ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2012 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

На забрале града

Тюмень – первый русский город в Сибири. Город, вставший на защиту новых российских рубежей. В нашем городе в одном строю с ратниками находилось и воинство Небесное во главе с Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей.

Первой, точно датированной иконой Пресвятой Богородицы, созданной в Тюмени, стал образ Божией Матери «Знамение». Написана она в далеком 1624 году.

В заглавие вынесены слова из Акафиста Пресвятой Богородице: «На забрале града», что означает: «На защите города». Икона находилась на верхней части крепостной стены. Акафист – жанр православной церковной гимнографии. В тексте Акафиста торжественным слогом изложены главные события, заключавшиеся в защите Пресвятой Богородицей города Новгорода через икону «Знамение».

Защита Великого Новгорода в 1169-1170 гг. связана с иконой Божией Матери. Великий князь Андрей Боголюбский, желая наказать новгородцев, собиравших дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины. Икону вынесли на городские укрепления. Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону. И тут совершилось чудо – икона сама отвернулась от осаждающих и обратилась ликом к городу, а из очей Пречистой Девы потекли слезы. Осаждавших покрыла тьма, объяли «страх и ужас», и они стали избивать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, наголову разбили многочисленное войско нападавших. С этого момента икона Божией Матери стала именоваться «Знамение». В память чудесной победы Новгородским архиепископом Иоанном 27 ноября (10 декабря нов. ст.) установлен праздник.

Образ Божией Матери «Знамение», созданный в Тюмени, изображен «точно так же, как и на Новгородской Знаменской, а именно: с воздетыми горе руками, в умилительном виде молитвы, с Богомладенцем на персах…». К иконе относились с благоговением все жители города Тюмени. Были в городе и другие иконы, с которыми пришли в Сибирь православные русские люди.

Не вызывает сомнения, что первый Сибирский и Тобольский архиепископ Киприан, прибывший из Новгорода, привнес новгородские традиции в устройство новой епархии. Не мог он не уповать на помощь и заступление Пресвятой Богородицы и иконы Ее «Знамение». Далекий и огромный сибирский край так же, как и Новгородская земля, нуждался в Ее покровительстве и защите.

В Тюмени икона Божией Матери «Знамение» появилась в очень сложный исторический период, когда, по словам Н. Абрамова, «Тюменский край до покорения русской державе переходил несколько раз силою оружия из рук в руки. И печальная судьба тяготела над ним в продолжение нескольких столетий, тем более, что это место было перепутьем народов на спорной меже в точке столкновения Азии с Европой».

В XVII в. Тюмень выполняла важные стратегические функции на юге Западной Сибири. Долгое время являлась укрепленным пунктом, отражавшим нападения кочевых племен. В то же время тюменские служилые люди участвовали в сражениях за стенами острога – возле Ишима, Тары, Исетска, а также в дипломатических переговорах с калмыцкими улусами.

Много набегов вынесла Тюмень. В конце XVII – начале XVIII вв. из Западной Монголии в пределы России откочевывали ойраты, самоназвание которых было «хальмг» – «калмык». Это кочевое племя достигло полустепных и степных районов Западной Сибири в поисках хороших пастбищ и воды для скота. Ойраты приняли участие в событиях, о которых говорится в «Повести о Таре и Тюмени». Повесть принадлежит Савве Есипову (даты рождения и смерти не установлены). Он прибыл в свите архиепископа Сибирского и Тобольского Макария. Служил дьяком в 1630-40-х гг.

Первый литературный памятник (1636-1643 гг.) эпохи условно назван «Повестью о Таре и Тюмени», т.к. авторский заголовок не сохранился. Повесть, как и многие произведения древнерусской литературы, тесно связана с историческими событиями, основана на конкретных фактах.

В этот описываемый период икона Знамения Божией Матери уже находилась в Тюмени. Ее написал выходец из Великого Устюга, родоначальник известного тюменского купеческого рода Иконниковых Спиридон. Тюменская икона «Знамение» Божией Матери является первой достоверно датированной сибирской иконой. Литературные источники называют временем ее создания 1624 год.

Нет точных сведений, для какой церкви она создавалась. Хочется думать, что для Знаменской. Но не найден документ, который бы подтверждал наличие этого храма в городе в названном году. На строительство нужны были благословенная или храмоздательная грамоты. Благословенную грамоту мог выдать первый Сибирский и Тобольский архиепископ Киприан. Грамоты этой пока не обнаружено. Архимандрит новгородского Спасо-Хутынского монастыря Киприан (Старорусенков) был человеком незаурядным, проявившим свою веру, стойкий характер и дипломатические способности еще в Смутное время. Отправлялся он в Сибирь устраивать не только новую епархию, но и первый русский культурный центр Сибири. С 1621 года Тобольск стал духовным центром Сибири.

Обширная Сибирская епархия с центром в городе Тобольске простиралась от Урала до Тихого океана. По благословению первого архиепископа в 1623 году в Тобольске основан мужской Знаменский монастырь, а в нем – деревянная церковь «во имя Знамения Пресвятые Богородицы, яже в великом Новеграде». В 1587 г. Тобольск основали те же казаки и служилые люди православные, что годом раньше основали город Тюмень. Под Тобольском, в селе Абалак в 1636 году создали образ Пресвятой Богородицы «Знамение» Абалакский, прославившийся многими чудесами.

После похода дружины Ермака Тимофеевича в Сибирь, в этот край по их следам двинулись «служивые» люди, переселенцыкрестьяне и умельцы-ремесленники. Православные люди несли с собой иконы, как это было принято на Руси. Перед ними молились в трудном пути, в скорбях и радостях житейских. Из нескольких источников известно, что в дружине Ермака во время его первого похода в Сибирь в 1581 г. были «три попа и один беглый монах, которые обыкновенную Божию службу отправляли. Для большей способности приказал он весною построить «часовню во имя святаго Николая, и оная маия к 9 числу, то есть к празднику сего святителя, совсем готова была».

В «Кунгурской летописи» приводится «обычай: егда идяше на брань взимаше себе въ полки честную и святую икону Пречистую Владычицу нашу Богородицу съ Превечным Младенцем, Христа Спаса нашего на руку держащу, вкупе же и честный Крест Господень, за еже два пресвитера во священныхъ ризахъ носящее въ полцехъ и обхождаще на рать съ пролiяниемъ многихъ ко Христу Богу и Пречистой Богоматере молитвъ слезныхъ, причащающаяся Святыхъ Божественныхъ Пречистыхъ Таинъ Тела и Крови Христовыхъ. Таковымъ оружиемъ непобедимымъ вооружився, паче неже мечемъ и копиемъ, множае надеяся на вышняго помощь, нежели храбрость и силу воинства своего, по Давидову словеси, псалом 146: не в силе констей ни въ лыстахъ мужескихъ благоволитъ, но благоволитъ Господь на боящихся Его и уповающих на милость Его. И паки: оружие мое не спасет мене, спаслъ бо еси на остужающихъ намъ».

Как видно из текста, казаки уповали на Бога и милость Его. И брали с собой икону Богородицы с Превечным Младенцем.

Документ, раскрывающий год строительства в Тюмени первой церкви Пресвятой Богородицы в честь иконы Ее «Знамение», пока не обнаружен. Может, бумаги сгорели, может, испортились, быть может, лежат в каком-нибудь архиве страны и ждут своего часа. В имеющемся «Сказании», по преданию сохранившемуся до наших дней (1898 г.), говорится: «В городе Тюмени Тобольской губернии особенно почитается икона Знамение Божией Матери, находящаяся в церкви того же имени. Тюменская икона Божией Матери имеет схожесть с НовгородскойЗнаменской…». Составитель этого «Сказания…» ссылается на предание, записанное в летописи Знаменской церкви. Предание говорит о том, что тюменская икона Знамения Пресвятой Богородицы стояла над Царскими вратами или возле них в первой деревянной церкви в честь Знамения Божией Матери.

Икона была написана на грубом холсте и наклеена на массивный восьмиугольный щит из кедровых досок. Размер ее: «ширина 2 арш. 6 верш., высота 2 арш. 4 верш.» (1 м 68,4 см в ширину и 1 м 59,6 см в высоту). Попытаемся найти в опубликованной литературе и архивных документах начальные сведения о Знаменской церкви.

Сохранилась брошюра «Церковь Знамения Пресвятые Богородицы в городе Тюмени», в которой имеется ссылка на первое историко-статистическое описание Знаменской церкви, сделанное Н. Абрамовым в 1864 году на основании Летописи церкви. Неизвестный автор историко-статистического описания утверждает, что до 1624 года Знаменской церкви в городе не было, так как в дозорной книге Тюменского головы Никиты Наумова она не названа. В доказательство приводит надпись на имевшемся в церкви восьмиконечном серебряном кресте: «ПОСТРОЕН СЕЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ В ЦЕРКВИ ПРЕСВЯТЫЕ ВЛАДЫ ЧИЦЫ НА ШЕЙ БОГОРОДИ ЦЫ, ЧЕСТНА ГО СЛАВНО ГО ЕЯ ЗНАМЕНИЯ И СВ . СЛАВНО ГО АПОСТОЛА И ЕВАН ГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА И ИЖЕ ВО СВ . ОТ ЦА НА ШЕГО ИОАННА ЗЛАТО УСТА , ПАТРИАРХА ЦАРЕ ГРАДСКО ГО НА ТЮМЕНЬ ЛЕТА 7167 / 1659 Г. ПРИ БЛА ГОВЕРНОМ ГОС УДАРЕ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ АЛЕКСЕЕ МИХАЙЛОВИ ЧЕ ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ , И БЕЛЫЯ РОССИИ САМОДЕРЖ ЦА И ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ СИМЕОНЕ СИ БИРСКОМ И ТО БОЛЬСКОМ » (текст цитируется по надписи на кресте). Это конкретная дата указывает, что церковь Знамения в городе Тюмени существовала в 1659 году. Известна и другая дата, подтверждающая существование церкви. Несколько ранее, в 1654-1655 годах священником Знаменской церкви был Дометиан (в монашестве – Даниил).

Церковь хорошо видна на плане города, относящемся примерно к 90-м годам XVII – началу XVIII вв.

Этот план скопирован П.М. Головачевым, составителем книги «Тюмень в XVII столетии», с оригинала и помещен как приложение к указанной книге. В книге «История Знаменской церкви» имеется рисунок церкви, взятый, по всей видимости, с плана из Дозорной книги. Размеры не указаны. Видно, что к помещению собственно храма примыкают меньшие, по традиции, объемы трапезных, перекрыты более низкой кровлей с пологими скатами. К церкви примыкает крыльцо. В старину так строили церкви, подчеркивая торжественность входа в Божий храм. Крыльцо располагалось с западной стороны.

Церкви первой четверти XVII в. были небольших размеров. Длина и ширина сруба определялась размером бревна. Икону больших размеров сложно было бы установить в любой церкви того времени, тем более в Царских вратах. Из документов по истории Знаменской церкви г. Тюмени известно, что при постройке деревянной церкви, на месте сгоревшей в 1697 г., икона «была поставлена над дверьми церковными при входе на паперть в нарочно устроенном по ея величине углублении». В 1837 году, когда была построена каменная церковь, икона Пресвятой Богородицы «Знамение» стояла на втором ярусе в нише. Это говорит о том, что икону ставили на привычное для нее место – над входными вратами.

В книгах современных ученых-историков упоминаются Знаменские ворота в остроге, а о Знаменской церкви в первой половине XVII века упоминаний нет.

В документах Государственного архива Тюменской области не найдены сведения о первой деревянной церкви в честь иконы Знамения Божией Матери. Поэтому архивисты пишут: «21 сентября 1768 года на месте сгоревшей деревянной церкви Знамение Божией Матери было заложено каменное здание одноименной церкви».

В Клировой ежегодной ведомости Знаменской церкви о состоянии церковного клира (со сведениями о церкви, дьяконах и церковных служителях) и количестве прихожан на 1865-1870 гг. сообщается: «Построена в 1786 г. тщанием прихожан» (Ф.И-110, оп. 2. д.10. л. 1).

Мнения современных историков о дате постройки первой деревянной церкви расходятся. Так, доктор исторических наук В.М. К ружинов называет дату постройки Знаменской церкви 1624 г., Н. Абрамов пишет: «Знаменская деревянная, построена около 1624 года, а также: «по документам, собранным причтом, и историческим документам, храм основан в 1624 г. при архиепископе Киприане». Искусствовед Е.М. К озловаАфанасьева также предполагает, что каменный храм заложен на месте сгоревшего деревянного храма (третьего или четвертого по счету), но не называет дату постройки. Тюменские ученые-архитекторы С.П. Заварихин, Б.А. Жученко пишут: «В середине XVII века увеличилось количество церквей. На посаде встали Знаменская и Архангельская церкви, первый деревянный храм [Знамения Божией Матери] сооружен между 1624 и 1659 гг.».

Екатеринбургский исследователь Н.А. Миненко пишет: «Сохранился план города 1696 года [после пожара 1695 г.]. В панораму города удачно вписывались трехъярусный объем возрожденной Спасской церкви, шатровая Ильинская и стоящие в глубине посада шатровые же Михайловская и двухъярусная Знаменская церкви. Завершал эту панораму восставший из пепла девичий монастырь с шатровой Успенской церковью… Главная городская улица – Большая Спасская, идущая от Центральных в южной стене крепости Спасских ворот, проходила по центральной оси города, деля его на восточную (к реке Туре) и западную (к реке Тюменке) относительно на равные части. Пройдя по главной торговой площади со Спасской церковью, эта улица продолжалась вдоль торгового центра и его рядов, жилых кварталов и, следуя через весь город, заканчивалась перед Знаменскими воротами».

О Знаменской башне упоминает и В.И. К очедамов: «В июле 1705 г. вновь сгорели 729 дворов (осталось 47), острожная стена со Спасской и Знаменской башнями, Девичий монастырь, все церкви и митрополичий двор».

В этих описаниях интересен факт существования в XVII веке Знаменской башни и Знаменских ворот, а также указание на то, что появление в Тюмени образа Пресвятой Богородицы «Знамение» и одноименной башни с воротами связаны с именем первого Сибирского архиепископа Киприана.

Знаменские ворота были проезжими. Значит, над воротами находился образ надвратной иконы. Надвратная икона (также вратная икона или греч. портатисса (вратарница) – икона, установленная над воротами церкви, монастыря, храма, крепости, города или дома. Следовательно, над Знаменскими воротами стояла икона Знамения Божией Матери.

Скорее всего, икона, написанная темперой на грубом холсте и наклеенная на деревянную основу, долго не сохранилась бы на открытом воздухе. Она могла стоять в часовне, построенной над проезжими воротами.

То, что образ Защитницы Усердной, Матери Божией стоял на страже первого русского города Сибири, – несомненно. Тем более, что только под башенные размеры подходил масштаб тюменской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

Для образца можно представить башни Московского Кремля, названия которых связаны с иконами, располагавшимися над вратами. Так, Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского), помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.

В настоящее время можно представить себе, как стояли в Тюмени над проходными воротами святые образа триста и четыреста лет назад. Для этого стоит подойти к входным воротам в Свято-Троицкий мужской монастырь и обратить внимание на икону Пресвятой Троицы, стоящую над входом. Находящаяся рядом церковь Петра и Павла построена как надвратная. Представляет собой поднятое на высокий подклет центрическое пятиглавое сооружение башенного типа. Церковь находится на одной линии с монастырской оградой. Над входом обозначено место для иконы. Монастырь основан в 1616 году пришедшим из Казани монахом Нифонтом. Крепостные стены монастыря так же, как и крепостные стены города, имели важное стратегическое значение. Молитвы и иконы служили верными защитниками людям, находившимся за крепостными стенами.

В Егорьевской (Георгиевской) башне стояла икона Георгия Победоносца. В Спасской – образ Спасителя. В Знаменской башне – образ Божией Матери «Знамение», распростершей Свой Покров над Тюменью. «Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость» (Тропарь иконе Божией Матери «Знамение»).

Надежда АНТУФЬЕВА,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2016 г.