Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 5-13:
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится
Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на
земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и
прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и
не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое
есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Первая часть, предисловие «Отче наш,
Иже еси на небесех!», учит следующему:
1) Молящийся должен приходить к Богу
не только как создание Его, но и как
сын Его по благодати.
2) Он должен быть сыном Православной Церкви.
3) Не должен сомневаться в получении просимого от Премилосердного Отца.
4) Так как Бог – это Отец всех, то
и мы должны жить, как братья.
5) Слово «на небесех» наставляет нас возводить наш ум от земного к
небу. Кроме этого нужно сказать, что
хотя Бог и везде присутствует, но на
небесах особенно сияет Его благодать,
насыщающая праведных, и богатство
дивных Его дел.
Вторая часть – это прошения, которых семь:
1. Да святится имя Твое.
В этом прошении мы умоляем, вопервых, о даровании нам жизни благочестивой и добродетельной, чтобы всякий, смотря на нее, прославлял имя
Божие; во-вторых, о том, чтобы неведущие обратились к православной вере и
прославили бы с нами Отца Небесного; и,
в-третьих, о том, чтобы носящие имя христианина, но препровождающие жизнь во зле и
мерзостях, отстали от своих пороков, которыми злословится вера и Бог наш.
2. Да приидет царствие Твое.
Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам
Бог царствовал во всех нас Своей
благодатью, правдой и благоутробием.
Кроме этого, прошение содержит и ту
мысль, что человек, находясь под благодатью Божией и чувствуя небесное
веселие, презирает мир и желает получить Божие царство. Наконец, здесь
мы молим и о том, чтобы ускорено
было Его Второе Пришествие.
3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Мы умоляем здесь о том, чтобы Бог
не попустил нам препровождать жизнь
нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею,
как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались
Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в
виду и та мысль, что без попущения воли
Божией не может прийти на нас ничто, ни
от кого и никогда, лишь бы только мы жили
по воле Его.
4. Хлеб наш насущный даждь нам
днесь.
Мы просим здесь, во-первых, чтобы Бог
не лишил нас проповеди и познания Своего
святого слова, ибо слово Божие – это душевный хлеб, без которого человек погибает;
во-вторых, чтобы сподобил Он нас общения
Тела и Крови Христовой; и, в-третьих, чтобы даровал нам все необходимое для жизни
и соблюл все это в мире этом в достатке,
но без излишества. Слово же «днесь» означает время нашей настоящей жизни, ибо в
будущем веке мы будем наслаждаться лицезрением Божиим.
5. И остави нам долги наша, якоже и
мы оставляем должником нашим.
Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прошение учит нас тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть, чтобы
прогневавшим и озлобившим нас мы
прощали все их преступления. Кто не
прощает ближнему, тот всуе творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не
прощаются грехи, и даже сама молитва его является грехом.
6. И не введи нас во искушение.
Этим мы просим, во-первых, чтобы мы были свободны от искушений,
приходящих от мира, плоти и дьявола
и движущих нас ко греху, и от еретиков, гонящих Церковь и прельщающих
наши души лживыми учениями и другими способами; и, во-вторых, чтобы в
случае страдания за Христа Бог укрепил нас благодатью Своей к претерпению мук даже до конца, дабы мы приняли конец мучения и дабы не попустить страдать выше сил наших.
7. Но избави нас от лукаваго.
Здесь мы умоляем, во-первых, о
том, чтобы сохранил нас Бог от всякого греха и от дьявола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том, чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких
бедствий; в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага, желающего поглотить души наши, а нам послал Ангела,
хранящего нас.
Третья часть, или заключение: Яко
Твое есть царство и сила, и слава во
веки. Аминь.
Это заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца Премилосердного, так и заключение это показывает, что мы получим требуемое
у Него. Ведь Его весь мир, Его – сила
и Его – слава, для которой мы и должны просить. Слово же Аминь означает: «Да будет так», или «Ей, ей». Это заключение может говорить и простолюдин наедине, без иерея.
Святитель Димитрий
Ростовский
|