31 мая (13 июня по новому стилю) Русская Православная Церковь
празднует день преставления святителя Филофея, митрополита
Тобольского и Сибирского, почивающего ныне нетленными мощами
в Свято-Троицком соборе Троицкого монастыря города Тюмени.
Святитель Филофей был избран Господом
на миссионерское служение среди инородцев
на Сибирской земле. Его мирское имя осталось неизвестным. Также неизвестно место
рождения; вероятнее всего – Черниговщина. Родители его были небогатыми дворянами. Будущий просветитель инородцев закончил
Киево-Могилянскую коллегию (впоследствии Киевскую духовную академию), по окончании которой женился, был рукоположен во иерея и
назначен служить на приходе. Брак был недолгим, в связи с тем, что его возлюбленная
супруга умерла. Ее смерть стала переломным
моментом в жизни святого: вдовец принял в
Киево-Печерской Лавре постриг с тем именем, которое ныне нам известно – Филофей.
Высокообразованный по тем временам
человек, Филофей, пройдя ряд церковных
послушаний, вскоре стал наместником в
Свенско-Успенском монастыре г. Брянска.
В те далекие времена Сибирская епархия, простиравшаяся от Северного Ледовитого океана до Китая и от Урала до Камчатки была окутана мраком суеверия и язычества. Местный инородческий люд поклонялся идолам, приносил им жертвы, верил в
то, что видел вокруг – в зверей-губителей и
духов-покровителей. Царь Петр уделял большое внимание развитию Сибирских земель;
особо ратовал за просвещение инородцев, и
в 1700 году особым указом велел подобрать
митрополиту Киевскому Варлааму достойного ученого человека, способного привести
ко Христу многочисленные племена вогулов,
остяков, татар, якутов и многих других, населявших суровый северный край. Выбор пал
на наместника Брянского монастыря – архимандрита Филофея. 4 января 1702 года
его возвели в сан митрополита Тобольского и Сибирского.
После вступления в управление епархии
святой нашел ее в плачевнейшем состоянии:
храмы, в ту пору большей частью деревянные,
были малочисленны и часто горели, священников было недостаточно, клирики невежественны и малограмотны, так как из-за нехватки
образованных людей в священный сан посвящали выходцев из крестьян-переселенцев и
казаков… «В церквах Божиих обрел великое
нестроение, а какое, не лепо есть и писанию
предати», – писал Святитель царю.
Велико было из-за ослабления православия влияние ислама и языческих суеверий на простой народ; сосланные в Сибирь
раскольники-старообрядцы вносили смуту в
сердца людей и устраивали массовые «гари» –
самосожжения.
Святитель понимал, что устранить духовную заразу можно лишь с помощью грамотных людей, и поэтому митрополит создал первую в Сибири Тобольскую славяно-латинскую школу для детей духовного звания; в 1703 году из Киева епископ вызвал
пятерых ученых монахов, которые привезли с собой более двух сотен книг:
Псалтири, Служебники, Часословы,
книги по грамматике и другие. Повсеместно строились каменные храмы вместо деревянных; всего за
время святительства митрополита
Филофея было воздвигнуто более
пятисот церквей.
Стремясь ликвидировать нестроение в Церкви, святой в 1702
году созывает в Тобольске церковный Собор, решения которого
в полной мере упорядочивали богослужение, требы и жизненный
уклад клириков и мирян.
Митрополит Филофей активно
занимался делами православной
миссии в Сибирских землях: он отправлял миссионеров на Камчатку,
в глухие Уральские леса, в монгольские степи, и везде люди Филофеевы несли свет любви Христовой, разгоняющий тучи язычества.
В 1707 году неутомимый Святитель самолично отправился в путь
миссионерства, разрушая языческие капища, сжигая идолов. Вместо них Святитель возводил православные храмы, дарил инородцам любовь и доброту. Люди в селениях,
в которых он побывал, при новой встрече
не скрывали радости и бежали к нему, как
к любящему отцу. Из детей просвещенного
народа он выбирал способных мальчиков и
отправлял их на учение в духовные школы.
Тяготы трудного пути подорвали силы митрополита. В 1711 году из-за болезни он удалился на покой в Троицкий монастырь в городе Тюмени, выстроенный им же, принял постриг в схиму с именем Феодор и даже хотел уехать из северной страны на родину – в
Малороссию. Но Божий Промысел был иным.
Летом 1712 года по прямому указу Петра I, выздоровевший Святитель, снабженный
всем необходимым, отправляется в землю
березовских остяков, что пролегла вниз по
Иртышу. Многие инородцы, встречая святителя Филофея, охотно слушали его и принимали святую веру; даже языческие шаманы
отрекались от своих заблуждений, приносили истинное покаяние и духовно переродившись в Таинстве Крещения, несли Имя Божие своим соплеменникам.
В одном поселении, называвшемся Большой Атлым, жители враждебно отнеслись к
миссионерам, метали в них камни и стреляли из луков. Митрополит, не устрашившись, сам сошел на берег и ласковыми речами расположил к себе и этих людей, так,
что те на третий день приняли святое Крещение. Однажды один из вогульских князей
даже попытался убить святого, но был схвачен гражданскими властями. В одном остяцком селении миссионеров сильно избили, так,
что они бежали, оставив Святителя одного.
Святой же стоял и молился, а когда в него
выстрелили из ружья озлобленные инородцы – пуля прошла сквозь одежду, не причинив святому мужу никакого вреда.
В 1715 году после кончины митрополита
Тобольского Иоанна (Максимовича), Святитель Филофей вторично взошел на Сибирскую кафедру. Еще пять лет непрестанно трудился митрополит: крестил инородцев, одаривал их пастырской любовью, учил молодежь
в духовных школах, строил храмы.
В 1720 году семидесятилетний Святитель
попросился на покой, и его просьба была
удовлетворена Государем. «И мы, великий
Государь, за то Богомольца нашего жалуем,
милостиво похваляем», – писал в похвальной грамоте Святителю Петр I.
Уйдя на покой, архипастырь не оставил
пасомых, но продолжал их духовно окормлять. Он жил в Троицком монастыре просто
и уединенно и ласково принимал приходивших к нему людей, сам учил детей грамоте
и Закону Божию.
31 мая (13 июня) 1727 года в окружении своих духовных чад святой мирно отошел ко Господу в возрожденной им обители.
Роман МОСКАЛЕНКО,
1 курс Тобольской духовной семинарии
|