 года рукоположен во
иеромонаха.
В 1891 году, также за «послушание воле
духовных руководителей», иеромонах Трифон
поступил в Московскую духовную академию.
Будучи студентом Московской духовной академии, иеромонах Трифон нес послушание
священника в пересыльной тюрьме Сергиева Посада. За это служение он был награжден золотым наперсным крестом.
В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Донского
духовного училища.
С 1897 года – ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита.
С 1899 года – ректор Московской духовной семинарии.
Епископ Дмитровский
28 июня 1901 года в Московской синодальной конторе был наречен, а 1 июля того
же года в Успенском соборе Кремля хиротонисан во епископа Дмитровского, викария
Московской епархии; хиротонию совершали:
митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископ Рязанский и Зарайский
Полиевкт (Пясковский), епископ Можайский
Парфений (Левицкий), епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) и члены Московской синодальной конторы епископы Нестор
(Метаниев), Григорий (Полетаев) и Нафанаил (Соборов).
В 1901 году, во время отпуска митрополита Владимира (Богоявленского), управлял
Московской епархией.
Как викарный епископ, имел местопребыванием московский Богоявленский монастырь, являясь его настоятелем; состоял
епископом Дмитровским и настоятелем этой
обители в течение почти пятнадцати лет – до
Первой мировой войны.
Во время своего настоятельства устроил в Богоявленском соборе монастыря придел во имя святителя Феодосия Черниговского (освящен 17 мая 1904 года), отремонтировал храмы, привел в порядок церковную утварь, провел электричество.
Неоднократно, по назначению Синода,
совершал дальние поездки в другие епархии – в Выксунский Иверский монастырь (в
июле 1903 г.), в Яблочинский Онуфриевский
монастырь Холмской епархии, на западной
окраине Российской империи (в 1907 г.),
где настоятелем в то время был его постриженник (1904 г.) иеромонах Серафим
(Остроумов). В июле 1911 году владыка побывал на севере, в монастырях Соловецком
и Трифоно-Печенгском…
Во время смуты 1905 года призывал
свою паству молиться, говеть, исповедоваться, причащаться. В день памяти святителя
Николая, 9 мая 1905 года, он совершал молебен на Красной площади, собравший множество верующих москвичей, которые пошли
за своим пастырем, «не устрашившись никаких угроз, готовые даже принять смерть»…
Принял участие в открытии второго и четвертого Всероссийских монархических съездов в Москве в 1906 и 1907 годах.
Летом 1912 года побывал на Святой
Горе Афонской. В апреле 1914 года участвовал в суде Московской синодальной конторы
над афонскими иноками-«имяславцами» под
председательством митрополита Московского Макария (Невского).
В 1914 году был управляющим Московской митрополией. 22 августа 1914 года отправился на фронт; около года провел в армии, исполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского
полка и благочинного 42-й пехотной дивизии. За отличие во время военных действий
был высочайше пожалован панагией на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.
Был в действующей армии дважды – сначала на польском (август 1914-1915), а затем на румынском (1916) фронтах. Сохранился его фронтовой дневник первого периода, дающий достаточно ясное представление о жизни святителя на фронте, о его
подвиге военного священника.
На польском фронте получил контузию и
вынужден был возвратиться в Москву. В 1916
году вновь уезжал на фронт, на сей раз – румынский. Вернулся в Богоявленский монастырь на Пасху. Здоровье его было сильно
расстроено, на фронте он потерял зрение
одного глаза. Подал прошение об увольнении на покой с пребыванием в родной ему
Оптиной пустыни. 2 июня 1916 года Высочайшим повелением первый викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон
был уволен на покой. Одновременно он был
назначен управляющим Ново-Иерусалимским
Воскресенским монастырем.
На покое
Поселился в Новом Иерусалиме и занялся монастырскими делами: наладил церковную службу, которая приобрела свойственное
его богослужениям благолепие. Как и прежде
в своей деятельности, уделял значительное
внимание духовному просвещению народа
и благотворительности. Известно, что он на
свои средства построил здесь женскую гимназию, где сам читал лекции.
В годы войны
в монастыре располагался лазарет для раненых, который теперь также стал предметом заботы преосвященного Трифона. К владыке приезжали его духовные дети, останавливались в монастырской гостинице, иногда
жили здесь по несколько дней.
1 апреля 1918 года постановлением патриарха Тихона и Священного Синода «епископ бывший Дмитровский Трифон был освобожден, согласно прошению, по болезни, от
управления ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем с назначением ему местопребывания в Донском
ставропигиальном монастыре».
5 мая 1918 года провел последнюю службу в Успенском соборе Кремля перед его
закрытием.
В 1923 году возведен в сан архиепископа.
14 июля 1931 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия
архиерейского служения.
Кончина и погребение
Скончался 14 июня 1934 года в Москве.
Отпевали митрополита Трифона митрополит
Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского
Серафима (Остроумова) и архиепископа Волоколамского Питирима (Крылова) в храме
Адриана и Наталии, в котором владыка Трифон любил молиться и где находилась тогда чудотворная икона мученика Трифона. В
гроб положили все, что он сам успел приготовить к пострижению в великую схиму. Затем в сопровождении множества людей гроб
с телом митрополита Трифона перевезли на
Введенское (Немецкое) кладбище. Шел сильный дождь, но собралось так много людей,
что приходилось останавливать движение по
пути следования процессии.
По материалам сайта Азбука.ру
|