ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№06 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Святитель Филофей, митрополит Тобольский и Сибирский

31 мая (13 июня по новому стилю) Русская Православная Церковь празднует день преставления святителя Филофея, митрополита Тобольского и Сибирского, почивающего ныне нетленными мощами в Свято-Троицком соборе Троицкого монастыря города Тюмени.

Святитель Филофей был избран Господом на миссионерское служение среди инородцев на Сибирской земле. Его мирское имя осталось неизвестным. Также неизвестно место рождения; вероятнее всего – Черниговщина. Родители его были небогатыми дворянами. Будущий просветитель инородцев закончил Киево-Могилянскую коллегию (впоследствии Киевскую духовную академию), по окончании которой женился, был рукоположен во иерея и назначен служить на приходе. Брак был недолгим, в связи с тем, что его возлюбленная супруга умерла. Ее смерть стала переломным моментом в жизни святого: вдовец принял в Киево-Печерской Лавре постриг с тем именем, которое ныне нам известно – Филофей. Высокообразованный по тем временам человек, Филофей, пройдя ряд церковных послушаний, вскоре стал наместником в Свенско-Успенском монастыре г. Брянска. В те далекие времена Сибирская епархия, простиравшаяся от Северного Ледовитого океана до Китая и от Урала до Камчатки была окутана мраком суеверия и язычества. Местный инородческий люд поклонялся идолам, приносил им жертвы, верил в то, что видел вокруг – в зверей-губителей и духов-покровителей. Царь Петр уделял большое внимание развитию Сибирских земель; особо ратовал за просвещение инородцев, и в 1700 году особым указом велел подобрать митрополиту Киевскому Варлааму достойного ученого человека, способного привести ко Христу многочисленные племена вогулов, остяков, татар, якутов и многих других, населявших суровый северный край. Выбор пал на наместника Брянского монастыря – архимандрита Филофея. 4 января 1702 года его возвели в сан митрополита Тобольского и Сибирского.

После вступления в управление епархии святой нашел ее в плачевнейшем состоянии: храмы, в ту пору большей частью деревянные, были малочисленны и часто горели, священников было недостаточно, клирики невежественны и малограмотны, так как из-за нехватки образованных людей в священный сан посвящали выходцев из крестьян-переселенцев и казаков… «В церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, не лепо есть и писанию предати», – писал Святитель царю.

Велико было из-за ослабления православия влияние ислама и языческих суеверий на простой народ; сосланные в Сибирь раскольники-старообрядцы вносили смуту в сердца людей и устраивали массовые «гари» – самосожжения.

Святитель понимал, что устранить духовную заразу можно лишь с помощью грамотных людей, и поэтому митрополит создал первую в Сибири Тобольскую славяно-латинскую школу для детей духовного звания; в 1703 году из Киева епископ вызвал пятерых ученых монахов, которые привезли с собой более двух сотен книг: Псалтири, Служебники, Часословы, книги по грамматике и другие. Повсеместно строились каменные храмы вместо деревянных; всего за время святительства митрополита Филофея было воздвигнуто более пятисот церквей.

Стремясь ликвидировать нестроение в Церкви, святой в 1702 году созывает в Тобольске церковный Собор, решения которого в полной мере упорядочивали богослужение, требы и жизненный уклад клириков и мирян.

Митрополит Филофей активно занимался делами православной миссии в Сибирских землях: он отправлял миссионеров на Камчатку, в глухие Уральские леса, в монгольские степи, и везде люди Филофеевы несли свет любви Христовой, разгоняющий тучи язычества. В 1707 году неутомимый Святитель самолично отправился в путь миссионерства, разрушая языческие капища, сжигая идолов. Вместо них Святитель возводил православные храмы, дарил инородцам любовь и доброту. Люди в селениях, в которых он побывал, при новой встрече не скрывали радости и бежали к нему, как к любящему отцу. Из детей просвещенного народа он выбирал способных мальчиков и отправлял их на учение в духовные школы. Тяготы трудного пути подорвали силы митрополита. В 1711 году из-за болезни он удалился на покой в Троицкий монастырь в городе Тюмени, выстроенный им же, принял постриг в схиму с именем Феодор и даже хотел уехать из северной страны на родину – в Малороссию. Но Божий Промысел был иным. Летом 1712 года по прямому указу Петра I, выздоровевший Святитель, снабженный всем необходимым, отправляется в землю березовских остяков, что пролегла вниз по Иртышу. Многие инородцы, встречая святителя Филофея, охотно слушали его и принимали святую веру; даже языческие шаманы отрекались от своих заблуждений, приносили истинное покаяние и духовно переродившись в Таинстве Крещения, несли Имя Божие своим соплеменникам.

В одном поселении, называвшемся Большой Атлым, жители враждебно отнеслись к миссионерам, метали в них камни и стреляли из луков. Митрополит, не устрашившись, сам сошел на берег и ласковыми речами расположил к себе и этих людей, так, что те на третий день приняли святое Крещение. Однажды один из вогульских князей даже попытался убить святого, но был схвачен гражданскими властями. В одном остяцком селении миссионеров сильно избили, так, что они бежали, оставив Святителя одного. Святой же стоял и молился, а когда в него выстрелили из ружья озлобленные инородцы – пуля прошла сквозь одежду, не причинив святому мужу никакого вреда.

В 1715 году после кончины митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича), Святитель Филофей вторично взошел на Сибирскую кафедру. Еще пять лет непрестанно трудился митрополит: крестил инородцев, одаривал их пастырской любовью, учил молодежь в духовных школах, строил храмы.

В 1720 году семидесятилетний Святитель попросился на покой, и его просьба была удовлетворена Государем. «И мы, великий Государь, за то Богомольца нашего жалуем, милостиво похваляем», – писал в похвальной грамоте Святителю Петр I.

Уйдя на покой, архипастырь не оставил пасомых, но продолжал их духовно окормлять. Он жил в Троицком монастыре просто и уединенно и ласково принимал приходивших к нему людей, сам учил детей грамоте и Закону Божию.

31 мая (13 июня) 1727 года в окружении своих духовных чад святой мирно отошел ко Господу в возрожденной им обители.

Роман МОСКАЛЕНКО,
1 курс Тобольской духовной семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.