Сибирские святые
Описать жития всех сибирских подвижников благочестия – дело невозможное. Одних известных сибирских святых насчитывается несколько десятков. Но сколько их вообще было – знает только Господь Бог. Богу неугодно открывать все их имена, поскольку ум человеческий не сможет вместить такого обилия благодати и впадет в рассеянность от такого разнообразия. Известна русская пословица: «не стоит село без праведника», - что означает, что в каждом селе или городе был (и есть) свой святой, ради молитв которого сохраняется это селение. Когда не станет ни одного праведника в городе – он погибнет.
На страницах «Сибирской православной газеты» мы хотели бы выделить наиболее выдающихся подвижников, составляющих, так сказать, адамантовое ожерелье на теле нашей родной матушки-Сибири. И пока мы будем помнить их, Сибирь останется за Россией. Если забудем – потеряем прекрасный край, где еще есть чистая вода и воздух, и где, по изречению одного современного священника, суровый климат и сибирские морозы не дают испортиться душам людей.
|
Святитель Иоанн (Максимович) – наверное самый почитаемый из западно-сибирских святых. Родился он в 1651 г. в Нежине в семье благочестивых малороссийских дворян. С детства он желал служить Богу в ангельском чине, и в 1676 г. в Киево-Печерской Лавре был пострижен в мантию с именем Иоанн.
10 января 1697 г. Иоанн принял настоятельство Елецким монастырем, которое передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину. Впоследствии молитвенное заступничество святителя Феодосия помогало Иоанну нести крест архипастырства.
Черниговская паства с великой скорбью переживала весть о назначении их любимого архипастыря митрополитом Тобольским и всея Сибири. 11 августа 1711 г. преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. В Сибири святитель Иоанн продолжал быть строгим аскетом, а в личной жизни был тихим, скромным, сострадательным, делая добро тайно.
Митрополит Иоанн горячо заботился о созданной святителем Филофеем Тобольской славяно-латинской школе, и, выписывая для нее учителей из Киева, часто употреблял свои доходы. Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.
Заранее чувствуя близость смерти, митрополит Иоанн исповедался и причастился. 9 июня 1715 г. он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Затем, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них. Утром 10 июня святой архипастырь был найден почившим, стоя на коленях перед иконой Богоматери. Тело его, не будучи предано земле (пришлось ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.
Первоначально мощи святителя находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Впоследствии при перестройке храма тело его оказалось под открытым небом, и над его могилой был сооружен придельный храм во имя небесного покровителя святителя - Иоанна Златоуста.
Испытав поругание в гонения 1919 г. мощи были возвращены верующим только в 1946 г. В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Покровской церкви города Тобольска.
|
Возвращение иконы святителя
Телефон приходится подносить почти вплотную ко рту, прикрывая от посторонних звуков рукой. На другом конце провода (хотя какие провода) – звонкий, но будто поцарапанный временем голос. Наверное, старческие голоса часто сравнивают со стародавними виниловыми пластинками…. Собственные вопросы кажутся пустыми и неуместными, режут слух. Хочется замолчать, закрыть глаза.
Как-то отзовется в душе собеседницы этот вечерний звонок, заставивший Наталью Нифантьевну Протопопову вспомнить о далеких и грустных днях?
Дочь репрессированного в 1930-х годах священника, она сама провела десять лет в Тагиллаге – таким был ответ товарища Сталина на письмо, которое Наташа написала ему в защиту отца. Но в лагере молодая девушка не сломалась, оставшись верной своим принципам – честности и милосердию. Работала в санчасти, ухаживала за больными узниками, и, чтобы достать для них хотя бы манную крупу, продавала вольнонаемным собственноручно вышитые шторы и скатерти. Филейному шитью Наталья научилась там же, в лагере. В лагере познакомилась и с будущим мужем, который, как и она сама, был выходцем из рода священнослужителей.
Но не об этом говорила Наталья Нифантьевна, изо всех сил напрягая слух, стараясь расслышать - что же нужно от нее звонящим из Тобольска, из монастыря, в котором оставила утешение одиноких лет после смерти супруга… .
«Тридцать лет! Я с этой иконой прожила тридцать лет! Потом… приехала монахиня из Иоанно-Введенского женского монастыря, мы икону упаковали и отправили на реставрацию в Москву. А оттуда ее забирала уже настоятельница обители, игумения Анна. И я теперь покойна… .
Почему отдала? Я старая, мне девяносто два года! В тверские храмы предлагать не стала, подумала – вряд ли они возьмут икону Тобольского святителя. И я искала пути, как мне отправить батюшку Иоанна на его родное место. Бог помог – нашелся монастырь под Тобольском. Монахини с радостью согласились принять икону в дар и на молитвенную память, а я с радостью подарила!».
Так в канун праздника Пресвятой Троицы в монастырском храме появилась третья икона святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. Старая, большая икона со стершейся позолотой, пронзительным и строгим взглядом святителя Иоанна и удивительной судьбой.
«После смерти мужа я продавала катер. На объявление откликнулся военный. У нас в Твери есть военный институт, в котором служил этот офицер. Сам он был родом из Тобольского края. Пришел, и говорит: «У меня не хватает пятидесяти рублей, но есть икона. Возьмете?». Рассказал, что все офицеры берут с собой из дома иконы, но обычно маленького размера. Он же привез большую – 90 на 70 сантиметров. Только в комнату, выделенную ему в общежитии, икона не поместилась – так и стояла за гардеробом нераспакованной.
Я ее взяла с удовольствием, даже не стала снимать ткань – офицер привез меня с иконой домой, и только там я увидела, что это – святитель Иоанн. Обрадовалась, но и огорчилась – состояние иконы требовало срочной реставрации. Мастера я нашла, он начал работу, но попал в автокатастрофу. Слава Богу, выздоровел, и дело это потом завершил».
Второй раз, уже в этом году, икону реставрировали в художественной галерее. Сейчас Наталья Нифантьевна переживает о том, что нет на обрамлении позолоты, нанесенной еще иконописцем. Беспокоится, будто о родном человеке…
«Я с батюшкой Иоанном беседовала, ему жаловалась, ему радовалась. Мне хорошо с иконой этой жилось, уютно, спокойно…». Голос Натальи Нифантьевны начинает дрожать от слез: «Вы узнайте, сколько позолота стоит, и позвоните мне, хорошо?».
Послушница Елена Полтьева, Иоанно-Введенский женский монастырь, г.Тобольск.
|