В 2014 году Тобольскую митрополию впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тюменской филармонии Его Святейшество поделился своими размышлениями о судьбе нашего Отечества на пленарном заседании Тюменского форума
Всемирного Русского Народного Собора. Предлагаем вам его Первосвятительское слово, сказанное 21 июня 2014 года.
Дорогие участники этого важного исторического собрания!
Мы создали отделение Всемирного Русского Народного Собора в Тюмени, в одном
из важнейших регионов нашего Отечества,
от которого во многом зависит успех экономического развития и процветания Родины.
Экономика играет очень важную роль в могуществе страны, в материальном благополучии,
в укреплении обороноспособности. Но мы
знаем, что очень часто страны, государства
терпят историческое фиаско. Не потому, что
мало добывалось нефти, не потому, что мало
было денег, не потому, что были плохие экономические перспективы, а потому, что что-то
надломилось в душе людей. Что-то произошло
на уровне их сознания. Когда они с легкостью
поднимают руку один на другого, когда разрушают свою историческую общность, когда
покорно следуют рекомендациям извне, вот
тогда и наступает некая национальная погибель.
Совершенно очевидно, что от того, что
происходит на уровне нашего сознания,
что происходит на уровне наших убеждений,
что происходит на уровне нашей внутренней духовной жизни, от этого и зависит во
многом результат – будет ли он положительным или отрицательным. И это применимо к
личности, к семье, к обществу и государству.
Тема, поднятая сегодня, представляет
чрезвычайную важность для нашего будущего.
Мы прекрасно понимаем, что сохранить наше
Отечество, Россию можно, только обеспечив
межнациональный мир и взаимопонимание
всех народов, ее населяющих. Если брат
поднимает руку на брата, если каждая нация
начинает обособляться от других, выкраивая из единого государственного организма
лоскуты этнических уделов, страну ожидает
катастрофа. О чем достаточно красноречиво
свидетельствует наша давняя, да и недавняя,
история.
Но у поднятой на форуме проблемы есть
и обратная сторона, есть иное прочтение.
Не только межнациональный мир является залогом единства России. Совершенно
справедливо и то, что единство России, притягательная сила нашего государства, объединяющая миссия Российской цивилизации
является залогом межнационального мира на
огромных пространствах Евразии.
Потому на всех нас, на тех, кому дороги
наша страна и наша цивилизация, созданное
нами содружество народов, возложена единая
задача: не только беречь межнациональный
мир во имя единства России, но и беречь
единство России во имя межнационального
мира.
Неслучайно форум, затронувший столь
судьбоносную тему, проходит в Западной
Сибири. Переход через Урал, освоение
Сибирского субконтинента стали важнейшей
вехой в созидании российской государственности. Сибирь дала русскому народу тот запас
прочности, который позволил нашей стране
перерасти региональный уровень и стать
державой мирового значения.
Говоря об огромном стратегическом значении Сибири и Урала в судьбе Российской
цивилизации, мы ведем речь не только об
огромных природных богатствах русской Азии,
хотя их роль тоже трудно переоценить. Ведь
еще со времен Петра Великого мы обрели
в Зауралье мощную металлургическую базу,
недосягаемую для наших недругов, особенно
во времена военных конфликтов. А сегодня
Зауралье и Западная Сибирь стали центром российской энергетической мощи и во
многом локомотивом нашего экономического
развития.
Однако главное для нас – это вклад
сибирской эпопеи в формирование русского
национального характера. Здесь русские в
полной мере проявили себя как смелый и
решительный народ-первопроходец. Народ, не
боящийся вызовов пространства и климата.
Народ, ставящий духовные ценности выше материальных обстоятельств. Сибиряки издавна
славятся тем, что они являют собой пример
сильной воли, твердости и редкого мужества.
Именно эти качества ярчайшим образом
проявились в годы Великой Отечественной
войны, когда сибирские дивизии находились
на острие атакующих ударов нашей армии.
Эти же качества понадобились в годы
освоения нефтегазовых месторождений Тюменской земли, совершенного в условиях
вечной мерзлоты и очень трудного климата,
бездорожья, отсутствия всякой транспортной
инфраструктуры.
Не менее важно для нас и то, что Сибирь
в рамках Российского государства изначально
развивалась как пространство межнационального мира, взаимного уважения и соработничества разных народов России. Российская
стратегия освоения Сибири коренным образом отличалась от западноевропейской
модели колонизации. Здесь не знали геноцида
и резерваций. Здесь не было деления на
народы-господ и на народы-рабов. Русские
переселенцы всегда относились к коренным
жителям северной Азии по-христиански, как
равные, стремясь устроить совместную жизнь
к общему благу. При этом вместе с выходцами из Центральной и Северной России
Сибирь приняла большое число переселенцев
с Украины, с Белоруссии, из среды народов
Поволжья, а позднее, когда границы нашего
Отечества расширились на юг, также с Кавказа и Средней Азии.
Следует признать, что сегодняшняя динамичная, бурно развивающаяся Западная
Сибирь является бесспорным результатом совместного труда всех народов, объединенных
русским, результатом государственного единства нашей страны и достигнутого в ней
межнационального мира. Чрезвычайно
важно подчеркнуть, что в противовес
разделяющему, конфликтному, болезненному национализму, Всемирный
Русский Народный Собор опирается
на русскую национальную традицию,
обладающую огромным созидательным
потенциалом. На ту традицию, которая
вдохновлялась христианскими идеалами
братской любви, объединяла и русский
народ, и всю многонациональную
Россию, обеспечив прочный межнациональный мир.
Русских иногда называют народом
мягкотелым, недостаточно пассионарным, не умеющим «давать сдачи». А
ведь именно эти качества нашего народа,
сформированные, в первую очередь, влиянием Православной Церкви, и привели к тому,
что вместе с этим народом без всяких рисков
потерять свою национальную самобытность,
потерять свое достоинство, трудятся многиемногие другие народы.
Что было бы, если бы русские не имели
этой мягкой открытой души, сформированной
Православием? Они бы оттолкнули своей
силой очень многих и никогда не стали бы
ядром огромной многонациональной страны.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что в
противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму, Русский Народный
Собор обладает, действительно, потенциалом,
опираясь на русскую нацию и русскую культуру, содействовать широкому межнациональному диалогу и поддерживать братское сотрудничество разных народов и этносов в
единой семье Российского государства.
Какие же из стоящих перед Собором
и перед всем русским обществом задач
имеют непосредственное отношение к теме
нашего форума? Что мы можем сделать,
чтобы обеспечить единство нашей страны
и межнациональный мир в условиях, когда
очень много внешних факторов работают на
разрушение этого межнационального мира?
Да и не только внешних факторов, но и внутренних. И мы с вами являемся свидетелями
возникающих то там, то здесь напряжений на
межнациональной почве, которые возникают
по разным причинам, но которые обладают
потенциалом разрастания,
до сих пор, по милости
Божией, купировались совокупно действом разных
народов Руси, сознающих
принципиальную важность
для нашего государства
сохранения межнационального мира.
В Евангелии сказано:
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город и дом,
разделившийся сам в себе,
не устоит». Избегая, прежде всего, этого гибельного
разделения в самих себе,
мы можем обозначить три важных задачи,
которые стоят перед Собором. Эти задачи
связаны между собой, и их можно выстроить
по иерархической вертикали.
Первое – это обеспечение единства и
взаимопонимания внутри русского народа.
Без этого взаимопонимания и консолидации
русского народа не может быть
консолидации межнационального
общества.
Второе – это обеспечение
единства и взаимопонимания
между русским народом и
Российским государством, потому что крушение Российского
государства в начале ХХ века
и возникло по той причине, что
под влиянием очень многих факторов и внешних воздействий,
в том числе, большая часть
русского народа вступила в
конфликт со своим собственным
государством.
И третье – обеспечение
единства и взаимопонимания между русским
народом и другими братскими народами
нашей страны.
Это триединая задача, которая выстраивается в той последовательности, о которой
я сейчас только что сказал.
Но, безусловно, что решение этих задач
не может быть разделено во времени. Мол,
когда решим первую, возьмемся за вторую, а
потом за третью. Так ничего у нас не получится. Все эти задачи мы должны одномоментно
решать, потому что все они актуальны и все
требуют нашего безотлагательного участия.
Однако мы должны ясно сознавать, что
отсутствие единства внутри русского народа
подрывает почву для решения следующих
обозначенных в иерархической линии задач.
Сегодня в России наблюдается невиданная
за минувшие три десятилетия консолидация
общества. Однако нас не может не тревожить та разрушительная для национального
самосознания работа, которая проводится в
обширных регионах Российской Федерации,
население которых всегда считалось русским.
Так, во время Всероссийской переписи
населения 2010 года с широким размахом
прошли пиар-акции «Национальность – казак», «Национальность – сибиряк». Для популяризации новых идентичностей снимались
рекламные ролики, велась настойчивая пропаганда в интернете, создавались сообщества
в социальных сетях.
Современному человеку сам разговор об
отделении Сибири от России может показаться
абсурдной, абсолютно беспочвенной идеей. Но
всего полтора века назад таким же абсурдом
казалось и отделение Украины.
Упомянутые идеи, к счастью, пока не приобрели популярности в народе, однако нас не
могут не тревожить попытки легализовать раскол русского народа на генетическом уровне.
Так, некоторые статусные ученые мужи дают
официальное заключение о существовании национальности «казак», утверждая, что русский
народ трудно представить как некий гомогенный субъект, и для русских региональная
специфика перекрывает специфику этническую.
В меморандуме «Единство русского народа» Собор ясно и недвусмысленно высказался
по этому вопросу: домыслы о гетерогенности
русского народа – это миф,
имеющий сугубо политическую природу. По мировым масштабам русские
– исключительно цельная и единая нация. По степени
религиозного и языкового единства регионов, по близости культурных матриц
русские не имеют аналогов
среди крупных наций планеты. Феномен русской монолитности объясняется тем,
что в нашем национальном самосознании исключительное место занимает связь
личности с государством.
Этническая идентичность русских больше,
чем у любых других народов, сопряжена с
идентичностью государственной, с российским
патриотизмом и с верностью государственному
центру.
Вот почему чрезвычайно важно развитие
национальных общественных организаций, основанных на традиционной для русских лояльности к своему государству. Под лояльностью мы совсем не понимаем примиренчество с
теми недостатками, с которыми сталкивается
наш народ, в том числе – и в общении с
властью, в том числе – и страдая от многих
преступлений, совершаемых на экономической почве, в том числе – и от до сих пор
нерешенных социальных проблем. Но это
все задачи нашей внутренней национальной
повестки дня, которые мы должны решать,
сохраняя единство нашего народа и сохраняя
то отношение к государственности, которое
всегда было присуще русской нации.
Необходимо как можно быстрее растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей.
Федеральные русские организации должны
стать полноценными участниками общественного процесса, полноправными субъектами
национальной политики, гражданским скелетом
государственного единства нашей страны.
Действительно, долгое время было табу
на всякой инициативе русских объединиться.
И когда в 1993 году мы создали Всемирный
Русский Народный Собор, то я вспоминаю,
какой ужасной, лживой пропагандой, выплеснувшейся в средствах массовой информации,
сопровождалось первое заседание Собора.
Тогда нас объявляли националистами, фашистами, желающими реставрировать непременно идеологическую составляющую Советского Союза.
И эта пропаганда не прошла мимо. Очень
многие, в том числе и государственные
деятели, представители власти на местах,
восприняли это как некий сигнал, как некое
табу не просто на развитие работы в области
поддержания русского национального самосознания, но и как табу на взаимоотношения с
Всемирным Русским Народным Собором, и
потребовались годы, долгие годы работы Собора, в том числе и преодоление различного
рода провокаций, которые совершались на
заседаниях Собора, чтобы средства массовой
информации, особенно телевидение, могли
выхватить то или иное высказывание, а затем представить обществу, доказывая то, что
Всемирный Русский Народный Собор чуть ли
не черносотенская организация.
Пришлось многое преодолеть. Но сегодня
настало то время, когда и общество, и государство не видят никаких психологических
или политических затруднений в том, чтобы
работать вместе и внутри Всемирного Русского Народного Собора. На это ушли годы,
годы борьбы, годы труда, годы формирования
интеллектуальной концепции, которая сегодня,
по милости Божией, усваивается нашим обществом и представителями государства.
Необходимо также открыть русские
культурные центры, которые станут очагами
созидательного национального сознания, проводниками традиций российского единства,
сосредоточением государственно мыслящих
общественных сил. Такие центры также могут
стать площадками межнационального диалога
в регионах Российской Федерации, центрами
дружеского взаимодействия национальных
организаций всех народов страны.
Выступая за этнокультурное развитие и
укрепление национального сознания, нельзя
ни в коем случае забывать о том главном,
что нас объединяет, – нашей общей Российской цивилизации. На протяжении веков она
была цивилизацией диалога, высоко ценившей
уважение к иным народам и культурам, не
боявшейся учиться у соседей, и вместе с тем
не позволявшей высокомерного отношения к
собственным ценностям.
Древняя Русь возникла не в результате
покорения одних народов другими, не в
результате насильственного навязывания
культуры завоевателями, как не раз бывало
в человеческой истории. Рождение Руси –
физическое, а затем духовное – результат
равноправного, свободного диалога славян,
финно-угров, скандинавов, тюрков и византийцев.
Сегодня идея диалога культур и религиозных традиций занимает очень важное, я бы
сказал, центральное место в работе Собора.
Основной темой этого диалога должны стать
поиски цивилизационной формы российской
идентичности, разделяемой большинством
граждан России независимо от их национальности, вероисповедания.
Гармонизация межнациональных отношений возможна не на пути отказа от
национальных чувств или подавления национального сознания, а на пути осознания
принадлежности наших народов к общей,
созданной совместным трудом цивилизации,
которая не упраздняет ничьей национальной
идентичности и не умаляет ничьего национального достоинства.
Теория «плавильного котла», которая
основывалась на опыте Соединенных Штатов,
которые как бы «перемалывали» в едином
политическом и географическом пространстве
национальные особенности, – эта теория
оказалась абсолютно нежизнеспособной ни
в Европе, ни в других местах Земного шара.
И в этом смысле Россия, которая подчеркивает важность национального, этнического,
культурного составляющего фактора, которая
никогда не посягала и не должна посягать в
будущем на ограничение этих факторов, при
условии осознания всеми народностями, этносами принадлежности к единой цивилизации,
к единой общности, к российской общности,
являет пример построения добрых отношений
между людьми разных национальностей и
религий для всего мира. Цивилизация, которая имеет огромные заслуги и достижения
в прошлом и которая, безусловно, найдет
собственный путь в будущее.
Пресс-служба Тобольской митрополии
|