ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Забытое счастье

«Смысл брака в том, чтобы приносить
радость… Это установление Господа о совершенстве.
Божественный замысел… в том,
чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал
жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы
ни один из них не проиграл, а оба выиграли».

Святая царица Александра Федоровна Романова

Страшное поругание любви происходит сегодня в мире. Дух блуда царит над современной жизнью, как полновластный властелин. В полной мере исполняются пророческие слова Писания: «Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся, ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 10). Сегодня человек ищет счастье или в наслаждении «любовью», именем которой на самом деле названы тяжкие грехи и извращения, или увлекается тайнами оккультных наук, или пытается укрыться от реальности с помощью опьяняющих и наркотических средств, или, неудовлетворенный ничем, ищет выхода в самоубийстве. Происходит это оттого, что забыл человек счастье, дарованное ему Творцом.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть» (Быт. 2, 18, 22-24). Так устанавливается Богом начало брака и семьи – остаток блаженства и чистейшего наслаждения как для души, так и для тела.

Брак – это соединение двух несовершенных половинок в единое совершенное целое, так что образуется из двух жизней одна, и каждый до конца дней своих несет священную ответственность за высшее благо другого. Таинственно и непостижимо происходит в браке соединение двух личностей в одну плоть, по образу духовно-благодатного единения Христа с Церковью. Брак основан на таком влечении человека, на такой его потребности, которые заложены в самой его природе по воле Создателя. И главной целью брака является взаимная, полная, нераздельная преданность и общение двух супружеских лиц. Они двое должны жить только друг для друга и отдать друг за друга жизнь свою.

Прежде несовершенные муж и жена, восполняя друг друга через взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу совершенствоваться, выполняя этим свое назначение, которое состоит в спасении. «Супружество для нас, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не препятствие на пути к Царству Небесному, потому что, если бы оно было препятствием, если бы жена уготовляла одни козни, то Бог, сотворив ее в начале, не наименовал бы помощницей».

Другою целью брака, кроме спасения взаимного, является рождение и воспитание детей. Когда появляется в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Невинное дитя сближает семейную пару так, как никогда прежде. Его беспомощность затрагивает в сердцах родителей благородные струны, и нет сильнее того чувства, которое приходит, когда они держат на руках своих детей. Великое дело – взять на себя ответственность за эти юные жизни; великое дело – воспитать их в благочестии и доброй нравственности.

Слово Божие учит нас, что рождение детей есть благословение Божие: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126, 3). Русский народ, воспитанный на христианских началах, всегда воспринимал детей как дар Божий и источник семейной радости. Ничто не может быть так дорого для женщины, как ее собственное дитя, ради которого она забывает себя и все скорби и труды, связанные с рождением его. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). С умножением числа детей умножается и число забот! Но эти заботы не тяготят, а напротив, приносят радость. Одно сознание, что все труды, лишения и беспокойства доставляют спокойствие и удобство любимым, уже дает глубокое чувство утешения.

К сожалению, в наше время изменилось воззрение на семейную жизнь и получили большое распространение превратные взгляды на рождение детей. Теперь редко встречаются многодетные семьи.

Заводят одного-двух, а остальные становятся лишними, которых безумные родители могут убить в утробе, не дав увидеть им света Божия, называя убийство избавлением от нежелательной беременности. И нельзя сказать, что все причины в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее, но они твердо верили и знали, что Бог не оставит их без помощи. «Даст Бог детей – даст и на детей», – говаривали они, исповедуя неопровержимую и опытом подтверждаемую истину. Ясно, что из-за неверия, крайнего себялюбия и упадка нравственности, стремления к удобствам и спокойствию снижается рождаемость. Самое дорогое – дети – делается тяжким бременем, от которого желают избавиться, чтобы жить кому как захочется.

«Из многих опытов видно, – пишет преподобный Макарий Оптинский, – что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире и любви, для семейного счастья и общественной пользы». Браки, заключенные по страсти, непрочны. Страсть, которую в наше время называют «любовью», не есть состояние психологическое, а скорее физиологическое. Это, по преимуществу, возбуждение телесное, похотное; при такой любви любят не человека, а то возбуждение чувства, которое он вызывает. «Любовь-страсть» сейчас самый распространенный наркотик. Действие наркотика в организме со временем ослабевает и требует увеличения дозы. Так же и страстная любовь постепенно уменьшается, притупляется острота опьянения, и тогда, когда гаснет так называемая «любовь», требуется увеличение дозы, обновление, замена «любимого» человека. Так распадается только что созданный союз.

Существуют так называемые секреты счастливой семейной жизни. Обычно уже в начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера любимого, так и недостатки, особенности привычек, вкуса, о которых вторая половина и не подозревала. И первый урок, который надо выучить и исполнить, это терпение, которое все преодолевает, и любовь, все покрывающая, набрасывающая на недостатки как бы вуаль и преображающая человека. Когда что-нибудь идет не так, каждый должен винить себя, а не другого. Резкое слово может надолго замедлить слияние душ. Грубость более всего непростительна именно в своем доме, по отношению к тем, которых мы любим. «Еще один секрет счастья в семейной жизни, – пишет в своем дневнике императрица Александра Федоровна, – это внимание друг к друг. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб…». Не будет согласия и любви между супругами, если каждый из них станет требовать любви и преданности от другого, не стараясь сам дарить это своей половине.

В любви нужна особая деликатность. В связи с этим советуют не демонстрировать свое плохое настроение и оскорбленные чувства. Никто не будет так переживать изза резких и необдуманных слов, слетевших с губ нечаянно, как вторая половина. Ведь чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые свидетельствуют о раздражительности или просто необдуманны.

Первым требованием счастливой супружеской жизни является верность – верность в самом широком смысле. Всем своим поведением супруги должны доказывать, что они достойны доверия. Сердце обоих должно доверяться без опаски – это основа верной любви. Жена всегда должна заботиться больше всего о том, чтобы нравиться мужу, а не кому-нибудь еще. Муж и жена должны отдавать друг другу все лучшее в себе. Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно, и этому искусству надо терпеливо обучаться не только ради себя, но и ради детей своих. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. В этом и состоит, главным образом, родительский долг.

Пусть дом ваш будет, как сад, Где радость звенит в голосах ребят, И детство наполнено счастьем.

Миссионерский листок // Тобольская
духовная семинария

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.