ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Поговорим о заповедях Божиих

Шестая заповедь: Не убий (Исх. 20, 13).

Убить – значит уничтожить, лишить жизни.

Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни – самый ужасный, тяжкий и великий грех. Самоубийство есть самый страшный из всех грехов, совершенных против шестой заповеди, так как в нем грех убийства отягчен еще смертным грехом отчаяния, ропота и дерзкого восстания против Промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния.

Грехом будут и мысли о самоубийстве. Эти греховные мысли всегда имеют своим источником родоначальника всего сущего зла – диавола. Поэтому даже одно только приятие их, пусть даже на короткое время, открывает душу для демонического воздействия, помрачает ум и сердце, удаляет от человека помощь Ангела-Хранителя.

Священникам на Исповеди часто приходится слышать: «Я не убивала! Против этой заповеди я не грешила». При этом выясняется, что аборты в жизни женщина делала и вовсе не осознает, что аборт и есть убийство. Повинен в этом страшном грехе и отец ребенка, если дал свое согласие или проявил равнодушие. Ни отец, ни мать не имеют права лишить жизни своих детей, ибо не родители дают жизнь ребенку, но Бог через родителей. Родители – это сосуд, в котором Бог замешивает жизнь, и подобие печи, в которой Бог печет Хлеб Жизни. Но родители не дают жизни, и поэтому, раз они не дают, значит, и не имеют права отнимать ее. Также повинны врачи, производящие аборт, и те, кто помогает в абортарии.

Грехом является и совет сделать аборт. Аборт по сути своей не отличается от убийства уже родившихся детей. Просто одним дали родиться, а потом убили, а других убили, даже не дав появиться на свет. И нет оправдания совершившим подобный грех. До конца жизни должны они нести епитимию, безропотно принимая скорби и страдания, попущенные им в этой земной жизни за совершенный грех. Грешат против 6-й заповеди и предоставившие убийце или самоубийце орудие для совершения преступления. Так, в церковных правилах сказано: «Жен, дающих врачевство, производящие недоношение во чреве, подвергаем епитимии человекоубийцы» (дающих лекарства, которое способствует аборту, подвергать тому же наказанию, что и убийц) (VI Вселенский собор пр. 91).

Человек бывает повинен в грехе убийства и тогда, когда сам лично и не убивает, но способствует убийству, отдавая приказ, подталкивая или просто не мешая другим в этом преступном деле. Например: судья, выносящий смертный приговор подсудимому, невиновность которого ему известна; всякий, кто пособничает другим в совершении убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием, или кто укрывает и оправдывает убийцу, чем способствует совершению новых преступлений; женщина, совершающая аборт, и те, кто подстрекает и поддерживает ее в этом греховном замысле; всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем ускоряет их смерть; всякий, кто невоздержанием, пьянством, развратом, наркоманией и различными пороками сокращает собственную жизнь; кто не избавляет и не спасает ближнего своего от смерти, когда вполне мог бы это сделать.

Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, не оказывает помощи больным и бедным, живет с другими во вражде, питает в себе чувства зависти, злобы, ненависти, заводит с другими драки и ссоры, огорчает своих ближних. Грешат против этой заповеди злые и сильные, которые обижают слабых, что особенно часто встречается в детской среде. Евангельский закон говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего (ближнего), есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15).

Всегда надо помнить, что преступное убийство и сражение на войне, пусть даже с большими человеческими жертвами, вещи совершенно разные. Война есть великое общественное зло, но, в то же время, война есть и великое бедствие, попускаемое Господом для вразумления и исправления народа. Подобно войне, попускаются эпидемии, голод, пожары и другие несчастья. Поэтому убийство на войне Святая Церковь не рассматривает как частный грех человека, тем более что каждый воин готов, по заповеди Христовой, «положить душу свою (отдать жизнь) за друзей своих», для защиты веры и Отечества. Так, среди воинов было много святых, прославленных как при жизни, так и по смерти многими чудесами.

Другой вид убийства – это жестокость, которая может привести человека в духовное изнеможение от уныния и отчаяния, являющееся подобием смерти. Человеку может стать безразлично все, даже собственное спасение. В состоянии уныния и отчаяния он легко склоняется на грех, даже больше того: ищет его, чтобы забыться в нем, как в наркотике или вине. Здесь – словно два ножа одновременно ударили в грудь. Здесь – два убийцы одной души. Как часто брошенное нами слово причиняет человеку рану, которая не заживает много лет, – и здесь мы убийцы! Как часто на нашем пути оказываются люди несчастные и беспомощные, а мы равнодушно проходим мимо них. «Это не наше дело», – говорим мы и становимся убийцами. По слову Господа, сатана с самого начала – убийца и лжец. Любовь к просмотру кровавых зрелищ типа боев без правил, боевиков, изобилующих убийствами и драками, собачьих боев и прочего. Подобные зрелища являются прототипами гладиаторских боев, когда на потеху толпе люди убивали друг друга. Здесь также можно говорить о соучастии в убийстве, причем убийстве ради развлечения, ради острых ощущений.

Не куришь ли табак? Насколько ты радеешь о деле своего спасения? Не считаешь ли грехом лечиться? Каждый бесцельно прожитый день – убийство дня, каждый сознательно совершенный грех – «убийство» благодати в своем сердце.

Чтобы соблюсти шестую заповедь во всей ее полноте, христианину следует помогать бедным, ухаживать за больными, утешать печальных. Как возможно помогать несчастным, со всеми обходиться кротко, смиренно и с любовью, примиряться с гневающимися, прощать обиды, творить добро врагам. Сострадание и любовь к ближнему, заповеди, данные Богом, не развиваются в душах любителей кровавых зрелищ, но холодная диавольская жестокость, равнодушие и агрессия возрастают в сердцах, любящих чужие страдания. При подобных увеселениях человек развращает себя, открывает душу для диавольского воздействия, удаляется от Бога. Есть еще один вид убийства. Порой, когда нас оскорбят, мы будто бы не мстим, но стараемся изгнать из своей души даже воспоминание о нанесшем нам обиду человеке, говоря: «Он умер для меня». А между тем мы просто-напросто отомстили ему, вычеркнув его из своей жизни, выбросив из нее, как выбрасывают за ворота сор. Даже молиться о том, кто нас обидел, нам трудно и неприятно, точно нести на плечах тяжелую и неудобную ношу. Мы молимся за него не от сердца, а как бы вскользь, ради формы, как бы даже не желая, чтобы наша молитва исполнилась.

Если с ним случится несчастье, то где-то в глубине души мы обрадуемся этому и скажем: «Получил, что заслужил, так по твоим делам тебе и надо». Так что под видимым равнодушием скрывается оледеневшая ненависть. Святые отцы заповедали нам ничего не говорить во время гнева – ни хорошего, ни худого, а лишь плотно сомкнуть губы, как плотно закрывают крышку банки, в которой копошатся ядовитые гады, пытаясь найти щель, чтобы вылезти через нее наружу. После гнева обычно приходит раскаяние, человек видит, как он был несправедлив, и потому делается вдруг мягким, как воск. Но это – только на время: свойство страсти гнева таково, что подобные вспышки часто повторяются.

Раздражительность и ярость, которые сокращают дни нашей жизни. «Ревность и гнев сокращают дни» (Сир. 30, 26). Раздражительность, гнев, досада, злопамятство, злоба, вражда – все это несколько разные страсти, хотя и имеющие сродство между собою. Нанесение вреда ближнему своей собакой или другим животным. Некоторые люди по легкомыслию гуляют с собакой без намордника и поводка. Тем самым зачастую наносят эмоциональные травмы проходящим мимо людям. А ведь известно, что дети, напуганные собакой, могут остаться заиками. Есть и такие, которые ради собственного греховного желания натравливают одну собаку на другую и развлекаются возникшей дракой. Собака же, оставаясь по своему существу зверем, может неожиданно напасть и искусать незнакомого.

Продажа или даренье в пищу чего-либо вредящего здоровью. Грешат те, кто кормит некачественной едой, например, в кафе, продает тухлую замороженную рыбу, испорченное вино или поддельную водку. Кто дарит другим или приносит в церковь продукты, которыми брезгует по их несвежести или испорченности. Здесь получается как в народной пословице: «На тебе, Боже, что нам негоже». Господь заповедовал любить ближнего как самого себя и не делать другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Из этого и надо исходить, когда думаешь подарить кому что-либо негодное.

Кто производит и продает продукты питания с вредными для здоровья консервантами и травит ими, ради наживы, ничего не подозревающих покупателей.

Согрешают и те, кто получают испорченную, просроченную или заведомо вредную гуманитарную помощь и с видом благодетеля раздают или дешево продают ее людям. Крайнее изнурение на работе самого себя. «Бдительность над богатством изнуряет тело» (Сир. 31, 1). Когда человек постоянно напряжен и не дает себе ни малейшего отдыха, отказывает себе в прогулке и сне, плохо и нерегулярно питается, тогда он неизбежно укорачивает свою жизнь. Поэтому неумеренность в служебном рвении, в занятиях ремеслом или торговлей – просто преступна. Нужно помнить, что здоровье – это тоже богатство, данное изначально нам Богом, и, растратив его бездумно, ни за какие уже деньги его не приобретешь.

Определение грехов по шестой заповеди: Не убивал ли кого по злоумышлению, при обороне, непреднамеренно?

Не наносил ли кому побоев в драке, ссоре, не подстрекал ли кого к нанесению побоев и вообще к причинению вреда для здоровья ближних?

Не вредил ли чем-либо жизни людей злонамеренно или невольно? Не оставил ли без помощи умирающего? Не оскорблял ли словом или действием других людей, не таишь ли ненависть и зложелательство против кого-либо? Не раздражителен ли в семье и общежитии?

Если ты обладаешь силой и властью, то не притеснял ли вдов, сирот и вообще людей беззащитных, не доводил ли их до чрезмерной скорби и преждевременной смерти? Не изнурял ли сил и здоровья своих подчиненных слишком тяжелыми и длительными работами, запугиванием штрафами и увольнением, что само по себе может сокращать их жизнь?

Не соблазнил ли ты кого и не навел ли на грех словом и действием?

Избегал ли сам соблазнов ко греху? Не ходил ли в те собрания, где оскорбляются нравственные чувства и разжигаются страсти? Не смотрел ли кинофильмы и не читал ли книги, где изображаются и описываются убийства, насилие, разврат?

Оказываешь ли милосердие своим ближним? Помогаешь ли им в нужде? Утешаешь ли их в горе и несчастье? Любишь ли их как самого себя?

Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли примирению находящихся во вражде?

Если ты имеешь профессию врача и в твоих руках жизнь человека, не попустил ли ты кому-либо умереть по небрежности или по нерадению, медля по лености или корысти? Не имел ли ты греховного намерения покуситься на свою жизнь или по небрежности не подвергал ли опасности свое здоровье и даже жизнь?

Женщинам: Не совершала ли ты аборта или действий, вредящих твоему будущему ребенку?

Мужчинам: Не принуждал ли ты женщин к абортам, не убеждал ли их в правильности этого преступного решения?

Не позволил ли себе когда-либо жестоко обращаться с домашними животными? Не морил ли их голодом и не бил ли их когда без милосердия? Не услаждался ли когда мучением животных?

Не сокращаешь ли жизнь свою невоздержанием, пьянством, наркоманией, блудом, излишними трудами и заботами?

Есть над чем подумать… Не правда ли?

Подготовила Елена ЗАРОВА,
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.