«Смысл брака в том, чтобы приносить
радость… Это установление Господа о совершенстве.
Божественный замысел… в том,
чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал
жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы
ни один из них не проиграл, а оба выиграли».
Святая царица Александра Федоровна Романова
Страшное поругание любви происходит
сегодня в мире. Дух блуда царит над современной жизнью, как полновластный властелин.
В полной мере исполняются пророческие
слова Писания: «Будут есть и не насытятся;
будут блудить и не размножатся, ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 10). Сегодня
человек ищет счастье или в наслаждении
«любовью», именем которой на самом деле
названы тяжкие грехи и извращения, или
увлекается тайнами оккультных наук, или
пытается укрыться от реальности с помощью
опьяняющих и наркотических средств, или,
неудовлетворенный ничем, ищет выхода в самоубийстве. Происходит это оттого, что забыл
человек счастье, дарованное ему Творцом.
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть
человеку одному; сотворим ему помощника,
соответственного ему… И создал Господь Бог
из ребра, взятого у человека, жену, и привел
ее к человеку. И сказал человек: вот, это
кость от костей моих и плоть от плоти моей;
она будет называться женою, ибо взята от
мужа своего. Потому оставит человек отца
своего и мать свою и прилепится к жене
своей, и будут два одна плоть» (Быт. 2, 18, 22-24). Так устанавливается Богом начало брака
и семьи – остаток блаженства и чистейшего
наслаждения как для души, так и для тела.
Брак – это соединение двух несовершенных половинок в единое совершенное
целое, так что образуется из двух жизней одна, и каждый до конца дней своих несет священную ответственность за
высшее благо другого. Таинственно и
непостижимо происходит в браке соединение двух личностей в одну плоть,
по образу духовно-благодатного единения Христа с Церковью. Брак основан
на таком влечении человека, на такой
его потребности, которые заложены в
самой его природе по воле Создателя.
И главной целью брака является взаимная, полная, нераздельная преданность
и общение двух супружеских лиц. Они
двое должны жить только друг для друга и отдать друг за друга жизнь свою.
Прежде несовершенные муж и жена,
восполняя друг друга через взаимообщение,
нравственно влияют друг на друга, помогают
друг другу совершенствоваться, выполняя этим
свое назначение, которое состоит в спасении.
«Супружество для нас, – говорит св. Иоанн
Златоуст, – не препятствие на пути к Царству
Небесному, потому что, если бы оно было
препятствием, если бы жена уготовляла одни
козни, то Бог, сотворив ее в начале, не наименовал бы помощницей».
Другою целью брака, кроме спасения
взаимного, является рождение и воспитание
детей. Когда появляется в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Невинное
дитя сближает семейную пару так, как никогда
прежде. Его беспомощность затрагивает в
сердцах родителей благородные струны, и нет
сильнее того чувства, которое приходит, когда
они держат на руках своих детей. Великое
дело – взять на себя ответственность за эти
юные жизни; великое дело – воспитать их в
благочестии и доброй нравственности.
Слово Божие учит нас, что рождение детей
есть благословение Божие: «Вот наследие от
Господа: дети; награда от Него – плод чрева»
(Пс. 126, 3). Русский народ, воспитанный на
христианских началах, всегда воспринимал
детей как дар Божий и источник семейной
радости. Ничто не может быть так дорого
для женщины, как ее собственное дитя, ради
которого она забывает себя и все скорби и
труды, связанные с рождением его. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому
что пришел час ее; но когда родит младенца,
уже не помнит скорби от радости, потому
что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). С
умножением числа детей умножается и число
забот! Но эти заботы не тяготят, а напротив,
приносят радость. Одно сознание, что все
труды, лишения и беспокойства доставляют
спокойствие и удобство любимым, уже дает
глубокое чувство утешения.
К сожалению, в наше время изменилось
воззрение на семейную жизнь и получили
большое распространение превратные
взгляды на рождение детей. Теперь
редко встречаются многодетные семьи.
Заводят одного-двух, а остальные становятся лишними, которых безумные
родители могут убить в утробе, не дав
увидеть им света Божия, называя убийство избавлением от нежелательной
беременности. И нельзя сказать, что
все причины в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки
жили куда беднее, но они твердо верили и знали, что Бог не оставит их
без помощи. «Даст Бог детей – даст
и на детей», – говаривали они, исповедуя неопровержимую и опытом подтверждаемую истину. Ясно, что из-за
неверия, крайнего себялюбия и упадка
нравственности, стремления к удобствам и
спокойствию снижается рождаемость. Самое
дорогое – дети – делается тяжким бременем,
от которого желают избавиться, чтобы жить
кому как захочется.
«Из многих опытов видно, – пишет преподобный Макарий Оптинский, – что у тех, кто
по страсти вступает в супружество, не бывает
счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет.
Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу,
чтобы жизнь провести в мире и любви, для
семейного счастья и общественной пользы».
Браки, заключенные по страсти, непрочны.
Страсть, которую в наше время называют
«любовью», не есть состояние психологическое, а скорее физиологическое. Это, по преимуществу, возбуждение телесное, похотное;
при такой любви любят не человека, а то
возбуждение чувства, которое он вызывает.
«Любовь-страсть» сейчас самый распространенный наркотик. Действие наркотика в организме со временем ослабевает и требует
увеличения дозы. Так же и страстная любовь
постепенно уменьшается, притупляется острота
опьянения, и тогда, когда гаснет так называемая «любовь», требуется увеличение дозы,
обновление, замена «любимого» человека.
Так распадается только что созданный союз.
Существуют так называемые секреты
счастливой семейной жизни. Обычно уже
в начале семейной жизни обнаруживаются
как достоинства характера любимого, так и
недостатки, особенности привычек, вкуса, о
которых вторая половина и не подозревала. И
первый урок, который надо выучить и исполнить, это терпение, которое все преодолевает,
и любовь, все покрывающая, набрасывающая
на недостатки как бы вуаль и преображающая
человека. Когда что-нибудь идет не так, каждый должен винить себя, а не другого. Резкое
слово может надолго замедлить слияние душ.
Грубость более всего непростительна именно в
своем доме, по отношению к тем, которых мы
любим. «Еще один секрет счастья в семейной
жизни, – пишет в своем дневнике императрица
Александра Федоровна, – это внимание друг к
друг. Муж и жена должны постоянно оказывать
друг другу знаки самого нежного внимания
и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий – от поцелуя, улыбки,
доброго взгляда, сердечного комплимента и
бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и
искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб…». Не будет согласия и любви
между супругами, если каждый из них станет
требовать любви и преданности от другого,
не стараясь сам дарить это своей половине.
В любви нужна особая деликатность. В
связи с этим советуют не демонстрировать
свое плохое настроение и оскорбленные
чувства. Никто не будет так переживать изза резких и необдуманных слов, слетевших
с губ нечаянно, как вторая половина. Ведь
чем ближе отношения, тем больнее сердцу
от взгляда, тона, жеста или слова, которые
свидетельствуют о раздражительности или
просто необдуманны.
Первым требованием счастливой супружеской жизни является верность – верность
в самом широком смысле. Всем своим поведением супруги должны доказывать, что
они достойны доверия. Сердце обоих должно
доверяться без опаски – это основа верной
любви. Жена всегда должна заботиться больше
всего о том, чтобы нравиться мужу, а не кому-нибудь еще. Муж и жена должны отдавать
друг другу все лучшее в себе. Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно,
и этому искусству надо терпеливо обучаться
не только ради себя, но и ради детей своих.
Самое богатое наследство, которое родители
могут оставить детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и
матери. В этом и состоит, главным образом,
родительский долг.
Пусть дом ваш будет, как сад,
Где радость звенит в голосах ребят,
И детство наполнено счастьем.
Миссионерский листок // Тобольская
духовная семинария
|