ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№05 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Тобольская Пасха

Тобольской Пасхой называют в литературе дни прославления в лике святых митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна (Максимовича). 8, 9, 10 июня 1916 года (21, 22, 23 июня по новому стилю) стали днями особого торжества, собравшего в городе, духовной столице Сибири, около 50 000 богомольцев. Прославление проходило в период тяжких испытаний, выпавших на долю населения России.

1916 год. Уже полтора года шла Первая мировая война. Только за кампанию 1915 года русская армия потеряла 3,5 млн. убитыми, ранеными и пленными. Война принесла беды и несчастья в дом каждого трудящегося. Жители Тобольской губернии также принимали участие в этой войне. В нашем мало заселенном крае за годы войны население сократилось на 200 тысяч человек. В основном за счет мобилизованных. В книге воспоминаний «Очерки русской смуты» генерал А.И.Деникин писал: «Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии – отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть…».

В декабре 1915 года по Высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Беллавин). Он произвел осмотр гроба митрополита Иоанна, опечатал его своей печатью, а также зафиксировал сообщения еще о ряде случаев исцелений. 20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию.

На всеподданнейшем докладе Государь Император 21 января 1916 года наложил резолюцию: «Приемлю предложение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную».

Определением от 22-23 января Святейший Синод постановил: «…Поручить Преосвященному Митрополиту Московскому совместно с Преосвященным Тобольским и другими имеющими прибыть в Тобольск иерархами совершить 10-го июня сего года торжественное прославление Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского». Об этом сообщили всей российской пастве в «Деянии» (Послании) Святейшего Синода от 15 февраля 1916 года.



Начало подготовки к прославлению в Тобольске


В телеграмме епископа Варнавы и Тобольского губернатора Н.А.ОрдовскогоТанаевского Императору Николаю II от 3 марта 1916 г. говорилось: «…Твердо веруем, что молитвами Святителя Иоанна водимая Вами доблестная армия и русский народ сокрушат жестокого врага».

В этой тяжелой для страны обстановке готовилось и проходило торжество прославления в лике святых митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна (Максимовича) (дек. 1651, г.Нежин, ныне Черниговской обл., Украина – 10.06.1715, Тобольск). 10 июня 1916 года – это день 201-ой годовщины его блаженной кончины.

О том, что готовятся торжества по прославлению митрополита Иоанна, знали не только в столице и Тобольской губернии, знали во всех епархиях, знали в городах, деревнях, на фронтах. Протоиерей Никанор Грифцов составил тропарь и кондак святителю. В Тобольск на поклонение новому святому стремились попасть больные, увечные, обездоленные. На его молитвы перед Господом возлагали большие надежды и монарх, и военнослужащие, и простолюдины.



В Тобольск, в Тобольск!


Богомольцы прибывали в Тобольск водным путем из Тюмени, Омска, Самарово. Со всех сторон епархии шли по грунтовым дорогам пешком, ехали на лошадях. Шли крестными ходами, шли семьями. Шел по большей части простой народ, скорбящий, озлобленный, просящий милости и помощи Божией. Несли ко гробу угодника Божия свои безутешные печали и болезни. На каждом шагу встречались слепые, хромые, увечные, убогие. Прибывали из отдаленных мест. Пешком пришла группа богомольцев из Черниговской губернии, где долгое время служил митрополит Иоанн. Много было женщин.

Тюмень встречала представителей центральных областей, которые прибывали через Екатеринбург на железнодорожный вокзал. 28 мая в пять часов утра в городе раздался колокольный звон со всех колоколен. Это прибыл из столицы владыка Тобольский Варнава. Сначала он посетил Троицкий монастырь. К 10 часам приехал на пристань «Тура» и занял каюту на пароходе «Арсений». Священники, паломники, заполнившие пароход, встретили его молитвенным пением тысячи голосов. В 19 часов началось Всенощное бдение. Над рекой раздалось стройное и могучее: «Благослови, душе моя, Господа…». Величественен и трогателен был этот момент. На следующий день в 9 утра на пароходе начался молебен Святой Троице и покровителю всех плавающих святому Николаю Чудотворцу. Плывущая по реке церковь, где люди коленопреклоненно, во главе с архипастырем, под сводами голубого неба воздавали славословие Богу, в Троице славимому. Казалось, им подпевают пернатые, летевшие за кормой.

4 июня в Тюмень прибыл 81-летний митрополит Московский Макарий. На вокзале Его Преосвященство встречали местные благочинные, городское духовенство, представители государственной власти, начальник гарнизона. Митрополит посетил Троицкий монастырь, Знаменский собор. Шестьдесят лет назад он, выпускник Тобольской семинарии, был в городе проездом, направляясь на Алтай. К 1916 году в Тюмени проживало семь тысяч жителей, появилось много каменных зданий, учебных заведений, количество приходских церквей осталось тем же.

Из Москвы в Тобольск вез митрополит серебряный ковчег для мощей святителя Иоанна и кипарисовый гроб для раки, созданный по образцу гроба Святейшего Патриарха Ермогена в Успенском соборе Кремля. Вез 300 новых священнических облачений из одинаковой – белой, с золотыми крестами – парчи. Москвичи пожертвовали довольно крупные суммы на свечи, масло, иконы. Была передана лепта на пудовую свечу у мощей святителя. В этот же день на пароходе «Петроград», заполненном множеством духовных лиц и простыми богомольцами, митрополит отбыл в Тобольск. Вечером в субботний день было совершено Всенощное бдение. Могучий хор оглашал реку. Заслышав пение, на берег выходили жители деревень, на пристанях собиралось множество народа.

7 июня, вторник. В Тюмени также царила предпраздничная приподнятая атмосфера. На железнодорожном вокзале много духовенства, дежурные, полиция, которые помогали паломникам ориентироваться в пути до Тобольска. Среди путешественников был бывший губернатор А.А.Станкевич, почетный гражданин Тобольска и почитатель святителя Иоанна, по молитвам которого он получил исцеление от тяжкой болезни еще во времена своего губернаторства. Из монастыря на пристань при звоне колоколов всех 16 городских церквей вышел крестный ход с иконами Смоленской Божией Матери из села Суерского и местночтимой Знаменской Божией Матери. Святыни установили на украшенной зеленью палубе парохода «Арсений». И несмотря на то, что на судне уже находилось 2000 паломников, к нему прицепили еще две баржи, чтобы взять людей на других остановках.

8 июня, среда. В Тюмени торжественно встречали обер-прокурора Святейшего Синода, гофмейстера А.Н.Волжина. Он прибыл почтовым поездом в отдельном вагоне. На перроне ему представились все высокопоставленные лица – как церковнослужители, так и представители городской власти. Посетив вначале Знаменский собор, затем монастырь, А.Н.Волжин осмотрел особенности архитектуры, стили иконостасов, старинную живопись и утварь. Настоятелю монастыря иеромонаху Софронию преподал много ценных и настойчивых указаний по сохранению многочисленных памятников старины. В Тобольск отправился на пароходе «Зайсан». Прибыв к месту торжеств, отправился в Софийский кафедральный собор и поклонился честным останкам митрополита Иоанна.



Прибытие представителей власти и архипастырей


31-го мая прибыл в город Тобольск член Совета Министерства внутренних дел, тайный советник П.М.Кошкин, командированный из Петрограда для руководства административно-хозяйственной стороной предстоящих торжеств. В ожидании прибытия огромного числа богомольцев, в Тобольске были учреждены комиссии по выработке церемониала и организации административнохозяйственных вопросов. Впервые на канонизации не присутствовали войска.

На церковные торжества в Тобольск прибыли следующие архипастыри: митрополит Макарий, Московский и Коломенский; архиепископ Иркутский Иоанн; епископ Томский Анатолий; епископ Красноярский Никон; епископ Челябинский Серафим; епископ Псковский Евсевий; епископ Омский Сильвестр; епископ Оренбургский Мефодий; епископ Саратовский Палладий; епископ Архангельский Нафанаил; епископ Каргопольский Варсонофий; епископ Петроградский и Гдовский Вениамин; епископ Забайкальский Мелетий; епископ – бывший Екатеринбургский – Владимир; епископ Пермский Андроник; епископ Екатеринбургский Серафим; архиепископ Пензенский Владимир.

Кроме перечисленных иерархов, прибыли Степной генерал-губернатор, попечитель Западно-Сибирского учебного округа, издатель газеты «Колокол». 5-9 июня прибыло несколько архимандритов, ректоров духовных семинарий и значительное число духовенства.

В прославлении последнего царского святого принимали участие священнослужители, впоследствии также причисленные к лику святых. Это митрополит Московский Макарий, архиепископ Литовский, впоследствии Патриарх Тихон (Беллавин), синодальный миссионер-проповедник, митрофорный протоиерей Иоанн Восторгов (назначенный Св. Синодом проповедником на дни прославления), член Учебного комитета при Св. Синоде, действительный статский советник Петр Полянский (впоследствии священномученик митрополит Петр, местоблюститель Патриаршего Престола). А также епископ Петроградский и Гдовский Вениамин, епископ Омский Сильвестр, епископ Каргопольский Варсонофий. К лику святых причислены и главные ходатаи по прославлению – Император Николай II, императрица Александра и их дети: царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.



Размещение богомольцев в Тобольске


Прибывшие в Тобольск первые 500 человек богомольцев расположились в странноприимном доме при Тобольском кафедральном соборе. В училищах, частных зданиях встретили до 15 000 человек. Состоятельные тоболяки приняли людей, предоставив свои дома, сады, дворы, устроив места для отдыха и питания. Особенно заботились о размещении больных и престарелых. Купец А.Н.Хвастунов не только дал приют людям, но и занимался украшением собора, раки святителя, организацией торжеств. Преосвященный Варнава предусмотрел многое для красоты богослужений. Софийско-Успенский, Покровский соборы, соборы, окружающие Кремль, были отремонтированы, в кафедральном соборе проведено центральное отопление. Свечей из пчелиного воска заготовлено столько, что перебоя и недостатка в них не было.



Обеспечение продовольствием богомольцев


Для обеспечения богомольцев продовольствием устраивали дешевые чайные с продажей съестных продуктов, организовали выпечку в большом количестве хлеба и кренделей. Кормили прибывающих и горожане, предоставляющие места для ночлега.

6 июня, понедельник. Владыка митрополит Макарий ввел особенность в порядок богослужений: диакон, чтецы выходили на паперть, чтобы возгласы слышны были и народу, стоящему вне храма, чтобы общее пение доносилось и до отдаленных районов города.

К собору, где почивали мощи святого угодника, с одной стороны примыкает обширный двор Архиерейского дома, весь в зелени деревьев и травы, покрывающей землю, а с другой стороны – еще более обширная площадь. Посередине площади выстроили крытый помост, с куполом, с особым алтарем, как церковь-павильон. Помост этого выносного храма поднят на 4 ступени выше земли, а солея для святых мощей еще на 3 ступени выше. Внутри яркое электрическое освещение. Здесь с 9 на 10 июня был поставлен после прославления честной гроб со св. мощами митрополита Иоанна и оставлен на всю ночь для поклонения.

На архиерейском дворе и на обширной площади располагались группами богомольцы. На повозочках лежали больныерасслабленные, безногие; сидели «темные», т.е. слепые; на травке расположились дети, рядом с ними матери... Религиозное воодушевление нарастало с каждым днем: ранние обедни в четырех храмах около площади, потом поздние архиерейские Литургии; в соборе беспрерывно в течение всего дня – панихиды и молебны, вечером – Всенощные бдения.

Целыми днями на площади в одном месте собирались и пели священные песнопения; в другом – читали житие святителя и религиозно-нравственные брошюры; священники во многих местах вели беседы с народом; какой-то странник вел свой благочестивый рассказ; из рук в руки переходили телеграммы с фронта; известия о победах живо воспринимались, слышались песнопения: «Спаси, Господи, люди Твоя...» и другие.

Владыка-митрополит ежедневно утром и вечером, с этого дня и до отъезда, был в соборе на молитве, а после службы подолгу беседовал с народом под открытым небом; то же делал и епископ Варнава. Огромные толпы собирались около архипастырей; беседы прерывались церковными песнопениями; этому способствовала безветренная, прекрасная погода, так что и тихая речь далеко разносилась и была слышна народу. Раздавались оригинальные местные сибирские напевы и молитвенные возглашения: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас; Пресвятая Богородице, спаси нас; святителю отче Иоанне, моли Бога о нас».

К богослужениям спешил митрополит, к службам приезжали преосвященные, священники и диаконы, собирались певчие: все полно движения, и народ занят целый день.

В соборе и вокруг собора под открытым небом целый день совершалась исповедь многочисленных паломников, желающих поговеть и причаститься Святых Таин в эти молитвенно-торжественные дни. Многочисленное духовенство не в силах было принять такое количество исповедников. На помощь им пришли 34 депутата общеепархиального съезда, проходившего 1 июня. Одни принимали исповедь, другие служили панихиды и молебны, третьи вели проповедь, четвертые принимали и записывали пожертвования. По Высочайшему повелению Государя Императора министром финансов отпущено 5 тысяч рублей на покрытие расходов церковного торжества.

В этот же день, 6 июня, митрополит Макарий с владыкой Варнавой посетили семинарию. Ректор семинарии протоиерей А.Архангельский сердечно встретил их, студенты пропели «Достойно есть». Осмотрев знакомое здание, находившееся в нижнем городе в Знаменском монастыре, митрополит Макарий оставил запись в книге почетных посетителей: «Питомец этой семинарии, убогий Макарий, митрополит Московский».

Невдалеке отыскал он и дом, где жил юношей на квартире. Воспоминания были дороги его сердцу; к сожалению, не встретил ни одного своего сверстника.

7 июня, вторник. В Тобольск продолжают прибывать паломники, идут предпраздничные хлопоты, совершаются богослужения.

8 июня, среда. Вечернее богослужение началось в 18 часов на площади в церкви-павильоне. Середину его заняли архипастыри во главе с Московским митрополитом Макарием, многочисленное духовенство, певчие, а также представители местной администрации во главе с губернатором Н.А.Ордовским-Танаевским, горожане и прибывшие почетные паломники.

Народ с зажженными свечами участвовал в общем пении. Молитвы разносились по всему городу. В это время с пристани шел крестный ход с иконами, прибывшими из Тюмени. Иконы стояли на носилках, все люди шли со свечами и пением. Поднявшись наверх, они огромной волной влились в молитвенное море, посреди которого возвышалась как остров церковь-павильон. Молитвословие длилось до 23 часов.

9 июня, четверг. Ночь с 8 на 9 июня митрополит Макарий, вместе с некоторыми священнослужителями, провел в приделе святого Иоанна Златоуста Успенского собора, где покоились останки святителя Иоанна. Народ был удален из собора. До часу ночи совершалось омовение мощей, облачение, положение их в серебряный ковчег и потом в новый кипарисовый гроб.

Старый гроб его оказался запечатанным в двух местах по шнуру печатью архиепископа Литовского Тихона. Новый гроб, с мощами святителя, владыка-митрополит запер на ключ с двух сторон, обвязал шнуром и запечатал печатью.

Мантия и ряса святителя Иоанна сохранились в совершенной целости; шнурок нательного креста оказался так крепок, как будто только что взят новый; четки только в двух местах разорваны по шнурку; крест в его руках, деревянный, сохранился совершенно целым; обязание мантии – он был погребен чином монашеским – несколько проредилось, но все же достаточно крепко, панагия, золотая цепь не поржавели. На святителя возложено новое облачение, мантия и малый омофор, возложена митра, лицо покрыто воздухом.

Во всех городах и селах России вечером 9 июня были отслужены всенощные с первым «величанием» нового святого, а в день прославления – 10 июня – совершены были повсеместно Литургии с молебнами Иоанну Тобольскому. Во всех церквах прочитаны послания Святейшего Синода к чадам Русской Православной Церкви.

Надежда АНТУФЬЕВА,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.