ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Господи! Се аз и дети, ихже дал еси мне По страницам епархиальной печати начала XX столетия

Дом причта по ул. Семакова, 1, где жил о. Петр Ребрин,
настоятель Знаменской церкви г. Тюмени

Конец минувшего (1907-го – прим. ред.) года ознаменовался для общественно-церковной жизни г. Тюмени такими торжествами, по поводу которых нельзя не поделиться сведениями в печати, так как эти торжества убедительно свидетельствуют, что мы не лишены еще возможности время от времени отдыхать душою среди царящей вокруг злобы и сумятицы, на явлениях светлых и приятных, на проявлениях взаимной любви и сердечного доброжелательства. Такой именно смысл имели два состоявшихся торжества, на которых прихожане местных церквей чествовали своих приходских пастырей.

Первое из этих торжеств состоялось 6 декабря, когда прихожане Вознесенской церкви чествовали настоятеля своей церкви отца Михаила Иноземцева по поводу 25-летия его священнического служения. На долю отца Михаила Иноземцева выпало уже второе чествование его жителями Тюмени. Не так давно городскими почитателями ему был поднесен украшенный драгоценными камнями наперсный крест в связи с десятилетием его служения в Тюмени. Теперь отцу Михаилу поднесли и ценную икону Спасителя. Очевидно, что симпатии населения к отцу Михаилу даже и в наше смутное время не только не ослабли, но и еще больше окрепли, чему нельзя не порадоваться.

Второе подобное торжество состоялось 30 декабря в Знаменской церкви. В этот день прихожане Знаменской церкви чествовали своего пастыря отца Петра Ребрина по поводу исполнившегося 25-летия его служения в этой церкви. Торжество чествования открылось после окончания литургии чтением указа консистории о разрешении чествования, причем общее внимание обратила наложенная на этот указ резолюция Архипастыря следующего содержания: «8 ноября 1907 года. В Духовную Консисторию. Господь да благословит привести в исполнение доброе намерение. Для меня весьма отрадно было узнать из ходатайства прихожан о добрых отношениях между ними и достоуважаемым их пастырем отцом Петром Ребриным».

По окончании чтения указа Г.И. Житков прочел от имени прихожан следующее обращение: «Ваше Высокоблагословение, отец Петр, наш искренне уважаемый пастырь! Вот уже четверть века прошло с тех пор, как Вы были назначены настоятелем нашего приходского храма в честь образа Знамения Пресвятой Богородицы. Такое продолжительное служение Ваше в священном сане не могло пройти бесследно как для прихожан, так и для прочих жителей. Позволим себе здесь вкратце очертить Вашу пастырскую деятельность за истекшее время на пользу нашего прихода и отметить то влияние, какое Вы оказали и оказываете на своих пасомых. Чтобы яснее представить себе результаты Вашей служебной деятельности, необходимо бросить беглый взгляд на прошлое состояние нашего прихода. При Вашем вступлении в должность настоятеля Знаменского прихода храм наш был тесен и мрачен, ризница убога, капиталов церковных мало, хор певчих состоял из одних только детских голосов, молящихся на богослужениях в храме было немного, причтового дома не было. Одним словом, наш приход был одним из беднейших приходов города. Но теперь мы видим, что все это изменилось до неузнаваемости благодаря Вашим стараниям, усердию и опытности.

Ваше истовое совершение богослужений, весьма часто сопровождающееся задушевными назидательными проповедями, и Ваша всегдашняя молитвенная настроенность при служении молебнов с проникающим в душу чтением акафистов и молитв пред чудотворным образом Знамения Пресвятой Богородицы стали привлекать в наш храм массы молящихся, а благодаря Вашей любви и знанию церковного пения при нашем храме организовался стройный хор певчих. Год от году число богомольцев увеличивалось, так что наш храм не стал вмещать в себя всех посетителей. В эту пору провидению Божию было угодно, чтобы явился крупный жертвователь в лице блаженной памяти схимонаха Михаила Ивановича Иванова, а за ним появились и другие жертвователи. Началась перестройка почти заново всего храма, и в этом главную руководящую роль приняли на себя Вы. Пришлось много Вам понести трудов, испытать немало неприятностей и огорчений, но все Вами было терпеливо вынесено, и строительное дело блестяще доведено до конца.

Теперь мы видим, что из нашего прежде тесного и мрачного храма получился храм обширный, величественный, светлый и вполне благоустроенный, составляющий в настоящее время гордость нашего города. За время Вашего служения при нашем храме появилась и лучшая из городских церквей ризница; в церковной кассе образовались крупные сбережения, и был приобретен дом для причта.

Не будем говорить о других Ваших делах и заслугах, а перейдем к характеристике Вашей пастырской деятельности. Ваша жизнь, безупречная во всех отношениях как жизнь человека безусловно трезвого и честного, всегда служила и служит добрым примером для всех нас – прихожан и неприхожан. Ваша доступность каждому и готовность по первой же просьбе исполнять церковные требы создали Вам репутацию примерного священника. Ваше отеческое отношение к своим пасомым и Ваши благие советы и наставления снискали в сердцах наших любовь и уважение к Вам. Вы являлись и являетесь в настоящее время для нас "пастырем добрым", нашим опытным руководителем в религиозно-нравственной жизни. Как законоучитель местной женской гимназии и других училищ, где обучаются наши дети и дети всего города, Вы сеете семена истинной веры и нравственности и прививаете им добрые начала.

Посему мы, прихожане градо-тюменской Знаменской церкви, проникнутые к Вам искренними чувствами любви, уважения и преданности, считаем для себя нравственным долгом поздравить Вас, дорогой наш пастырь, с исполнившимся 25-летием Вашего служения в священном сане в нашем приходе и просим принять от нас на молитвенную память подносимый нами Вам в дар наперсный крест, да продлит Господь, распятый на Кресте за грехи всего мира, дни Вашей жизни в добром здоровье и благополучии на многие годы».

Вслед за сим староста Знаменской церкви Иван Афанасьевич Новоселов поднес отцу Петру украшенный драгоценными камнями наперсный крест. Отец Петр отвечал приблизительно такой речью: «За доброе слово архипастыря, за Вашу любовь, господа прихожане, за Ваше внимание, сопастыри, и за Вашу память, добрые товарищи по службе на ниве образования детей, в землю Вам кланяюсь. Проведя скромно всю свою жизнь, я никогда не думал, что мне придется принимать участие в качестве главного лица в торжестве, подобном сегодняшнему.

Не зная за собой крупных дарований, не обладая выдающимися способностями, я, если когда-либо и мечтал о деятельности общественной, то разве что о деятельности трудоспособного честного работника – пастыря или законоучителя, чего, при помощи Божией, и удалось мне достичь. Этот-то единственный, данный от Бога талант Вы заметили во мне и воздали не по заслугам, поднося мне этот драгоценный крест. Как дар Вашей любви ко мне, я возлагаю его на себя с радостью и некоторым смущением: чем и как я воздам вам за него? Это первое. Во-вторых, я думал и думаю, что и тех трех крестов, которые я имею, более чем достаточно. Ведь каждый из них на носящего их возлагает свои обязанности.

Так, первый крест, возложенный на меня при Святом Крещении, обязывает меня строго следовать учению Иисуса Христа, быть христианином не на словах, а на деле. По себе судите – разве это так легко? Второй крест – это крест, возложенный на меня как на пастыря словесных овец. Он обязывает меня быть образцом для своей паствы – быть для вас всем, чтобы всех вас спасти, чтобы непостыдно вместе с вами предстать в урочное время на Страшном Суде Христа и сказать Богу: "Господи! Се аз и дети, ихже дал еси мне, я возвращаю их такими же чистыми, какими приял от купели Крещения". О! Как бы не услышать мне тогда: "Не знаю ни тебя, ни паствы твоей, отойдите от Меня, делатели неправды!" Было над чем подумать, когда я возлагал на себя второй крест.

А еще я имею третий крест, который обязывает меня быть образцом не только для паствы, но и для самих пастырей, совершителей Тайн Божиих, руководителей совести вашей. Не достаточно ли для одного человека хотя бы и трех крестов? Вы, поднося мне крест, тем самым налагаете еще на меня сугубые и на этот раз чрезвычайные обязанности, как чрезвычаен сам дар ваш. А я думал и сознавал, что я раб неключимый, и тех обязанностей, которых требует этот крест, не исполнил, как должно. Эти мысли могли бы вселить в меня уныние и влить в мою душу даже сомнение в своем и вашем спасении, если бы не сознание того, что сила Божия в немощи совершается, что не напрасно же дана мне благодать священства – благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, что я, прах и пепел, есть орудие промысла Божия и, следовательно, на поднесение мне креста и усвоение соединенных с ним обязанностей была воля Божия. И как все три креста есть мой удел, так и четвертый крест есть моя слава. А поэтому я приемлю его, ничтоже вопреки глаголю и земно благодарю вас».

По окончании этой речи начался благодарственный молебен Господу Богу в сослужении нескольких священников и в присутствии громадной массы молящихся. Во время молебна, после чтения Евангелия, небольшую речь произнес законоучитель реального училища отец В. Хлынов, указавший на глубокую симпатичность, трогательность и поучительность настоящего торжества ввиду переживаемого тревожного времени, которое изобилует скорбными явлениями нечеловеческой злобы и крайнего безумия и которое так редко радует нас известиями о добрых делах, являющихся всегда плодом терпеливой любви, долгого упорного труда и честного исполнения долга.

Торжество чествования закончилось в гостеприимном доме отца Петра, где учитель Успенского приходского училища А.А. Кудрявцев приветствовал его от лица сослуживцев по приходским училищам следующими словами: «С душевной радостью приветствуем Вас, дорогой сослуживец! Вы четверть века бодро и смело работали на ниве просвещения. Мы, народные учители, более чем кто-либо ценим неутомимую долголетнюю деятельность Вашу на пользу нашего детища – народной школы и с глубоким уважением и горячей признательностью говорим Вам от себя и от школы сердечное спасибо. От души желаем Вам долгих лет бодрого и радостного труда». Затем начальница женской гимназии В.М. Тихомирова в присутствии председателя педагогического совета гимназии П.А. Иванова сказала несколько приветственных слов от лица сослуживцев по гимназии и поднесла ценный подарок. Сорадующийся.

Набор текста и подготовка материала:
Артур ФАХРУТДИНОВ.
ИСТОЧНИК: «Епархиальная хроника.
Из тюменской жизни». //
«Тобольские епархиальные ведомости»
от 1 февраля 1908 года (№ 3)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.