Ваше Высокопреосвященство, владыка
митрополит Димитрий Тобольский и Тюменский! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Я с большой радостью вступил на древнюю Тобольскую землю, в эту первую
сибирскую столицу России – город
Тобольск, где в свое время по сути
решился вопрос огромной исторической
значимости – чем должна быть Россия;
должна ли она быть мононациональным
государством на просторах Среднерусской возвышенности или у нее есть
некое иное предназначение, связанное,
в том числе, с объединением разных
народов, с созданием огромной евразийской общности людей, объединенных
едиными нравственными и духовными
идеалами. Именно с Тобольска началось
продвижение русских первопроходцев
по всем просторам Сибири – и Восточной Сибири, и затем Дальнего Востока.
Мы знаем, что этот первый шаг
был трудным, он сопровождался вооруженной борьбой, которая не была
чрезвычайно кровопролитной. И хотя
войско Ермака во много крат было
меньше противостоящих племен, объединенных сибирским ханом, Ермак
победил. И не потому, что там была
какая-то особая военная хитрость или
какие-то особые военные навыки, но
потому что, видимо, это движение на
восток имело огромное историческое
и духовное значение. И мы знаем, что
практически движение первопроходцев
до Тихого океана не сопровождалось
войнами. Отдельные стычки здесь не в счет,
если соотнести это мирное движение первопроходцев со страшными военными завоеваниями колоний, и не только колоний, но и земель в иных регионах нашей планеты.
Тобольск имел и имеет это огромное
историческое значение. Это, действительно,
духовный центр Сибири. И хотя сегодня
Сибирь увенчана такими замечательными
городами, в которых существуют митрополии,
в которых имеются святыни и множество
храмов, мы никогда не забудем о той особой
роли Тобольска и о том особом значении
Софийско-Успенского собора в Тобольском
кремле, где совершали свое служение первые
сибирские святители.
Когда мы размышляем об истории,
особенно когда мы размышляем о конце
истории, о суде Божием над людьми, нередко
нас посещают такие мысли: а что же будет
с людьми, которые не являются верующими?
А что будет с людьми, которые не являются
христианами? А спасет ли Бог мусульман или
верующих других религий? И на эти вопросы,
которые во множестве задают в том числе и православным священнослужителям,
нет и не может быть ответов, потому что
на эти вопросы может ответить только
Сам Бог. Разрешение этих вопросов
лежит вне знаний человека, вне опыта
человека, вне человеческой мудрости, а
потому и ответов быть не может.
Но сегодняшнее апостольское чтение
(Рим. 2:10-16) как бы приоткрывает нам
завесу тайны Божественного суда. Обычно, когда мы читаем эти слова апостола
Павла из Послания к Римлянам, то о
суде не задумываемся. Там речь идет
об иудеях, которые жили по Закону Моисея, и о язычниках. И апостол Павел
говорит, что Бог нелицеприятен и одно
только принятие Закона Моисея не спасает людей. И далее говорит он о том,
что те, кто под законом живут, законом
и судиться будут. То есть если человек
принимает на себя действие закона, то
он подпадает и под судопроизводство,
которое принимает во внимание эти
законы.
Граждане страны могут знать закон или не знать, но как граждане они
принимают на себя действие закона. А
потому если закон нарушается, то вне
зависимости от этих знаний или незнания
суд выносит свое решение на основании закона. Ведь об этом и апостол
Павел говорит: иудеи могут быть разными,
хорошими и плохими, знающими закон и не
знающими, но если они принимают на себя
нормы закона, то они по этому закону Богом
будут судиться.
А что же язычники? А у язычников нет
закона, и они не будут судиться по Закону
Моисееву. А что же язычники, вообще не будут судиться? Будут судиться, говорит апостол
Павел, потому что закон Божий начертан в их
сердцах. Они будут судиться словом, мыслью
своею и совестью своею. <...>
А какое все это имеет отношение к
нам, к людям, живущим в XXI веке? Самое
прямое. Становясь людьми православными,
становясь христианами, мы себя поставляем
под Божий закон, мы должны жить по Божиим
заповедям. Мы их знаем или, по крайней
мере, должны знать, если мы крещены в
православной вере. И судиться мы будем
по этому закону, который добровольно на
себя приняли.
Крещение не есть лишь некий культурный
акт, некий обычай, как у нас некоторые иногда думают. Крещение – это принятие на себя
всех обязательств, связанных с Божественным законом. Крещенный будет спрошен: а
исполнял ли ты закон, который добровольно
принял на себя? Но мы знаем, что очень
многие люди, даже православные по крещению, никогда не были воцерковлены, никогда
не были научены. Они живут как язычники,
хотя по статистике – православные люди.
Мы знаем также, что в Отечестве нашем есть много людей, которые вообще не
принадлежат ни к какой религии. А как они
судиться будут? Или, может быть, они избегут
Божиего суда? Отнюдь. Они судиться будут
так же, как судиться должны были и древние
язычники, по слову апостола Павла, в соответствии с совестью своею. <...>
Вот почему вера спасает людей.
Молитва, слово Божие, проповедь постоянно обращают
сознание людей, столь далеких в своей повседневности от судьбоносно важных мыслей,
к этим мыслям. Они помогают обнажить суть
происходящего в жизни. И сам смысл этой
жизни помогает укрепиться в сознании того,
что каждый человек будет судим. И для того
чтобы обрести оправдание в очах Божиих, и
не только в загробной, но и в этой жизни,
нужно исполнять Его закон, писанный закон,
который будет формировать мысли и укреплять совесть, способную удержать человека
от злых деяний.
Сегодня мы вспоминаем трагический
день в нашей истории – 22 июня 1941 года.
Действительно, все совпало: и тогда это
было воскресенье, и тогда по церковному
календарю это был день Всех святых в земле
Русской просиявших. Не знал враг, не ведал,
в какой день он переступил священные границы нашего Отечества. И приняли мы много
скорби и много страданий, как и искупили
много своих совершенных беззаконий. И победили по милости Божией. Победили, потому
что и страдания те, и испытания укрепили
нас в следовании Божиему закону.
Я вспоминаю послевоенный Ленинград,
где было всего 15 открытых храмов на два
с половиной миллиона тогдашних жителей.
Как переполнены были эти храмы! В будни
стояли по две-три тысячи людей, которые
молились Богу после десятилетий гонений
и самых радикальных мер государственного
атеизма. Тогда люди на примере жизни своей
почувствовали спасительную силу Божиего
закона, Божиего присутствия в своей жизни.
Не дай Бог, чтобы обращение людей к
Богу всякий раз сопровождалось страданиями. Нужно научиться быть с Богом не
только во время войн, междоусобной брани,
кровопролитий, землетрясений, наводнений и
прочих страданий. Нужно научиться быть с
Богом каждый день. Ради этого мы и строим
храмы, и укрепляем веру в сердцах людей,
чтобы жизнь народа нашего становилась
чище, светлее, совестливее, несмотря ни на
какие внешние опасные воздействия.
Пресс-служба
Тобольской митрополии
Тобольск, 22 июня 2014 г.
|