Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше
называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по
примеру святых апостолов, которые, приняв
Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте
и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый
день после исшествия Своего из гроба и
в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал
Пресвятого Духа на всех Своих учеников и
апостолов, – один из величайших праздников.
Это совершение нового вечного завета с
людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов,
Дух истины, Дух премудрости и откровения
начертал вместо Синайского новый Сионский
закон. Место Синайского закона заступила
благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона
Божиего, изрекающего оправдание не по
делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому
что в эти дни Господь пребывал с нами. Не
постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного
поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).
«После продолжительного праздника
Пятидесятницы пост особенно необходим,
чтобы подвигом его очистить нам мысли
и соделаться достойными даров Святого
Духа, – пишет святой Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой
освятил Своим сошествием, обыкновенно
следует всенародный пост, благодетельно
установленный для врачевания души и тела,
и потому требующий, чтобы мы провождали
его с должным благоволением. Ибо мы не
сомневаемся, что после того, как апостолы
исполнились обетованною свыше силой и
Дух истины вселился в сердца их, между
прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение
и о духовном воздержании, чтобы сердца,
очищаясь постом, делались способнейшими
к принятию благодатных дарований... нельзя
сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в
изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего
человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается,
чем больше умертвляется плоть».
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви,
начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против
духовного развращения, иметь для этого
оружие в воздержании, которым можно было
бы умертвить греховные вожделения, ибо
невидимые наши противники и бесплотные
враги не одолеют нас, если мы не будем
предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и
неизменно, но оно остается бессильным и
бездейственным, когда он не найдет в нас
стороны, с которой ему можно напасть...
По этой-то причине установлен неизменный
и спасительный обычай – после святых и
радостных дней, празднуемых нами в честь
Господа, воскресшего из мертвых и потом
вознесшегося на небеса, и после принятия
дара Святого Духа проходить поприще поста.
Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали
те дары, которые сообщены ныне Церкви
от Бога. Соделавшись храмами Святого
Духа и более чем когда-либо быв напоены
Божественными водами, мы не должны
покорствовать никаким вожделениям, не
должны служить никаким порокам, чтобы
жилище добродетели не осквернилось ничем
нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если
только, очищая себя постом и милостыней,
будем стараться освободить себя от скверн
греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из
апостольских правил, которые внушил Сам
Бог, первостоятели церковные, по внушению
Святого Духа, первым поставили то, чтобы
все подвиги добродетели начинать с поста.
Это они сделали потому, что заповеди
Божии можно исполнить хорошо только тогда,
когда воинство Христово ограждено от всех
соблазнов греха святым воздержанием. Итак,
возлюбленные, должны мы упражняться в
посте преимущественно в настоящее время,
в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа
и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить
нас от беспечности, в которую очень легко
впасть из-за долговременного разрешения на
пищу, которым мы пользовались. Если ниву
нашей плоти не возделывать непрестанно,
на ней легко возрастают терние и волчцы и
приносится такой плод, который не собирают
в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому
мы обязаны ныне со всем тщанием хранить
те семена, которые приняли в наши сердца
от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы
завистливый враг как-нибудь не испортил
дарованного Богом и в раю добродетелей
не взросли терния пороков. Отвратить же
это зло можно только милостию и постом».
Блаженный Симеон Фессалоникийский
пишет, что пост установлен в честь апостолов,
потому что через них мы сподобились многих
благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания.
Это против воли свидетельствуют и латиняне,
чествуя апостолов постом в их память. Но мы,
согласно с постановлениями апостольскими,
составленными Климентом, после сошествия
Святого Духа одну неделю торжествуем, а
потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.
Сколько длится Петров пост
Петров пост зависит от того, рано или
поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после
недели Пятидесятницы, и прекращается 28
июня, если праздник святых апостолов Петра
и Павла будет не в среду и не в пятницу.
Самый продолжительный пост заключает
в себе шесть недель, а самый короткий –
неделю и один день.
Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и
больше до праздника Петра и Павла все
верные, то есть мирские и монахи, обязаны
поститься, а непостящиеся да будут отлучены
от сообщения православных христиан».
Как правильно питаться в дни Петрова поста
Подвиг Петрова поста менее строг, чем
Четыредесятница: во время Петрова поста
устав Церкви предписывает еженедельно,
по три дня – по понедельникам, средам и
пятницам – воздерживаться от рыбы, вина
и масла, и сухоясти в девятый час после
вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.
В субботние, воскресные дни этого поста,
а также в дни памяти какого-либо великого
святого или дни храмового праздника также
разрешается рыба.
Православие.ru
|