ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2012 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Царский экипаж на Исетской земле

В июне этого года исполнится 175 лет с тех пор, как в Тобольской губернии, и конкретно в нашем Приисетье, побывал царь Александр II, тогда еще только наследник престола. В царской свите был и его наставник, знаменитый поэт Василий Жуковский. Девятнадцатилетний Великий князь по распоряжению своего отца Императора Николая I совершал путешествие с целью «узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным». Царевич должен был проехать на лошадях около двенадцати тысяч километров и увидеть империю на востоке до Урала и Западной Сибири, на западе – до Смоленска, на юге – до Крыма.

Из Петербурга он выехал 2 мая 1837 года. Его кортеж состоял из 11 экипажей при 37 лошадях. 5 июня (18 по новому стилю) Александр Николаевич выехал из Тюмени в направлении на Ялуторовск. Прежде чем познакомиться с городом и его жителями, он помолился в соборе Сретения Господня. (Кстати сказать, не так давно этот величественный храм был восстановлен). С декабристами юный наследник престола не встречался. Как мы знаем из исторических документов, некоторые из них оставили мысли о цареубийстве только потому, что «средства для исполнения замысла были слишком малы». Хотя как человек и христианин Александр сочувствовал их участи. После этого путешествия он даже подал императору-отцу просьбу об их помиловании. После посещения Ялуторовска путь царевича и его свиты лежал через Исетскую провинцию на Курган. Всего в этот день им предстояло преодолеть путь в 280 километров на гужевом транспорте. Причем дороги, которые и в сегодняшнем своем состоянии не идеальны, конечно, несопоставимы с сибирскими дорогами первой половины XIX века. Крепкое здоровье и выносливость нужно было иметь для таких путешествий. А еще мужество, самообладание, безбоязненность. Кто хотя бы немного знаком с историей царского рода Романовых, знает, что детей в нем воспитывали не неженками, отгороженными дворцовыми стенами от народа. И рассматриваемое нами путешествие – еще одно тому доказательство. Будущий император проехал через наши большие волостные села, ныне центры муниципальных поселений – Слободу Бешкиль и Архангельское, и остановился в небольшой деревеньке Сплывайка. Здесь, как и во всех населенных пунктах на пути следования Александра II, готовились показать ему свою деревеньку на семи ветрах в самом лучшем виде. К этой встрече, как к большому празднику, чистили, прибирали, украшали каждую избу, двор. Выравнивали, сколько могли, дорогу. Чего здесь было больше: чиновничьего рвения показать начальству все лучше, чем оно есть в обыденности, или искреннего благоговения перед царем-батюшкой? Однозначно ответить на этот вопрос сегодня трудно. Но, зная нашу историю, можно предположить, что и первое было неизбежно, и последнее – общепризнанная реальность.

В то время в Сплывайке было сорок с небольшим дворов. Проживало свыше двухсот человек. Так как местность была безлесная, продуваемая со всех сторон, то славилась Сплывайка своими ветряными мельницами, которых здесь было не менее девяти. Жило в деревне также много мастеров по изготовлению хомутов. До трехсот комплектов конной сбруи ежегодно уходили отсюда на ярмарки.

Основали Сплывайку выходцы из села Архангельское, построенного великоустюжскими монахами с европейского севера России. Однако во время путешествия престолонаследника здесь не было церкви, жители на Богослужение ходили в соседнее село Архангельское. Эта коротенькая остановка царевича за мостиком, переброшенным через речку Средний Бешкиль, оставила заметный след в истории Сплывайки. Ее стали звать Царской деревней, а черемуховый колок у Бешкильки, где отдыхал Александр Николаевич, Царевой рощей. Дорого и памятно было сплывайцам это посещение.

Об этом говорит хотя бы следующий факт. Через 55 (!) лет после него, в 1892 году, когда в деревне появилась своя часовня, сплывайцы ее освятили, вдохновленные памятью о присутствии у них будущего государя. Часовня была названа в честь двух святых: священномученика Дорофея, т.к. на день приезда царевича 5 июня приходился праздник этого святого, и в честь благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя будущего императора Александра II.

К сожалению, в годы советской реструктуризации эта уникальная деревенька с таким веселым живым именем – Сплывайка – оказалась неперспективной и исчезла с карты и с земли нашего района. Неперспективной и даже опасной в то время казалась и добрая память о царях – помазанниках Божиих.

Может быть, местные жители из архангельской православной общины побывают на месте Царской деревни и напишут в редакцию и об этом посещении, и обо всем, что смогут узнать о ней? Хорошо было бы сделать и фото тех мест. А еще замечательно было бы привозить сюда на урок-экскурсию, а может, на экскурсию-трапезу, наших школьников. Чтобы они сами разыскали тот самый черемуховый колок, могли в своем воображении представить те далекие события. Потрапезничать на месте, где была накрыта поляна для царевича. (Почти в компании с ним!) Тогда имя и деятельность Александра II, о котором они порой смутно знают по учебникам истории, могли бы обрести для них вполне реальные очертания. Все-таки личные впечатления и переживания в связи с историческими событиями имеют решающее значение в их восприятии. От них во многом зависит и формирование нравственности.

Но продолжим наш рассказ о визите царевича в Исетскую провинцию. Путь царской экспедиции лежал на Исетское. К тому времени уездный городок Исетск (с 1747 по 1782 гг.) вновь стал обычной слободой, волостным селом. Здесь проживало населения только в два с небольшим раза больше, чем в Сплывайке, – всего около 500 человек. В селе была двухпрестольная церковь, в честь Богоявления Господня и иконы Казанской Божией Матери. В «Тобольских епархиальных ведомостях» от 1837 г. рассказывалось об этом визите совсем немного.

Из этого текста ясно, что за пять верст до подъезда царевича к Исетску на колокольне Казанской церкви начали звонить в один колокол – благовест. Видно, были и гонцы, и специальные люди, которые «высоко сидели и далеко глядели», заранее высматривая царские повозки. Когда Великий князь подъехал к селению, зазвонили во все колокола. Народу было много. Можно сказать, что все, кто мог, и даже немощные, с радостью, восторгом и любопытством спешили повидать будущего самодержца Российского. Конечно, звучало русское сердечное и крепкое «ура», здравицы, молитвословия. Встречали приехавших по православному обычаю хлебом-солью. Наш край вызвал у цесаревича настоящий восторг. Особенно ввиду того, что в столице Сибирью пугали. Он удивлялся: – Даже в центральных губерниях не видел я такого бодрого, богатого, настоящего русского народа, как в Сибири. Нет на нашем пути ни тундры, ни болот, о которых столько говорили, но всюду – широкие реки и земля, богатая черноземом.

В следующем году, продолжая свое ознакомление с миром, наследник побывал в Европе. Вспоминая там необъятные просторы России и нашу Сибирь, он говорил: «Хотя Италия очень хороша, но дома лучше». (Вот бы всем нашим правителям иметь такой искренний патриотизм).

В номере 11 журнала за 1912 год «Русский архив», ссылку на который делает наш исетский краевед А.Л. Емельянов, приводится фрагмент из рукописного сборника иеромонаха Анастасия, во время исетского визита царевича – строителя и настоятеля Свято-Троицкого монастыря в с. Рафаилово, что неподалеку от Исетского. В нем сообщается, что неизвестный очевидец «1837 года июня 5 в субботу в 5 часов в Исетском удостоился видеть его Императорское Высочество Великого князя Александра Николаевича, на двадцатом году от роду, лицо его белое, полное, глаза серые, проницательные, ус небольшой, русый, собой корпусен и осанист, и красив, ростом примерно 2 аршина 8 или 8,5 вершка (приблизительно 180 см – А.П.), в коляске путешествовал открытой...».

Остановка царского экипажа в Исетском была недолгой. В этот день предстояло еще проехать 135 верст до Кургана. До приезда царевича через Исеть существовал только перевоз – хлопотное, длительное и не всегда безопасное предприятие. К приезду великоименитого гостя исетцы специально построили мост через широкую реку, так что, проезжая по курганской трассе после с. Исетское этим мостом, конечно, уже современной постройки, мы с вами едем в исторической ретроспективе по царскому мосту и по царскому тракту.

Почему бы, кстати сказать, не установить здесь соответствующую памятную табличку? И туристам, и всем, проезжающим в этом направлении, полезно и интересно было бы знать об этом. И для области и района престижно. Помнится, когда, находясь в Париже, мы узнали, что один из красивейших мостов через Сену назван Александровским в честь русского царя, нам было очень приятно увидеть у французов такую увековеченную благодарную память о нашем государе. Может быть, и нам стоит завести свой Александровский мост?

Восстанавливая сейчас эти события 175-летней давности, нельзя хотя бы кратко не вспомнить о царствовании Александра II, получившего по всеобщему признанию прекрасное воспитание и образование. Он взошел на Российский престол в 1855 году в 37-летнем возрасте и процарствовал 26 лет до 1881 года. За время его правления было отменено крепостное право, завершилось присоединение к России Кавказа (1864 г.), Казахстана (1865 г.), большей части Средней Азии (1865-1881 г.), закреплены границы России и Китая по Амуру. Крупнейшими актами эпохи царствования Александра II стали законодательные документы: принятие Университетского устава, реформы земская, школьная, печати, военная, судебная, местного самоуправления и другие. Они прогрессивно влияли на политическую, социальную и общественную жизнь страны. Некоторые из них отличались даже большим либерализмом, чем европейские.

В Большой иллюстрированной энциклопедии нашего времени в I томе читаем: «По значимости осуществленных реформ деятельность Александра II сопоставима с преобразованиями Петра I. Однако в отличие от своего предка Александр II действовал более гуманными методами».

Однако не реформы нужны были тем, кто стремился вольно или невольно к развалу российской государственности. В нашей стране во время царствования Александра II множились масонские ложи, росли террористические организации революционеровбоевиков. На Александра II, который со вступлением на престол амнистировал декабристов, петрашевцев, участников польского восстания, ликвидировал аракчеевские военные поселения, был совершен ряд покушений в 1866, 1867, 1879, 1880 годах.

Освободитель крестьян, как нарек Александра II Герцен, 1 марта 1881 года был убит бомбой так называемого «народовольца» Игнатия Иохакимовича Гриневского, несостоявшегося студента, неудачливого создателя революционных дружин в деревне. После убийства царя революционеры ожидали вспышки народных волнений против самодержавия. Они думали, что приобрели у рабочих, в среде которых они вели неустанную пропаганду, репутацию силы, способной противостоять престолу. Но и рабочие, как до того крестьяне, не поддержали «народовольцев»-цареубийц.

Таковы исторические факты. И такова трагическая судьба одного из немногих царей-реформаторов на русском престоле. «Первою Нашею мыслию было благоденствие любезной нам России», – говорил Александр II в зрелые годы. Конечно, существенную часть этой любезной России составляла для него и наша Сибирь, которую он посетил девятнадцатилетним престолонаследником.

Анна ПАНКОВА,
Исетский район

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2016 г.