29 июня Русская Православная Церковь совершает память священномученика Гермогена, епископа Тобольского, и с ним пострадавших
священномучеников Ефрема Долганева, Петра Карелина, Михаила Макарова и мученика Константина Минятова. Эти мученики – наши
земляки и почти современники, жили и трудились на Сибирской земле, пострадали в годы революционной смуты. Мощи священномученика
Гермогена были обретены в 2005 году и в настоящее время находятся в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля.
Священномученик Гермоген (в миpу Георгий Ефремович Долганев) родился 25 апреля 1858 года в семье единоверческого священника Херсонской епархии.
Получив начальное приходское образование, он поступил в классическую гимназию, а затем в Новороссийский университет, где обучался сразу на трех факультетах – юридическом, математическом и
историко-филологическом. Окончив университет в 1889 году, он, с юных лет тянувшийся
к подвижнической жизни, оставил светскую
науку и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял монашество
с именем Гермоген. 15 марта 1892 года он
был рукоположен во иеромонаха и зарекомендовал себя как прилежный пастырь и
проповедник.
Окончив академию со степенью кандидата богословия, в 1893 году был назначен
инспектором, а затем в 1898 году ректором
Тифлисской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Одновременно с этим он исполнял обязанности члена
Грузино-Имеретинской синодальной конторы,
представителя епархиального училищного совета, а также редактора «Духовного Вестника Грузинского Экзархата».
В 1901 году архимандрит Гермоген стал
викарным, а в 1903-м – правящим епископом
Саратовской епархии и в том же году был
вызван для присутствия в Святейший Синод.
Служение Владыки отличалось особым
духовным горением, трепетом и молитвенным настроем. Его трудами процветала миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и внебогослужебные беседы.
Во время революционных событий 1905-1907 годов владыка активно выступал в защиту государственного строя, в своих проповедях обличал и вразумлял одурманенные
бунтовщиками народные массы.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
относился с большой любовью и уважением
к епископу Гермогену, говоря, что за судьбу православия он спокоен, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело.
В 1912 году за непримиримую и принципиальную оппозицию обер-прокурору Синода и в связи с выступлениями против влияния Григория Распутина епископ Гермоген
был уволен от присутствия в Святейшем Синоде, а затем и от управления епархией и
сослан в Белоруссию в Жировицкий монастырь под Гродно.
Время ссылки только способствовало молитвенному подвигу и не сломило характера
«яркой, пророческой ревности, гражданской
доблести», укрепило «могучий дух его, дух
высокой, христианской настроенности, дух
величайшей христианской любви», дух, который «свойственен одним избранным натурам и который, по справедливости, не только у друзей, но даже и врагов его получил
название «гермогеновского», – писали современники святителя.
В августе 1915 года в связи с наступлением немцев владыку перевели в Николо-Угрешский монастырь Московской eпapxии,
а после Февральского переворота 1917 года
он был назначен на кафедру в Тобольск.
В это мятежное время святитель призывал свою паству «сохранить верность вере
отцов, не преклонять колен пред идолами
революции и их современными жрецами,
требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души». В июле 1917 года Владыка
создает «Православно-церковное общество
единения клира и мирян». Почти ежедневно он участвует в соборных богослужениях,
всегда на виду, всегда с народом, разъясняет, учит, молится, убеждает. Помощником
ему был давний друг по Тифлису и Саратову викарный епископ Березовский Иринарх.
В июле 1917 года был созван Епархиальный Собор для решения и обсуждения
всех текущих дел епархии. С 21 августа по
6 декабря 1917 года владыка Гермоген находился в Москве, где вместе с делегатами
от своей епархии участвовал в работе Поместного Собора. Заботясь о судьбе демобилизованных солдат-фронтовиков, в своей
массе одурманенных большевицкой пропагандой, владыка создал в Тобольске особый
солдатский отдел при Иоанно-Димитриевском
братстве для оказания им посильной помощи.
В январе 1918 года, после принятия
большевиками декрета об отделении Церкви от государства, поставившего верующих
вне закона, архипастырь обратился к народу с воззванием, которое заканчивалось словами: «Станьте на защиту своей веры и с
твердым упованием скажите: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!»
Выждав время, большевистские власти
решили расправиться с епископом. В 1918
году Патриарх Тихон, видя негативное отношение советской власти к Православной
Церкви, благословил, чтобы по всей России
двинулись Крестные ходы. Владыка вопреки
запрету местных большевицких властей назначил Крестный ход в Тобольске на Вербное
воскресенье, 15 апреля 1918 года. Накануне
праздника, в ночь с 13 на 14 апреля, в архиерейских покоях с намерением арестовать
владыку появились вооруженные красноармейцы (латышские стрелки). Не обнаружив
укрытого прихожанами епископа Гермогена,
они учинили обыск в его покоях и осквернили алтарь домовой церкви.
Но, невзирая на опасность, владыка в
Вербное воскресенье вместе с сонмом духовенства и множеством верующих совершил
Крестный ход вокруг Софийского двора и по
улицам города. Власти не посмели тронуть архипастыря в присутствии многочисленной паствы, но на обратном пути, когда толпа заметно поредела, милиция разогнала оставшихся
прикладами и арестовала владыку. На колокольне рядом с архиерейским домом пытались
бить в набат и собрать горожан, но большевики выстрелами согнали с колокольни звонарей.
Владыка был вывезен из Тобольска и
заключен в екатеринбургскую тюрьму, где
провел несколько месяцев. В заточении он
много молился. В одном из писем, которое
удалось переслать на волю, Святитель писал, обращаясь к «благоговейно любимой
и незабвенной пастве»: «Не скорбите обо
мне по поводу заключения моего в темнице. Это мое училище духовное. Слава Богу,
дающему столь мудрыя и благотворные испытания мне, крайне нуждающемуся в строгих и крайних мерах воздействия на мой
внутренний духовный мир... От этих потрясений (между жизнью и смертью) усиливается и утверждается в душе спасительный
страх Божий...»
Продержав владыку в заточении, областной совнарком в ответ на ходатайства паствы потребовал выкуп. Узнав об этом, владыка отказывался от такой помощи, обременявшей прихожан и друзей. Когда деньги
были принесены духовенством, власти дали
расписку в получении требуемой суммы, но
вместо освобождения епископа арестовали
троих членов делегации: брата владыки протоиерея Ефрема Долганова, иерея Михаила
Макарова и Константина Минятова, о дальнейшей участи которых ничего не известно.
Видимо, их мученическая кончина предварила кончину владыки.
Вскоре Святитель был отправлен в Тюмень и под вооруженной охраной переведен
на пароход «Ермак». На пути в Тобольск
большевики, готовясь к столкновению с войсками Сибирского правительства, возводили
укрепления и заставили трудиться над ними
арестантов, в том числе и епископа Гермогена. Все это время красноармейцы обращались с ним со зверской жестокостью, но,
несмотря на побои и издевательства, владыка не переставал петь пасхальные песнопения. После неудачного боя с войсками
Сибирского правительства, при отступлении
в ночь с 28 на 29 июня священномученика
перевели на пароход «Ока». Владыка, подходя к трапу, тихо сказал лоцману: «Передайте, раб крещеный, всему великому миру,
чтоб обо мне помолились Богу».
Около полуночи большевики вывели на
палубу парохода заключенного вместе со
святителем-страдальцем священника Петра
Карелина и, привязав к нему два больших
гранитных камня, сбросили в воду. Та же
участь постигла и владыку. Когда «Ока» подошла к селению Карабаны, его вывели на
нос парохода в одном нижнем белье, связали за спиной руки, прикрепили к ним на
короткой веревке камень и столкнули в
воду. По рассказам очевидцев, владыка до
самой последней минуты творил молитву.
Когда палачи привязывали камень, он пастырски благословлял их; даже когда руки
его были стянуты на спине, он пытался сделать знак креста.
Честные останки Святителя были вынесены на берег 3 июля, обнаружены и похоронены на месте обретения крестьянами
села Усольского. В могилу был положен и
камень, привязанный к телу.
После освобождения Тобольска войсками
Сибирского правительства честные останки
святителя были извлечены из земли, облачены в архиерейские одежды и 28 июля епископом Березовским Иринархом доставлены в Тобольский кафедральный Софийский
собор. Весь город приходил проститься со
священномучеником, благоговейно лобызая
мощи владыки. Ко всеобщему удивлению
тело, долгое время пролежавшее в воде и
влажной земле, не издавало запаха тления.
Пять суток горожане прощались с почившим
архипастырем. 2 августа состоялось погребение тела святителя. Духовенство Крестным ходом обнесло мощи по Кремлю и положило их в первой могиле святителя Иоанна Тобольского в Иоанно-Златоустовком
приделе Софийско-Успенского собора.
До времени повторного захвата города
большевиками в дни памяти епископа Гермогена в Тобольске совершались крестные
ходы и панихиды, организовывались вечера, была образована общественная комиссия по увековечиванию его имени.
Священномученики Гермоген, Ефрем,
Петр, Михаил и мученик Константин причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной
Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
По материалам сайта
Тобольской митрополии
|