ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: кто из православных христиан хотя бы раз не слышал имени этого уникального святого, чье сердце не переполнялось благодарностью Богу за то, что Он сподобил открыть ему этого великого пастыря и молитвенника? Его жизненный путь не может не удивить самого скептически настроенного человека, его способность творить чудеса удивляет своей простотой и детской верой, слово его, однажды услышанное, глубоко проникает в самое черствое сердце, его светлый и всегда радостный лик надолго запечатлевается в памяти верующего человека.

Семья отца Иоанна

Родился будущий светильник российской земли 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, в бедной семье дьячка Никольской церкви села Сура Ильи Михайловича Сергиева. «За слабостью здоровья» младенца окрестили сразу же после его рождения и дали имя в честь преподобного Иоанна Рыльского.

Отец его умер рано, в 1851 году, 48 лет от роду. Мать Феодора Власьевна в браке имела шестерых детей: четырех мальчиков и двух девочек, из которых выжили только трое. Она скончалась в Кронштадте от холеры, на 63-м году жизни.

С детства Иоанн рос в атмосфере бедности, слез и страданий. Это наложило отпечаток на его личность: ребенок с ранних лет научился сострадать людскому горю, был всегда серьезным и сосредоточенным и любил уединенную молитву. Учеба

В 1839 году Иоанн поступил в Архангельское приходское училище. Учеба не давалась ему, и он очень переживал об этом и усердно молился Богу, чтобы Он дал ему дар разумения учения.

Однажды ночью, как писал впоследствии сам отец Иоанн, после усердной со слезами молитвы, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове …легко и радостно так стало на душе». Ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги и – о, счастье! – стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное.

Иоанн окончил приходское училище первым учеником и поступил в Архангельскую духовную семинарию, успешно окончив ее в 1851 году. В том же году за успехи он был отправлен учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. На последнем году (1855) обучения защитил дипломную работу на тему «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев» и окончил духовную академию со степенью кандидата богословия.

Учась в духовной академии, будущий отец Иоанн увидел себя во сне в священнических одеждах, служащим в соборе г. Кронштадта. Через несколько дней он получил предложение взять в жены дочь настоятеля того самого собора и согласился.

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, то остановился в удивлении на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию Сергиев и называли его Кронштадтский, да и сам он нередко так подписывался.

Брак о. Иоанна, который требовался обычаями нашей Церкви, был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», – так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни, до конца дней своих оставаясь девственником.

Супруги воспитывали как своих детей двух дочерей сестры Елизаветы Константиновны, Анны – Елизавету и Руфину. Кронштадтский пастырь.

Первые труды и искушения

При первом же знакомстве со своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут.

Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали.

Среди этих, казалось бы, морально опустившихся людей и начал подвиг своего самоотверженного пастырского делания отец Иоанн, движимый духом подлинной Христовой любви. Эти кронштадтские босяки, «подонки общества» первыми открыли святость о. Иоанна.

Отец Иоанн «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом». Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем...» С этим сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской сострадающей любви.

Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания со стороны епархиального начальства и нападки на него. Многие долго не признавали искренности его настроения, смеялись над ним, клеветали на него устно и в печати, называли его юродивым. Все эти испытания о. Иоанн мужественно переносил, ни в чем не изменяя принятого им образа жизни.

Дар чудотворения

Вера и сила молитвы отца Иоанна, с усердием взращиваемые им с детских лет, сделали способным его творить чудеса. Нет возможности перечислить все их множество. Сам отец Иоанн нисколько не стремился прослыть чудотворцем. Только по усердной просьбе и вере тех, кто просил о его помощи, он соглашался помочь, и ради его несомненной и твердой веры чудо происходило, причем иногда настолько скоро, что не удивляться этому невозможно.

Первое чудо совершил отец Иоанн по усердной просьбе одной верующей женщины, которая пришла к нему и просила помолиться непременно о выздоровлении больного.

Сам отец Иоанн писал впоследствии: «Помню, тогда я почти испугался: как я могу иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления». По молитве отца Иоанна больной выздоровел. Тогда о. Иоанн усмотрел в этом «волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить».

Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена. По молитве о. Иоанна прозревали слепые. В местностях, страдавших засухой и находящихся в угрозах от лесных пожаров, после молитвы о. Иоанна внезапно шел проливной дождь. Всероссийская слава отца Иоанна

Вскоре вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Он получал такое огромное количество писем и телеграмм, что кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

Вопреки принятой тогда в Российской Церкви практике, отец Иоанн ввел общую исповедь (в Таинстве покаяния), призывал к частому приобщению Святых Таин (в России того времени распространено было обыкновение приобщаться дважды или даже единожды в год, Великим постом).

К началу 1890-х гг. батюшка получил такое почитание в народе, что всюду в России, где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей; вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду.

Во время поездок отца Иоанна по России по просьбам губернаторов разных областей великого пастыря встречали многотысячные толпы народа, создавая трудности для обеспечения перемещения и безопасности.

Благотворительная деятельность

О своей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют – и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу». Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895 г. им было послано по почте различным просителям 25 тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец Иоанн.

Известность о щедрости Иоанна Кронштадтского привлекала к нему огромное число просителей – от простых нищих до богатых купцов, пришедших в отчаяние в результате банкротства, проигрыша в карты и т.п. Передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым он раздавал милостыню дважды в день – утром и вечером.

В 1891 году отец Иоанн построил в родном своем селе Суре каменную приходскую церковь; в другой части села он основал женский монастырь.

Отец Иоанн как учитель Закона Божия

Святой праведный Иоанн Кронштадтский был не только ревностным пастырем, но и замечательным педагогом-законоучителем. Теплое, задушевное слово пастыря вызывало ответную ревность учеников к приобретению знаний. Поэтому у него не было неспособных. На его уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое его слово. Живые беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопрос о науках на второй план.

Но этот славный подвиг плодотворного законоучительства о. Иоанн должен был оставить ради еще более плодотворного и широкого подвига своего всероссийского душепопечения.

Проповеди и письменные труды

Святой праведный Иоанн Кронштадтский был замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки – экспромтом.

Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, о. Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, в результате «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия». Эти мысли составили собою целую книгу, изданную под заглавием: «Моя жизнь во Христе». Эта книга уже вскоре после своего выхода в свет настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.

Неисчерпаемым материалом для назидания являются также три тома его проповедей, содержащие общим счетом до 1800 страниц. Впоследствии накопилось еще много отдельных сочинений о. Иоанна, издававшихся отдельными книжками в огромном количестве. Все эти слова и поучения о. Иоанна есть подлинное веяние Св. Духа, раскрывающее нам глубины Премудрости Божией.

Последние дни и кончина праведника

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна присоединилась тяжелая болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания врачей – поддерживать свои силы скоромной пищей: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет – Святое Причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день.

10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7:40 утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник мирно отошел ко Господу. На погребении о. Иоанна присутствовали десятки тысяч людей. На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах – это был случай в России совершенно беспримерный.

По свидетельствам очевидцев, отпевание отца Иоанна напоминало скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение у молящихся все увеличивалось. О. Иоанн был похоронен в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. С тех пор и поныне множество верующих со всех концов России ежедневно спешат к могиле праведника, чтобы попросить утешения, исцеления, избавления от какой-либо нужды.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован, и было установлено совершать его память 20 декабря/2 января – в день блаженной кончины святого праведника.

Выдержки из дневников и проповедей отца Иоанна «Нам необходимо всеобщее, нравственное очищение, всенародное, глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом – и Он примирится с нами!»

* * *

«Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России».

* * *

«Никакого основания не имеет христианин в сердце иметь какую-либо злобу на кого-либо; злоба, как злоба, есть дело диавола; христианин должен иметь в сердце только любовь… Надобно, чтобы зло не гнездилось в нас ни под каким видом; а злоба обыкновенно слишком многовидна».

* * *

«Соединяйся с Богом душою своею посредством сердечной веры, и все можешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? Победишь. Враги видимые, внешние? Победишь. Терзают страсти? Одолеешь. Подавляют скорби? Отвратишь. Унываешь духом? Получишь мужество. Все с верою возможешь победить и самое Царство Небесное получишь…».

* * *

«Людей покрывает тьма неведения о Боге, о себе самих и о врагах своего спасения, которые потому легко обкрадывают мысленный дом души нашей, его мысленное богатство».

* * *

«Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять Славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание».

Подготовил Сергей Махонин

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.