ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2025 г.         

Перейти в раздел [Документы]

О сестрах милосердия Успенско-Никольской церкви Ялуторовска

В эти светлые дни сердца человека касается нежная, окрыляющая радость, и чем глубже и тише она, тем сильнее желание помогать людям, совершать добрые дела. Что значит быть медсестрой, оказывать первую помощь тем, кто в этом нуждается?

Наверное, каждый, связавший свою жизнь с этим долгом, задавался этим вопросом. Но что значит оказывать помощь не только физическую, видимую, но и действовать на благо людям в русле таинственной духовной связи?

И может ли быть причиной исцеления – вера?

Сегодня мне хотелось бы рассказать о Людмиле Владимировне Костко, которая стояла у основания сестричества УспенскоНикольской церкви.

Миссия

«К нам ангелы приходили», – так рассказала своим родным пациентка 23-й городской больницы, может быть, не совсем знакомая с христианской традицией.

Ангелы, по ее выражению, – это представительницы сестричества в белых халатах, которые ежедневно делают обход больных, помогая им в вопросах веры.

Здесь не новы истории внезапных исцелений и неожиданных поворотов в, казалось бы, неизлечимых течениях болезней. Несмотря на суровые диагнозы, люди приходили в церковь, имея надежду на то, что Господь излечит их. Итак, Людмила стояла у основания сестричества, работала фельдшером в больнице, после основной своей работы шла исполнять долг веры и милосердия, к чему призывало ее внутреннее чувство.

«Кто хочет посвятиться в сестры милосердия, в течение года проходит, если так можно выразиться, испытательный срок, – рассказала она нам, – такие люди работают добровольно помогающими».

Вместе с сестрами милосердия они совершали обход в городской Ялуторовской больнице и в психоневрологическом интернате, помогая православным верующим готовиться к исповеди и причастию.

Они отвечали на вопросы больных относительно проведения служб; если кто-то интересовался основами христианской веры – с теми долго беседовали. После этого многие люди выражали желание прийти в храм. Одним словом, и сестрам, и помощникам нужно было ходить по стационарам в психоневрологическом интернате – по всем отделениям больницы.

Служение

В молитвенных комнатах в психоневрологическом интернате проводились службы. Подготовка к исповеди и причастию составляла главную обязанность сестер милосердия. В случае необходимости к тем, кому это было важно, звали священника.

Перед причастием Святых Христовых Таин за человека, желающего причаститься, но не способного читать каноны по причине болезни, сестры милосердия прочитывали их. Во время служб дежурили – много было таких прихожан, кому необходимо оказывать помощь: дети, старики – одним словом, высокое, низкое давление и другие симптомы и последствия болезней.

Нужно было следить за состоянием больных, принимать меры, если кто-то где-то падал в обморок – приходилось действовать как врач (сама Людмила окончила фельдшерское отделение). На тех людей, чья жизнь наиболее хрупка и беззащитна, было направлено трепетное внимание этих самоотверженных женщин.

Праздники

Читали главы из Евангелия, рассказывали о праздниках дня, а также о святых, поздравляли с великими событиями православного календаря и часто появлялись с угощениями в руках, особенно в светлые пасхальные дни, принося с собой яркие куличи. Людмила вспоминает 2005 год, свои беседы с больными и их родственниками.

Рассказывает, что тогда сестричество было довольно новым явлением, и нередко обеспокоенные родные принимали людей в белых халатах и Евангелием в руках за представителей сект. Постепенно, читая в глазах сестер искренний интерес и участие, успокаивались и доверяли им свои переживания, а вместе с тем – и здоровье своих близких.

Сестры, в свою очередь, как могли, утешали родных.

Посвящение и работа

Посвятили Людмилу в сестры милосердия в Свято-Троицком монастыре в Тюмени. «И тогда владыка Тихон совершал службу, – вспоминает она. – У нас появилось свое облачение, освященное, по которому сестру милосердия узнавали во время церковных служб и во время визитов к больным. К нам приходили многие люди, желающие посвятиться, поэтому ряды волонтеров и сестер милосердия пополнялись с каждым днем. Женщины по два-три человека, верующие, зная, что это безвозмездно, начинали помогать сестрам. Ежедневно делали обходы с четырех до семи вечера».

«Это те, кто приходит к нам и работает не за деньги, не за земные блага, а уже… Ну, так понятно… – говорит Людмила и смущенно продолжает: – Нести слово Божье… как-то… людям!»

Нужно было как-то встроиться в график работы стационара. Врач в команде сестер милосердия был надежным проводником. Пускали сестер милосердия и в реанимацию, и к тяжелобольным. Первый и последний раз «Бывает, что священник только что исповедовал человека, причастил первый раз в жизни, а получилось, что последний, – рассказывает Людмила. – “И через несколько часов человек пересекал границу бытия и небытия, отходил к Богу”, – говорили медсестры. Последние минуты земной жизни человека порой являются определяющими: на что надежда, когда вот-вот оборвется жизнь? И этой надеждой для людей становился Господь!»

Людмила делает вывод о том, как важно быть с Богом в каждый момент времени: искать ответы на вопросы, исповедовать грехи и причащаться в течение жизни, чтобы часы первой исповеди не пришлись на последние часы земного существования.

Карантин

Как-то во время карантина сестер милосердия не пропускали к больным. Объясняли: не положено. Одна умирающая женщина очень просила исповеди, сестры с трудом договорились с администрацией поликлиники. Когда сестры милосердия пришли к ней, поняли: нельзя откладывать ни на миг. Стали звонить священникам: женщина умирает! Нужно срочно приехать, хотя бы в течение получаса, а лучше – через пятнадцать минут! «Смогу», – ответил священник.

В здание долго не пускали, но потом получилось уговорить. «Хорошо, что у меня племянница здесь работала, – призналась Людмила. – Священник приехал за пятнадцать минут, Анечка открыла, и вот мы втроем пошли к больной».

У пациентки была онкология. Что это была за исповедь! Она, плача, исповедовалась так, что священник был поражен искренностью и чистосердечностью исповеди. Ее лицо сделалось успокоенным. На вторые сутки ее не стало.

Иноверцы

Приходилось крестить многих, даже иноверцев. Часто они заходили в молитвенную комнату, сначала просто интересуясь, а потом постепенно приходили к вере. Иногда главной причиной интереса к Православию была крайняя необходимость, например, в исцелении или в ответах на жизненные вопросы.

Часто иноверцы начинали с крещенской воды: не принимая еще основ христианской жизни, они верили, что святая вода излечивает болезни. Так думала женщина с врожденным пороком сердца. Горячо надеясь на спасение, она держалась за эту возможность, слушая рассказы православных подруг.

Потом, по сведениям сестер милосердия, проблемы с клапаном сердца куда-то исчезли. Женщина по-прежнему горячо молилась и исцелилась от болезни. Она, словно дав обет Богу, приняла православную веру, почти ничего не зная о ней сначала, но постепенно сила любви близких, разговоры с верующими людьми определили ее окончательный выбор и еще больше укрепили в желании верить.

В Ялуторовске сестричество существует и в наши дни. И сегодня сестры милосердия помогают тяжело больным и всем, кто оказался в больнице. Подчас от их тихих, внимательных бесед становится легче, а действенная помощь в трудные моменты укрепляет людей и помогает исцелению.

Маргарита ЧЕКУНОВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
2
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.