Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Этими великими и святыми словами, при-
зывающими Пресвятую Троицу, начинается
любая пастырская проповедь. Но сегодня
предметом проповеди является непосредственно Пресвятая, Единосущная, Живона-
чальная и Нераздельная Троица, особенно
Ее Третье Лицо – Святой Дух.
Святитель Григорий Богослов в своем
«Слове на Святую Пятидесятницу» говорит:
«Оканчиваются дела Христовы, относящиеся
к телесному пребыванию Его на земле, и начинаются дела Духа». Исполняется обещание
Спасителя ученикам, что Он умолит Отца
о ниспослании им иного Утешителя, Духа
Святого. Вот как это событие описывается
в «Деяниях святых апостолов»: «И внезапно
сделался шум с неба, как бы от несущегося
сильного ветра, и наполнил весь дом, где они
находились. И явились им разделяющиеся
языки, как бы огненные, и почили по одному
на каждом из них. И исполнились все Духа
Святого, и начали говорить на иных языках,
как Дух давал им провещевать».
Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресенье, Церковь посвящает преимущественно
во славу Пресвятой Троицы; и этот день в
народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник, – во славу Духа Пресвятого, отчего называется Духовым днем.
Поэтому и мы сегодня сделаем акцент
на Третьем Лице Пресвятой Троицы – Духе
Святом. От правильного понимания догмата
о Пресвятой Троице зависит спасение души
верующего человека. В этой связи следует
особо подчеркнуть, что далеко не во всем
христианском мире правильно почитают Духа
Святого, а значит – и Триединого Бога.
Только Православная Церковь правильно
почитает Пресвятую Троицу и правильно
учит о Духе Святом. Любая ошибка здесь
неизбежно приводит к искажению всего
духовно-нравственного строя жизни.
Святитель Григорий Богослов говорит:
«Кто Святого Духа низводит в ряд тварей,
тот ругатель, злой раб и злейший из злых.
Кто признает Его Богом, тот божествен и
светел умом. Дух Святой всегда был, и есть,
и будет: Он не начал и не прекратит бытия,
но всегда с Отцом и Сыном вчиняется и
счисляется».
Святой Дух именуется иным Утешителем, не меньшим Сына. Он обладает
всеми свойствами Божественной природы:
всеведением, всемогуществом. Дух непосредственно участвовал в творении мира:
«Дух Божий носился над водой», – читаем
в первой главе книги «Бытие». Святой Дух
участвовал в творении человека: «Дух Божий
создал меня, и дыхание Вседержителя дало
мне жизнь», – восклицает праведный Иов.
Со дня Пятидесятницы Дух Святой обитает
в Церкви как Освятитель.
Обладая полнотой Божественной Природы, свойственной Первому и Второму Лицам
Пресвятой Троицы, Святой Дух имеет Свое
ипостасное отличие от Отца и Сына. Отличительное свойство Первого Лица состоит
в нерожденности. Первое Лицо – Отец – не
происходит ни от какого другого начала.
Рождение от безначального Отца является
личным свойством Второго Лица – Сына.
Его рождение не имеет начала во времени,
оно безвременно («прежде всех веков»).
Личное свойство Третьего Лица – Святого
Духа – состоит в том, что Он не рождается,
а исходит от Отца. Исхождение Святого Духа
так же не имеет начала во времени, оно
так же предвечно, как и рождение Сына.
Следует различать вечное исхождение
Святого Духа от Отца и послание Святого
Духа в мир в день Пятидесятницы от Отца
по ходатайству Сына. Римо-католичекое
учение здесь не делает различия и приходит
к своему самому главному догматическому
искажению, заключающемуся в утверждении,
что Святой Дух предвечно исходит не только
от Отца, как учит Православная Церковь,
но – и от Сына. Это ложное католическое
учение называется «филиокве», что в
переводе с латинского значит – «и Сына».
«Филиокве» было включено Римской церковью в Символ веры. Введение «филиокве»
исказило у латинян понимание догмата о
Пресвятой Троице. Можно сказать, что в
римо-католическом богословии Троица вообще становится относительной. В «филиокве»
происходит смешение Трех Лиц Пресвятой
Троицы: Отец и Сын сливаются в едином
начале изведения Святого Духа, Который, в
свою очередь, теряет ипостасное различение
и смешивается с Божественной Сущностью.
Троица исчезает. В своем пределе учение
о «филиокве» возвращает богословское сознание от христианского монотеизма, т.е.
понимания Бога как Триединого, к ветхозаветному, иудейскому монотеизму, в котором
Бог понимается только как Отец.
Церковь учит, что искажение христианских догматов, т.е. повреждение в высшей
духовной сфере, обязательно приводит к искажению всего духовно-нравственного строя
жизни людей. Несомненна связь «филиокве» с введением других ложных догматов
в Римской церкви, а также с принципами
папизма, утверждающими, что Римский папа
не только преемник апостола Петра, но еще
и наместник Иисуса Христа! «Филиокве» привело у латинян к искажению литургического
служения, в котором отсутствует призывание
Святого Духа. Как сказал наш выдающийся
богослов Владимир Лосский: «Запад уже
утратил истинное понятие о Лице Святого
Духа, отодвинув Его на второй план, сделав из Него своего рода помощника, или
«викария», Сына». Принижая Святой Дух,
латинское богословие пришло к отрицанию
православного учения о Божественной благодати, которое сформулировал святитель
Григорий Палама.
Об этом приходится говорить потому,
что среди значительной части православных
распространено мнение, согласно которому
не следует считать учение о «филиокве»
чем-то серьезным и опасным, мешающим
нашему объединению с католиками. Кто-то
еще, может быть, скажет: «Зачем нам ваши
догматические головоломки?» Нет, дорогие
братья и сестры, православный человек,
особенно сегодня, обязан понимать и знать
основные догматические истины, иначе он
будет обманут врагом рода человеческого
и впадет в ересь. Недаром архиепископ
Иннокентий Херсонский говорил: «Почитать
и проповедовать Пресвятую Троицу – это
наша непреложная обязанность, потому что
это основание нашей веры, предмет нашей
любви и залог нашего упования. Се есть
живот вечный». Мы должны осознавать, что
нет ничего страшнее для спасения души, чем
ложь о Духе Святом. Будем твердо помнить,
что хула на Духа Святого не прощается ни
в этой жизни, ни в вечной.
В последнее время во всем мире появляется все больше людей, решающихся
на кощунственные действия по отношению
к христианским святыням. Нечистый дух
восстает на Святого Духа. Именно это мы
видели недавно, когда группа молодых кощунниц пыталась осквернить Храм Христа
Спасителя. Слава Богу, у нашей Церкви и
народа православного нашлись силы, чтобы
дать отпор злому духу. Но настоящая духовная брань еще только начинается, и нам,
православным, потребуется очень много
духовных сил, терпения, выдержки и мужества, которые стяжаются только через подвиг
личного благочестия. Никакая идеология,
никакая правильная политическая позиция,
сами по себе, не могут заменить личного
благочестия, то есть последовательной жизни
по Христовым заповедям.
И в этой связи задумаемся о нравственной стороне темы. Спросим самих себя: как
мы живем – по истине или по лжи? Спаситель говорит ученикам: «Аз умолю Отца, и
иного Утешителя даст вам, да будет с вами
в век, Дух истины, Его же мир не может
прияти». Не принимает падший мир Святого
Духа, Он ему не нужен, потому что Святой
Дух обличает духа лжи, которого предпочли
люди этого мира. Православные! Давайте
честно спросим самих себя, а нет ли и в
наших сердцах и умах этого диавольского
духа лжи, отсекающего нас от воздействия
Божией благодати, подаваемой Духом Святым? Сегодня ложь стала обыкновенна, обыденна. Мы зачастую и за грех ее не считаем,
особенно когда врем по мелочам. Но ведь
это диавольская западня – делить ложь на
маленькую и большую. Человек, полагающий,
что маленькая ложь не страшна, что когда
дело дойдет до главного выбора жизни, до
главного поступка, то тут он не собьется, тут
он не соврет, глубоко заблуждается. Большая
измена складывается из малых измен. Будем
помнить евангельское предупреждение, что
неверный в малом оказывается неверным
и в большом.
И самое печальное, братья и сестры,
состоит в том, что лжем мы по большей
части не из нужды и страха (в этом случае
человека, если не оправдать, хотя бы понять
можно), но сознательно, по собственной воле.
Кто заставляет бизнесмена или бизнесвумен
«правдиво» обманывать своих партнеров
ради лишней пачки долларов или евро? Кто
заставляет людей, нередко и православных,
вкладывать деньги в жульнические финансовые пирамиды в лукавой надежде получить,
ничего не делая, сверхприбыль, а потом, когда
все оказывается фикцией, – кричать: «Нас
обманули, мы подадим в суд!»? Кто заставляет
человека, ходящего в храм Божий, вступать
в фиктивный брак, чтобы получить какую-ту
материальную выгоду? Кто заставляет человека покупать фальшивые документы, чтобы
добиться какого-то положения в обществе?
Почему жена преуспевающего бизнесмена, а
иногда и православная матушка, позволяют
себе покупать водительские права, не сдавая
экзамены на специальных курсах? Кто заставляет православных родителей, считающих
себя патриотами, «отмазывать» от армии
своего сына, покупая ему военный билет? Кто
заставляет чиновника принимать решение о
вырубке деревьев в зеленой зоне под видом
сухостоя, чтобы выделить место для строительства развлекательного центра или элитного
жилья? Какая нужда заставляет таких людей
приходить потом на исповедь и не открывать
своего сердца перед Богом, а, подобно фарисею, заниматься самооправданием?
Будем помнить, братья и сестры, что
наша общая ложь ускоряет приход главного
лжеца, главного обольстителя мира – антихриста, который явится «во всякой силе
и знамениях, и чудесах ложных». Ложь и
обман, по учению Христову, происходят от
диавола, а лживым, наряду с другими грешниками, уготована «участь в озере, горящем
огнем и серою». Будем же избегать адского
пламени лжи. Довольно служить духу лжи!
Обратимся к Духу Истины! Да не будем
чадами диавола, но будем чадами Божиими
и наследниками светлого града – Святого
Иерусалима Небесного! Аминь.
Иерей Александр ШУМСКИЙ,
клирик храма святителя Николая
Мирликийского в Хамовниках,
Русская народная линия.ru
|