ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

ЯЛУТОРОВСКИЕ ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ

Неодинаковые люди приходят в воскресные и праздничные дни на богослужения в собор: разной национальности, молодые и пожилые, образованные и не очень, модно одетые или скромно… Всех их объединяет одна православная вера. Мотивы прихода в храм особенно интересны у тех, кто вырос и большую часть жизни прожил в годы отрицания Бога и любой веры. Воспоминаниями о своем воцерковлении и о том, как удалось им сберечь семьи, поделились две наши добрые и искренние мироносицы-прихожанки. Рассказ первой из них записан от первого лица.

Лукьянова Галина Григорьевна: БОГ ВСЕГДА БЫЛ СО МНОЮ РЯДОМ

Бога я прежде не знала, но в моей жизни Он был всегда рядом со мной. Даже когда я, не помнящая ни мамы, ни папы, ни родного дома, никакой личной вещи, куколки или посуды, попала в детский дом.

О том, что родилась я на Севере, имелась запись в какой-то моей справке. Год рождения нам, малышам, устанавливали визуально, по внешнему виду. Помню, как нас осматривали голеньких. Мне поставили год 1940-й. Шла война, детей сиротствующих было много, особенно из Ленинграда. Помню детский приемник в Салехарде. Дождь осенний, уныло моросящий по лужам и крышам. Нас кутают от холода и сырости, прикрывая собою, добрые воспитатели. Помню, как в привычном своем одиночестве (подруг у меня не было) шагаю по улице и удивляюсь тому, что земля наша похожа на блюдце, а небо на опрокинутую над ним голубую чашку. Увлекаюсь этим своим открытием и не обращаю внимания на треск и хлопанье по подолу моего скудного пальто какихто мелких штучек. И только когда ко мне кидаются воспитатели и, прикрывая собой, тащат в сторону от дороги, узнаю, что проказники-мальчишки нашли оружие и устроили в заброшенном сарае тир!..

Я ученица 2-го класса. В трюмах парохода нас, детишек, увозят по реке в Тобольск. Высаживают в Бекеревке, на берегу, противоположном тобольскому кремлю. Встречают нас сердобольные бабушки. Угощают чем Бог послал. Мне досталась соленая морковка, вкус которой показался странным и неприятным. Сейчас, по прошествии многих десятилетий, понимаю, что в войну народ питался скудно. Нас же, детдомовцев, государство неплохо кормило, вот и поморщилась я тогда от невкусной морковки!

Из Тобольска нас распределяют по разным детским домам. Я попала под Тюмень, в деревню Борки. Идет 47-й, потом 48-й год. С войны у некоторых детдомовцев возвращаются родители. Из Одессы приехал папа за Валей Ушаковой. Галку Малкову, которая оказалась Марковой (букву «р» неправильно произнесла, так и записали), забирает мама. Не сразу признала женщина дочку, попросила детей показать, у кого есть родимое пятно на боку. Я с радостью обнаруживаю, что у меня есть выпуклая родинка, но мне говорят, что у меня – бородавка, а родимое пятно у Галки. Я не сдаюсь, со слезами оспариваю: «Нет, это моя мама!..» Обед в детдоме. Фото 1940-х гг.

Вскоре отъезды счастливчиков закончились, стали мы опять спокойно жить. Меня полюбила красивая молодая воспитательница, Екатерина Александровна Максимова. Водит к себе домой, где я играю с ее сынишкой и живущей у нее больной сердечницей-девочкой по фамилии Горева. Как любимица воспитательницы я получаю от нее красивые белые бантики и синие ботиночки. Впрочем, пользуюсь обновками недолго: постирала, повесила на забор сушить, а их и украли! Обиды у меня нет, всем ведь нравится красивое. Екатерина Александровна сделала меня активисткой. Где я только ни участвую – и пляшу, и танцую, и пою, и стихи читаю!

В 15-16-летнем возрасте нам снова правят документы – ведь даты рождения были только годовые, а тут и дни рождения проставили. Екатерина Александровна записала меня на праздничную дату – 1 мая. Все последующие годы день рождения мой приходился на шествие в рядах демонстрантов. Там же меня и поздравляли, дружно на руках качали, подбрасывали. Хорошую, заботливую мне дал Бог благотворительницу! Но пришла пора расставаться, закончилось детство, наступала взрослая жизнь, пора выбора профессии. Я не определилась, а подруга моя, Люся Букатина, мечтавшая о медицине, мне предложила: «Поехали в медицинское училище, поможешь мне диктант написать!» Поехали, написали – обе на двойки. Но детдомовских принимали по льготе, и Люся осталась учиться, а я вернулась в детский дом: рассудила, что медицина не мое призвание.

В составе группы из десяти человек я, впервые нарядная – в шерстяном голубом платье, но в страшном темном платке, была отправлена в Салехард. Поселили нас в общежитие рыбоконсервного комбината, чтобы учились и работали здесь же на практике. Работа – восьмичасовое стояние на конвейере с расфасовкой консервы по баночкам. После первой же смены, закинув гудящие от усталости ноги на спинку кровати, я заревела: «Девчонки, а ведь это – на всю жизнь!»

Потом привезли нас в Тазовское. И снова труд на расфасовке. Тут я ошпарилась кипятком, несмертельно. Платили нам стипендию – 9 рублей. Понимания, что надо для себя что-то из одежды, белья покупать, у нас, детдомовских, не было. Я проедала эти деньги на сгущенке. Неудивительно, что домашние девчата превозносились над нами. Приходилось нам слышать в свой адрес: «нищенки», «неряшки», «вонючки», «замухрышки»! Но обиды, как всегда, у меня не было. А тут и на производстве нам решили помочь – выдали коричневый штапель на платья. Приоделись «нищенки». На досуге мы пили, курили, но мне не нравилось. Уберег Бог от этой напасти меня. А вот подруга Валька – наверное, пропала…

Приглянулась я в Тазовске парню вольнонаемному из техникума рыбного, Александру. Дружила-то со многими парнишками: вечер с одним танцую, в следующий с другим, а там и с третьим. В Александра же я влюбилась. В 19 лет встретились, а в 20 поженились. Через год появилась дочка. Питались мы в тундре – ягодами: морошка, черника, голубица, княженика. Брали хлеб с собой да там, в тундре, и ели их с хлебушком. Грибы-обабки собирали, Александр уток стрелял. Через три года я, сыночком семимесячным беременная, отправилась с полупустым чемоданчиком к мужу, который вперед к своей матери уехал. Летела в трясучем самолете-кукурузнике и удивлялась: всех пассажиров рвет, а мне хоть бы хны, я – как огурчик!

Родился у нас с Александром сыночек, а потом… – страха перед Богом и греха мы не ведали! – пошли аборты. Встали самостоятельно на ноги, работали и квартиру получили в Ялуторовске на «молоканке». Все бы хорошо, но что ни год – аборт, и муж полюбил выпивку. Я терпела: когда он во хмелю, гневливым был, но всегда было чувство, что он, хоть и ровесник, а старше меня, и я слушаться его должна!

Вскоре моя доченька заневестилась, от женихов не было отбоя. Но выбрала не лучшего – пил наш зять. Сначала несчастливую свою жизнь дочь от нас скрывала. Но мое материнское сердце беду чувствовало, плакали мы с ней обе врозь. Видно, по моим грехам – абортам не получилось у кровинки моей семейное счастье!

В церковь я впервые пришла, когда дочь с внуками решили от своего горепапы уйти. Привела я дочь с ребятишками покреститься, чтобы стали они под защиту Бога. Религиозного же чувства у самой не было, скорее – любопытство. Стояла в шляпе, на каблуках, в модном пальто с чувством исполненного по отношению к дочке и внукам долга: доброе дело сделали! Но в храм с тех пор по вечерам после работы стала захаживать. Священник – молодой, красивый, любящий детей – как ангел, легкой походкой летал! Захотелось мне почему-то Библию. В продаже этой книги книг не было, выручил коллега на работе. Принес небескорыстно – купила за тысячу. Читаю – и ничего не понимаю: «Бытие…», – но все равно читаю, даже в санаторий по путевке поехала с Библией и иконкой Спасителя – набожная.

Уже после позвали меня креститься. Не как обычно, а с начальством – с бабами из городской администрации. После крещения счастливая была: крестик на мне, свидетельство с датой от 3 апреля 1992 года на руках! Батюшке, отцу Евгению, угодила правильным произношением у алтаря слов молитвы: «Святаго Духа», а не «Святова» сказала!

Стали мы с внуком Алешей прихожанами. Счастье было! Алеша батюшке угольки для кадила носил, раздувал. С богослужений же нас приходящих дед, бывало, домой не пускал – был против религии, даже в храм приходил с разборками! Но – видно, и впрямь сила Господня в немощи совершается! – заболел наш дед и стал со мною в собор похаживать, в церковных таинствах Исповеди и Причастия участвовать. На вопрос: «Почему раньше не ходил?» – ответ его был коротким: «Дураком был!» Повенчались мы с ним… Ушел в мир иной мой Александр православным христианином в 76 лет. Трудновато мне тогда без мужа стало материально, но помощи у государства никогда не просила: государство меня воспитало, вырастило! А Бог? Он всегда рядом был. Во все трудные годы хранила меня Его, Божья, сила!

Сычева Зоя Егоровна: ГОСПОДЬ ВСЕГДА ДАВАЛ МНЕ ПРОСИМОЕ

Зоя родилась в 1936 году в семье, где, несмотря на антирелигиозную государственную пропаганду, твердо веровала в Бога мама. Был ли верующим их папа, Зоя с сестрой и братом не запомнили. Началась война, и хозяина-кормильца Егора проводили в 1942 году на фронт. Уже в следующем году мама со слезами на глазах читала извещение: «пропал без вести». Молилась, ждала: бывали ведь случаи, когда после таких извещений женщины узнавали о том, что солдат остался жив.

Молилась за папку и маленькая Зоя. В 1944 году она с подружкой даже на всенощную службу в Никольскую церковь впервые попросилась. А утром после бессонной той праздничной ночи отправились девчонки в школу, да вот незадача: учительница уже была осведомлена о ночном походе первоклашек в храм и на уроки их не пустила! Отправила домой, наказав, чтобы передали своим мамам, что их вызывают на беседу в школу. Беседа оказалась короткой. «Если ваши дети будут верующими, из школы их ждет исключение», – строго сказала уставшим от бесконечного труда и бессонных ночей женщинам Дарья Георгиевна.

«Я как верила в Бога, так и дальше буду верить, – тихо, но твердо сказала после той беседы своим детям Зоина мама. – А вам теперь надо самим выбирать. Покажете себя верующими, останетесь безграмотными». Уходить из школы девчонке не хотелось, были там подружки и любимый школьный предмет – математика. Была и работа. Помогали они с братом маме-сторожу охранять склады заготконторские, особенно в страдную летнюю пору, когда женщина уходила на покос. Годы были голодные, у людей даже соли порою не было, и склады с продуктами иной раз подкапывали. Зоя и братик зорко наблюдали с крыши сарая за охраняемыми объектами. От страха перед ворами девчонка обращалась в покрытое облаками серое небо: «Господи, сделай так, чтобы мама поскорее пришла!» И тут же из-за угла вблизи показывалась устало идущая мамина фигурка – Бог давал маленькой Зое просимое!

Закончилась война. Вместо отца в семью пришло в 1947 году новое извещение, в котором сообщалось, что погиб Егор в концентрационном лагере. Семью лишили пособия за погибшего отца и, что еще больнее ударило, – окружили презрением: к пленным в те годы относились как к предателям. Особенно обидно за папку было Зоиному братишке. Затравленный мальчик, не раздумывая, лишил маму последнего, что осталось от не вернувшегося с войны мужа, – сжег отцовские письма!

Жить и растить детей помогала маме вера в Бога, благодаря которой удалось и Зое, несмотря на их семейные материальные трудности, получить не только среднее образование, но и тюменский лесотехнический колледж окончить.

В поселке Тап Заводопетровского лесхоза началась у молодого специалиста-технолога самостоятельная жизнь. Нравилась Зое ее работа. Вдохновляла молодую девушку и дружба с видным местным пареньком. Но, узнав о неверности любимого, не раздумывая, уволилась и уехала она в родной Ялуторовск, где так же самозабвенно стала работать на лесозаводе. «Неверный» приезжал, уговаривал, звал замуж, но девушка отказала ему. С еще большей самоотдачей Зоя посвящала себя работе. Когда ей исполнилось 25 лет, сердце уже не так болело по обманутой любви, но все еще было незанятым, и в ответ на насмешливое тетушкино: «Уж не хочешь ли ты старой девой остаться?» – последовало торопливое Зоино обращение к Богу: «Господи, дай Ты мне уже любого мужа, а уж я с моею чистотой и непорочностью постараюсь его, если понадобится, воспитать, исправить!»

И снова, как в детские Зоины годы, Господь дал просимое – «любого мужа», который оказался в возрасте за тридцать и… пьющий. Началась в 1964 году их семейная жизнь. Родился первенец-сыночек, которого безумно любил уже немолодой отец. Пожалуй, и жену он любил так же безумно – сильно ревновал привыкшую к трудовым подвигам молодую маму. «Оставь работу, займись сыном!» – скомандовал однажды. И оставила.

Впрочем, ненадолго: узнала, что носит она под сердцем второго ребеночка, и устроилась на лесозавод рабочей. Ревновал муж, казалось, сильнее прежнего! Перешла на другую работу, в теплосеть – опять ревновал. Пить не переставал. В роддоме с сыночком оказались в затруднительном положении: надо возвращаться домой, а муж в хмельном угаре отмечает очередное отцовство, барак нетопленый, холодно. Выручила подруга по работе – забрала мамочку с новорожденным, соседа по бараку упросила печь истопить. Сидя в не согретом еще бараке, одетая в пальто, с сыночком в одеяле, кажется, задремала Зоя и вдруг от непонятно кем произнесенных слов вздрогнула. «Жить-то ему (сыночку) не больше 19 лет» – такими были эти слова. Проснувшись, заспорила: «Сколько бы ни жил, пусть живет!»

Растили с мужем уже двоих сыновей. Из барака в дом переехали. Появилась возможность забрать у брата старенькую, лежачую уже маму. «Буду помирать, так в мой дом меня увезите обратно», – сказала появившаяся в семье мама. Оказалось, снилась ей однажды собственная смерть, видела, как увезли ее тело из дома родного, гроб с ним поставили в церкви. Отпевали, а она при этом была жива и душою чувствовала неописуемую радость… Месяца не прошло, заумирала мама. И снова обращение к детям прозвучало от нее: «Домой меня везите!» Дочери уговаривали: «Ну что ты придумала, как можно от дочери к снохе тебя везти?» А мама все твердит слабеющим голосом: «Домой!» Голос пропал, жестами показывает. И тогда догадалась Зоя, что надо единственную в доме икону святого Серафима Саровского, от атеиста мужа припрятанную, достать. С иконой зашла к умирающей со словами:

«Прости нас, мама, детей твоих, зятя, внуков» – всех перечислила. И добавила: «А тебя, наша мама, Господь простит». И случилось чудо: лицо мамино осветила счастливая улыбка! Удивленно смотрели дочери на эту улыбку и в себя пришли, когда поняли, что тело у мамы холодное. Был потом и дом родной, и отпевание новопреставленной в церкви по благословению батюшки Ильи. А Зоя Егоровна с какой-то маминой твердостью в голосе сказала после похорон атеистумужу: «Икона святая отныне будет висеть в углу нашей спальни!» Муж не возразил.

Были потом и проводы деток в армию, и судимость первенца: от тюрьмы и сумы, как известно, зарекаться не следует. Но помогала Зое Егоровне в трудных жизненных ситуациях унаследованная от матери вера в Бога. Помогала церковь, в которую стала она ходить после чудесного отпевания мамы. Скорбей меньше не стало. Муж так же выпивал, ревновал, мог и руку поднять на жену. Но висела в углу спальни икона Серафима Саровского, и это была уже маленькая победа Зои, обещавшей Богу воспитать, исправить «любого мужа». Хотя, отмечая со старшим сыном долгожданную после разлуки встречу, супруг сделал ему «важное сообщение»: «Мать-то надо бы психиатру показать: по ночам одно свое – молится!»

Младший их сын, по характеру мягкий, ласковый, маму, как мог, берег. Но не уберег себя – трагически погиб в 26 лет. За три дня до его смертельного ранения не находила Зоя Егоровна себе покоя. А в день, когда выстрелил в сыночка совершенно незнакомый человек, физически почувствовала мать беду – словно игла в ее сердце вонзилась. Казалось, рухнул весь ее мир, когда в доме появился гроб с телом сына – ее опоры, ее надежды.

Не помня ни себя, ни Бога, приняла она решение отправиться в мир иной вместе с сыном: с веревкой в руках вбежала в собственную спальню, да неведомой силой словно сражена была. Лежа ничком в постели своей, под иконой святого Серафима, вдруг услышала властный голос: «А теперь посмотри, что мы с твоим сыночком сделаем!» И увидела сына грязного, в лохмотьях, несчастного, в окружении клюющих его мерзких птиц. Тот же голос произнес уже мягче: «И посмотри теперь, каким он может быть». И вновь явлен был сын в чистом светлом костюме с белым воротничком – таким, как он любил одеваться при жизни. «Выбирай, все это зависит только от тебя!» – строго произнес голос. И мать, оставив веревку, вбежала в комнату с гробом сына, почти выкрикнув: «Господи, забери моего сыночка! А меня, окаянную, прости!..»

Икону святого Серафима Саровского Зоя Егоровна передала Сретенскому собору, за открытие которого она молилась по ночам от закладки и освящения камня с памятной надписью «Здесь стоял взорванный в 30-е годы собор» до возведения красавца-собора и его освящения.

Муж христианки Зои перестал быть атеистом. После 46-летней их совместной жизни, на пороге своего ухода в вечность исповедал он свои грехи молодому священнику, причастился Святых Христовых Таин и мирно отошел к Господу – исправленный, перевоспитанный!

Зоя Егоровна в свои 87 лет, как когда-то ее мама, не мыслит жизни без Бога. Любит и всех своих ближних. Невзирая на немощи, потихонечку ходит по воскресным дням в наш ялуторовский Сретенский собор.

Рассказы записала
Татьяна МОЛОДЫХ,
прихожанка Сретенского собора

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.