ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Православие – отживающая религия?

«Православие – религия старух», – часто приходится слышать со стороны якобы продвинутой части общества. И говорится это как укор, как осуждение, как насмешка. Однако непонятно, что здесь смешного или предосудительного? Ведь пожилые люди – это люди, имеющие богатый жизненный опыт, устоявшиеся, проявившие себя, послужившие обществу, не строящие по отношению к этой жизни никаких иллюзий, познавшие всю тщету и суетность этого мира, что земная жизнь – это лишь пар, являющийся на краткое время и растворяющийся в вечности. Соответственно, пожилые люди трезво смотрят на жизнь. Старость – это зрелость, мудрость, опыт, надежность, постоянство и духовная развитость. Значит Православие – это вера зрелых, мудрых, надежных, постоянных и духовно развитых людей.

Те же общественные образования, которые делают ставку на молодых и считают доминирование молодежи в своих рядах положительным признаком, глубоко ошибаются. Молодость – это время бурления страстей, преобладания эмоций над разумом, время совершения массы необдуманных поступков, за которые потом стыдно всю жизнь. В Библии ничего не говорится о грехах детства, зрелости, старости, зато часто упоминается о грехах юности. «Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе? Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей, и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих» (Иов. 13, 24-27). «Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах» (Иов. 20, 11). «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс. 24, 7). «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» (Еккл. 11, 10).

Молодость – это непостоянство, изменчивость и ветреность. Молодость – время иллюзий, мыльных пузырей и раздутых амбиций. То есть молодость – это незрелость, глупость, неопытность, ненадежность, непостоянство, духовная неразвитость. Соответственно, общественные движения, организации, религии и пр., делающие ставку на доминирование молодежи, – это все незрелое, глупое, неопытное, ненадежное, непостоянное, духовно неразвитое.

В Библии есть яркий пример того, к чему приводит опора на молодежь в делах житейских. После смерти царя Соломона на престол взошел его сын Ровоам. Жители страны стали просить нового царя о смягчении тех повинностей, которые наложил на них его отец. Ровоам сначала посоветовался со старцами, которые были советниками при отце его царе Соломоне. Старцы призвали Ровоама послушать народ. Но тот пренебрег советом старцев и обратился за советом к своим молодым товарищам, которые со свойственной молодости безответственностью и легкомыслием посоветовали ему усилить гнет народа. Ровоам послушал молодых, и это привело к страшной трагедии, от которой израильский народ никогда уже не смог оправиться. Единое израильское царство раскололось на два враждующих между собой государства, так как большинство людей от злого тирана перешло под власть бывшего Соломонового раба Иеровоама. Под Ровоамом осталось только колено Иудино и колено Вениаминово, остальные десять колен перешли к Иеровоаму (1 Цар. 12).

Так что, слава Богу, что Православие – это религия «старух». Хотя, на самом деле, это не так. Здесь просто зрелость доминирует над зеленью.

Также часто приходится слышать подобное вышеназванному утверждение, что православное христианство доживает свой век. Вот, мол, уйдет поколение православных бабушек, и от Церкви ничего не останется. Но, как говорит пословица, нет ничего нового под небесами, и подобные утверждения стали раздаваться уже с того момента, когда разъяренная иудейская толпа предала Христа на распятие. Казалось, все – с христианством покончено! Однако христианство с тех пор живет уже 2000 лет, и все это время безбожная толпа вновь и вновь пытается возложить на христианство могильный камень, но оно продолжает жить, потому что гроб не может удержать Господа.

Замечательно пишет об этом святитель Николай Сербский (Письмо 4. Богослову, скорбящему о неверии людей): «Много горькой правды в твоем письме, но не отчаивайся, отчаяние – приданое смерти, которое безбожники получают, венчаясь со смертью. Было более тяжелое для Церкви Христовой время, но воины не падали духом и не проиграли битвы. Почитай только святителя Василия Великого, что творилось тогда в Церкви и в мире – черная ночь в бурном море. Казалось, что приближается конец мира, что приходит Суд Божий. И вот пронеслись столетия. Вера Христова не только не угасла, но распространилась по всей земле и осветила все стороны света. И пусть она не везде светит одинаково ярко, все-таки лучи ее проникают всюду, где-то прямо, где-то косо. Несколько дней назад у меня был профессор Манинг из Нью-Йорка.

Богатая душа, наполненная и светскими знаниями, и верой одновременно. Я спросил его о вере американских студентов. – Я знаю, – сказал он, – что вера Христова – непобедимая сила. Словно ртуть в барометре, она убывает и прибывает, но не слабеет. Мелкие и невежественные люди жестоко ошибаются, когда пророчат христианству гибель. Сто лет назад, когда интерес к изучению естественных наук уже пробудился, на богословском факультете университета П. было только пять студентов. Только пять! И когда они сдавали экзамены, сверстники смеялись над ними, говоря: «Неужели вам непонятно, что с религией покончено?». Сегодня же, спустя сто лет, в том же университете несколько сотен студентов-богословов. Так говорит американец об американцах. А ты, серб, посмотри, сколько богословов только в одной семинарии! Больше двухсот. Что привело вас в духовную школу – неверие ваших двухсот отцов и двухсот матерей или ваша вера?

Без сомнения, вера. А то, что некоторые христиане отпали от веры, чья это беда, если не их собственная? Разве их неверие отменяет веру Христову? (Гал. 5, 4-5; 1 Тим. 6, 10, 21). Так вопрошал апостол Христов в первые дни христианской истории, которая теперь насчитывает девятнадцать столетий. Прошедшие столетия оправдали его светлый взгляд в будущее. Смотри и ты таким же светлым, апостольским взглядом на будущее христианства. Попробуй написать исследование о Церкви под заглавием: «Триумфальная колесница Христа». Твоя скорбь о неверии некоторых людей выдает твою любовь к Богу. Ты и сам знаешь, что скорбь – одно из наиболее частых проявлений любви. Но берегись, чтобы не возненавидеть неверующих. Это было бы гибельно для тебя и не принесло бы им никакой пользы. Смотри на них с жалостью, как на странников, ограбленных в дороге разбойниками. Сострадай им, как сострадаешь нищим и бездомным. И молись Богу за них. И станешь миссионером. Пусть твоим первым миссионерским правилом будет молитва за отпавших от веры. Да пребудет благодать Божия на тебе».

Особенно ярко непобедимость Церкви Христовой явилась в нашей стране. Семьдесят лет жесточайших гонений на веру, когда колоссальная красная атеистическая машина работала на уничтожение Церкви в Советском Союзе, когда Ленин, а вслед за ним Сталин, пророчили скорое закрытие религиозного вопроса на территории РСФСР, когда Никита Сергеевич Хрущев грозился показать по телевизору последнего попа, окончились полным крахом этих тщетных усилий. Потому что Господь наш Иисус Христос сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). И истинность этих слов вновь и вновь, на протяжении вот уже двух тысяч лет подтверждается непреложно.

Иерей Николай СУШКОВ,
клирик храма Всех Святых г. Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.